Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов и мягкого знака в глаголах неопределенной формы, 3-го лица единственного числа и 2-го лица единственного числа.
Цели урока:
- закрепить орфографические умения,
- связать воедино грамматику и орфографию,
- сравнить алгоритмы действий при работе над безударными окончаниями существительных и глаголов,
- помочь учащимся осознать: знания, которыми овладели, нужны для грамотного письма.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация, карточки с заданиями, карточки с самостоятельной работой.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
Доска: ешь ишь ите ете им ем тся ться
- Назовите нижние соединения, верхние. Пропишите соединения.
- Где могут встречаться данные сочетания? (в глаголах)
- В каких формах глагола? (в глаголах 2-го лица единственного числа, 2-го лица множественного числа, 1-го лица единственного числа, 3-го лица, неопределенной формы)
3. Повторение знаний о глаголе (презентация, приложение 1).
- Повторение по теме «Глагол» (слайд №1).
- Глагол- это … (слайд №2)
- обозначает … (слайд №3)
- отвечает на вопросы …(слайд №4)
- изменяется по … (слайд №5)
- в предложении является …(слайд №6)
- ко II спряжению относятся …(слайд №7)
- к I спряжению относятся … (слайд №8)
- глаголы-исключения … (слайд №9)
4. Работа над словарными словами.
Учебник, страница 116. Выберите глаголы со *.
Запись на доске с объяснением: помнить, портить, украсить.
- Что общего? (все глаголы, все в неопределенной форме, все на –ить, все II спряжения, не являются исключениями)
5. Формулировка темы и цели урока.
- Сформулируйте тему и цель урока.
(Тема: «Правописание глаголов».
Цель: повторить правописание безударных личных окончаний и написание мягкого знака в разных формах глагола.)
6. Работа по теме урока.
1) Задачник. Упражнение 597:
Узнав часть речи, над каждым столбиком укажите форму, в которой употреблены слова.
__________ |
________ |
________ |
____________ |
учиш?ся |
у/чи[ца] |
учи/[ца] |
буду учи[ца] |
трудиш?ся |
тру/ди[ца] |
труди/[ца] |
буду труди[ца] |
радуеш?ся |
радуе[ца] |
радова[ца] |
буду радова[ца] |
Запиши группы слов в свою тетрадь. Перед каждой указывай форму глаголов, отмечай все орфограммы.
- Прочитайте задание.
- Что общего в этих словах? (все глаголы)
- Докажите.
- Определите формы глаголов. (Дети называют, я прикрепляю карточки с соответствующими надписями на доску:
-наст. вр., 2 л., ед. ч.
- наст. вр., 3 л., ед. ч.
- н. ф.
- буд. сложн. вр.)
-Над какой орфограммой будем работать? (правописание мягкого знака в глаголах неопределенной формы, 3-го лица единственного числа и 2-го лица единственного числа)
- Подумайте, как будут писаться глаголы в зависимости от их формы.
- Запишите, указывая форму глагола.
Проверка.
- Как записали глаголы 2-го лица единственного числа? (прикрепляю на доску карточки: -ишь, -ешь)
- Как записали глаголы 3 лица единственного числа? (прикрепляю карточку: -тся)
- Как записали глаголы в неопределенной форме? (прикрепляю карточку: -ться)
- Как записали глаголы будущего сложного времени? (прикрепляю карточку: -ться)
- Сделайте вывод, в каких формах глагола пишется мягкий знак, в каких не пишется. (Мягкий знак пишется: в глаголах настоящего времени 2-го лица единственного числа, в глаголах неопределенной формы, в глаголах будущего сложного времени,
мягкий знак не пишется в глаголах настоящего времени 3-го лица единственного числа)
- Какие умения вы применяли, решая данные орфографические задачи? (определяли время, лицо, число глаголов)
Физминутка
2) - Положите перед собой карточки.
На доске и на карточках:
______________ в неб. сия.т _______________
______________ на озер. тр.скается __________
______________ на пригорк. зеленее.т _________
______________ на полян. слыш.тся __________
- Прочитайте.
- Что это? (словосочетания)
- Какие части речи объединены в словосочетаниях? (глаголы и существительные)
- Какой вид связи в данных словосочетаниях? (управление)
- Над какими орфограммами будем работать? (безударные окончания существительных, безударные окончания глаголов)
- Что объединяет эти орфограммы? (обе в окончаниях)
- В чем различия? (будем по-разному действовать в существительных и в глаголах)
- Как будете действовать, выбирая безударные окончания существительных?
( определяем склонение (падеж), подставляем проверочное слово, определяем окончание)
- Как будете действовать, выбирая безударные окончания глаголов?
(Ставим в неопределённую форму. Смотрим: глагол на –ить? Исключение? Определяем спряжение, затем выбираем безударное окончание.)
- Вставьте буквы, рядом в скобках доказывайте выбор.
Проверка.
3) Развитие речи.
- На основе данных словосочетаний составьте предложения.
- Кто догадался, на какую тему будут эти предложения? (Весна.)
Устно составляем предложения, редактируем.
- Оставьте одну свободную строку тетради. Запишите четыре предложения.
Проверка. Чтение получившихся предложений.
- Что у вас получилось? (текст)
- Докажите. (предложения объединены общей темой)
- Озаглавьте текст. Запишите заголовок на свободной строке.
- Как можно улучшить текст? (дополнить вступлением и заключением)
7. Самостоятельная работа на карточках (приложение 2).
8. Домашнее задание.
1) Устно отредактировать текст, который составили в классе (дополнить вступлением и заключением).
2) Задачник № 3, страница 42 (тест).
9. Итог урока.
- Какие орфографические задачи решали на уроке?
- Какие умения нам пригодились для грамотного письма? (умение определять время, лицо, число, спряжение глаголов)
10. Рефлексия.
- Мне удалось…
- У меня возникли трудности …
- Я усвоил тему …