Урок русского языка по УМК "Гармония". 4-й класс. "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов и мягкого знака в глаголах неопределенной формы, 3-го лица единственного числа и 2-го лица единственного числа.

Цели урока:

  • закрепить орфографические умения,
  • связать воедино грамматику и орфографию,
  • сравнить алгоритмы действий при работе над безударными окончаниями существительных и глаголов,
  • помочь учащимся осознать: знания, которыми овладели, нужны для грамотного письма.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация, карточки с заданиями, карточки с самостоятельной работой.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

Доска: ешь ишь ите ете им ем тся ться

- Назовите нижние соединения, верхние. Пропишите соединения.

- Где могут встречаться данные сочетания? (в глаголах)

- В каких формах глагола? (в глаголах 2-го лица единственного числа, 2-го лица множественного числа, 1-го лица единственного числа, 3-го лица, неопределенной формы)

3. Повторение знаний о глаголе (презентация, приложение 1).

- Повторение по теме «Глагол» (слайд №1).

- Глагол- это … (слайд №2)

- обозначает … (слайд №3)

- отвечает на вопросы …(слайд №4)

- изменяется по … (слайд №5)

- в предложении является …(слайд №6)

- ко II спряжению относятся …(слайд №7)

- к I спряжению относятся … (слайд №8)

- глаголы-исключения … (слайд №9)

4. Работа над словарными словами.

Учебник, страница 116. Выберите глаголы со *.

Запись на доске с объяснением: помнить, портить, украсить.

- Что общего? (все глаголы, все в неопределенной форме, все на –ить, все II спряжения, не являются исключениями)

5. Формулировка темы и цели урока.

- Сформулируйте тему и цель урока.

(Тема: «Правописание глаголов».

Цель: повторить правописание безударных личных окончаний и написание мягкого знака в разных формах глагола.)

6. Работа по теме урока.

1) Задачник. Упражнение 597:

Узнав часть речи, над каждым столбиком укажите форму, в которой употреблены слова.

__________

________

________

____________

учиш?ся

 у/чи[ца]

 учи/[ца]

 буду учи[ца]

трудиш?ся

 тру/ди[ца]

 труди/[ца]

 буду труди[ца]

радуеш?ся

 радуе[ца]

 радова[ца]

 буду радова[ца]

Запиши группы слов в свою тетрадь. Перед каждой указывай форму глаголов, отмечай все орфограммы.

- Прочитайте задание.

- Что общего в этих словах? (все глаголы)

- Докажите.

- Определите формы глаголов. (Дети называют, я прикрепляю карточки с соответствующими надписями на доску:

-наст. вр., 2 л., ед. ч.

- наст. вр., 3 л., ед. ч.

- н. ф.

- буд. сложн. вр.)

-Над какой орфограммой будем работать? (правописание мягкого знака в глаголах неопределенной формы, 3-го лица единственного числа и 2-го лица единственного числа)

- Подумайте, как будут писаться глаголы в зависимости от их формы.

- Запишите, указывая форму глагола.

Проверка.

- Как записали глаголы 2-го лица единственного числа? (прикрепляю на доску карточки: -ишь, -ешь)

- Как записали глаголы 3 лица единственного числа? (прикрепляю карточку: -тся)

- Как записали глаголы в неопределенной форме? (прикрепляю карточку: -ться)

- Как записали глаголы будущего сложного времени? (прикрепляю карточку: -ться)

- Сделайте вывод, в каких формах глагола пишется мягкий знак, в каких не пишется. (Мягкий знак пишется: в глаголах настоящего времени 2-го лица единственного числа, в глаголах неопределенной формы, в глаголах будущего сложного времени,

мягкий знак не пишется в глаголах настоящего времени 3-го лица единственного числа)

- Какие умения вы применяли, решая данные орфографические задачи? (определяли время, лицо, число глаголов)

Физминутка

2) - Положите перед собой карточки.

На доске и на карточках:

______________ в неб. сия.т _______________

______________ на озер. тр.скается __________

______________ на пригорк. зеленее.т _________

______________ на полян. слыш.тся __________

- Прочитайте.

- Что это? (словосочетания)

- Какие части речи объединены в словосочетаниях? (глаголы и существительные)

- Какой вид связи в данных словосочетаниях? (управление)

- Над какими орфограммами будем работать? (безударные окончания существительных, безударные окончания глаголов)

- Что объединяет эти орфограммы? (обе в окончаниях)

- В чем различия? (будем по-разному действовать в существительных и в глаголах)

- Как будете действовать, выбирая безударные окончания существительных?

( определяем склонение (падеж), подставляем проверочное слово, определяем окончание)

- Как будете действовать, выбирая безударные окончания глаголов?

(Ставим в неопределённую форму. Смотрим: глагол на –ить? Исключение? Определяем спряжение, затем выбираем безударное окончание.)

- Вставьте буквы, рядом в скобках доказывайте выбор.

Проверка.

3) Развитие речи.

- На основе данных словосочетаний составьте предложения.

- Кто догадался, на какую тему будут эти предложения? (Весна.)

Устно составляем предложения, редактируем.

- Оставьте одну свободную строку тетради. Запишите четыре предложения.

Проверка. Чтение получившихся предложений.

- Что у вас получилось? (текст)

- Докажите. (предложения объединены общей темой)

- Озаглавьте текст. Запишите заголовок на свободной строке.

- Как можно улучшить текст? (дополнить вступлением и заключением)

7. Самостоятельная работа на карточках (приложение 2).

8. Домашнее задание.

1) Устно отредактировать текст, который составили в классе (дополнить вступлением и заключением).

2) Задачник № 3, страница 42 (тест).

9. Итог урока.

- Какие орфографические задачи решали на уроке?

- Какие умения нам пригодились для грамотного письма? (умение определять время, лицо, число, спряжение глаголов)

10. Рефлексия.

- Мне удалось…

- У меня возникли трудности …

- Я усвоил тему …