Цели: на материале сказок развивать интеллект и логическое мышление; умения обнаруживать отличительные признаки; находить главное существенное, находить аналогию; выявлять закономерность, классифицировать, обобщать; развивать интеллектуальные чувства, любознательность, чувство новизны; развивать самостоятельность и творческое начало, интерес к фольклору, народному творчеству; формировать культуру речи; воспитывать чувства дружбы, коллективизма, соревнования; расширить представления детей о сказках.
Оборудования:
- выставка книг-сказок,
- выставка портретов сказочников-писателей,
- выставка рисунков детей на тему: “В мире сказок”,
- репродукции сказок,
- карточки с заданиями для конкурсов.
План:
1. Представления команд.
2. Выбор жюри.
3. Конкурсы.
4. Подведение итогов.
Ход мероприятия
Вступительная беседа.
- Ребята, вы любите сказки?
Существует очень много интересных сказок, но среди них есть самые любимые, самые дорогие! Сегодня мы вспомним их, встретимся со многими героями сказок.
- Чем отличается сказка от других произведений?
- Кто пишет сказки?
- Как называются сказки, которые сочинил народ?
В нашей стране живут люди разных национальностей. Поэтому сказок множество. Это русские и украинские, татарские и таджикские. (Показ книг на выставке.)
- Как называются сказки, которые написали писатели? (Авторские или литературные.)
- Каких писателей-сказочников вы знаете? (Показ портретов.)
- О чем мечтал народ в сказках?
- Вымысел существует в каждой сказке. Что побеждает в сказках – добро или зло?
- А на какие три группы делятся все сказки? (Социально-бытовые, волшебные и о животных.)
Далее учитель или дети вкратце объясняют, что обозначает то или иное название сказки.
Животные сказки - самые распространенные.В этих сказках главными героями являются животные. В своих сказках народ высмеивает различные пороки людей, такие, как например: Жадность, глупость, грубость. Наделяя различных зверей – медведя, лису, зайца, кота, человеческими недостатками и слабостями, люди – сказочники высмеивают эти пороки в своих произведениях.
Социально-бытовые сказки. В них отражаются вполне реальные, жизненные конфликты между людьми. События обычно происходят в обычной обстановке, В деревне, у леса. Здесь нет присутствия сверхъестественной силы.
Волшебные сказки. Здесь происходят чудесные действия, превращения, благодаря злой или доброй силе. Главные герои – это Иванушка – дурачок, Андрей - Стрелец, и герои с отрицательными качествами – Баба – Яга, Кощей Бессмертный.
1. Представление команд.
2. Представление жюри.
3. Конкурсы.
1 конкурс. Разминка.
- Из какой сказки эти строчки?
1 команда.
Появился на птичьем дворе маленький птенец-утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью.
2 команда.
А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
1 команда.
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
2 команда.
Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у них врозь.
2 конкурс. Что это за вещи?
1 команда.
С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла.)
2 команда.
С помощью предмета, который здесь находиться, главный герой сказки нашел свое счастье - мудрую жену, которая была заколдована. (Лук со стрелой.)
1 команда.
Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки. (Мочалка.)
2 команда.
В какой сказке эти овощи действуют, как живые существа? (Помидор, лук, лимон, апельсин.)
3 конкурс. “Сказка стала былью”
- Давным-давно люди мечтали подняться в воздух, опуститься на дно морское, и чтобы горшочек без огня кашу варил. Шло время – и то, что было чудом раньше, сейчас – самые обыкновенные вещи. Чудеса превратились в различные машины, изобретения.
Сейчас каждая команда получит по три карточки с названиями сказочных чудес. Вы должны догадаться, во что превратились эти чудеса.
1. Гусли-самогуды. (Магнитофон.)
2. Ступа. (Ракета, самолет.)
3. Чудо-зеркало.(Телевизор, компьютер.)
4. Перо Жар-птицы. (Лампа.)
5. Клубок ниток, указывающий дорогу. (Компас.)
6. Сани, что везут сами. (Автомобиль.)
4 конкурс. Музыкальный.
- Для каждой команды приготовлена песенка. Послушайте и отгадайте, кто так поет.
5 конкурс капитанов.
Вопросы капитанам.
1. Где хранилась смерть Кощея Бессмертного?
2. В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами?
3. Какая женщина первая поднялась в воздух, на каком аппарате?
4. Какие лекарства спасли Карлсона от самых страшных болезней?
6 конкурс. К каким сказкам нарисованы эти иллюстрации?
7 конкурс. Хорошо ли вы знаете сказки? По 1 вопросу каждой команде.
1. У кого из героев были хрустальные туфельки?
2. Как Маша из сказки домой воротилась?
3. В сказке “Мойдодыр” говорится о сбежавших вещах. Назовите их.
4. Какие звери звонили по телефону в сказке Чуковского?
5. Какое число чаще всего встречается в сказках?
6. Как обычно начинаются все русские народные сказки?
7. Кто жил в теремке?
8. Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого “ Три медведя?”
9. Какую песенку пел Колобок?
10. Гуси-лебеди летят, унести детей хотят. Кто помог детям от Бабы – Яги домой добраться?
8 конкурс. Буратино принес билеты в театр. Попадете туда ,только если угадаете, герой какой сказки изображен на билете.
Молодцы! Вы все приглашены в театр!
9 конкурс. Домашнее задание. Инсценировка сказок.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам “До свидания!”
До счастливых новых встреч!