Программа факультативного курса "Край, в котором я живу"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Программа курса составлена на основе проекта Закона Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных стандартов общего образования».

Курс предназначен для учащихся 2–4 классов. Рассчитан на 3 года изучения по 1 часу в неделю. Итого: 102 часа. Данный факультативный курс предназначен для групповых занятий  не менее 12 человек в группе).

Краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств и является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению школьников в художественное творчество, расширяет знания об искусстве родного  края, об особенностях его современной жизни.

Цели и задачи курса:

Исходя из возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к  краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине».

Изучение национально-регионального компонента направлено на формирование и развитие познавательной компетенции, развитие интеллектуального потенциала младших школьников, что происходит посредством решения следующих задач:

  • формирования целостного представления о Красноярском крае его специфике;
  • освоение знаний об основных достопримечательностях Красноярского края,  объектах культуры, произведениях искусств, их создателях и культурно-историческом значении, о народных промыслах и ремеслах;
  • овладение системой знаний о географическом и природно-экологическом своеобразии края;
  • формирование целостного представления о «геологическом периоде» истории Норильска и первых норильчанах.

Формы проведения занятий: эвристические беседы, игры-путешествия, конференции по защите рефератов, творческих проектов, уроки-викторины, уроки-встречи, экскурсии, круглые столы.

Способы проверки усвоения материала: интеллектуальные марафоны, олимпиады, викторины, научно-практические конференции.

Содержание программы

Раздел I

Введение (3 часа)

Знакомство с целями и задачами курса, формами занятий. Что изучает краеведение.

Раздел II

О близком и незнакомом (9 часов)

Символика страны, края, города, района, гимназии, семьи.

Первоначальные знания по топонимике.

Раздел III

История и археология Красноярского края (24 часа)

История образования и развития Красноярского края. История хозяйственного освоения Сибири. Присоединение Приенисейского края к России. Красноярск изначальный. Освоение Красноярского острога. Правление центральной власти в крае. Культура и быт Приенисейского края. Промыслы и земледелие. Ремесла и торговля.

Раздел IV

Географическое и социально-экономическое развитие Красноярского края (15 часов)

Административно-территориальное устройство. Города и районы края. Устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления. Сырьевые ресурсы. Рельеф. Климат. Животный и растительный мир. Уровень жизни населения.

Раздел V

Таймыр многоликий (27 часов)

История освоения. Географическое положение. Климат. Смена времен года на Таймыре. Природные явления(вечная мерзлота, Полярное сияние). Флора и фауна. Адаптация животных к условиям Крайнего Севера. Природные ресурсы. Коренное население. Быт. Семейные традиции, верование, обряды. История Норильска. Нориллаг. Становление комбината, крупнейшего в стране горно-металлургического комплекса. Норильск в годы Великой Отечественной войны. Памятники и памятные места Норильска. История улиц. Известные люди Норильска и Таймыра. Культура и искусство.

Раздел VI

Это в наших руках (12 часов)

Природа и экология. Заповедники Красноярского края и Таймыра. Красная книга. Роль детей в природоохранной деятельности. Охрана здоровья: самый северный санаторий «Валек».

Раздел VII

Культурное наследие Красноярского края (12 часов)

Литература Красноярья: устное народное творчество. Поэты и писатели: творчество и биография. Произведения устного народного творчества коренный малочисленных народов Севера. Легенды и мифы. Художественная культура: основные виды (изобразительное, театральное, музыкальное, декоративно-прикладное).

Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы оканчивающих факультативный курс «Край, в котором я живу».

См. Презентацию.

По разделу «О близком и незнакомом».

Иметь представление:

  • об истории герба, правилах его составления; о гербе, как историческом источнике, который многое может рассказать о городе, стране.
  • о топонимике Таймыра

По разделу «История и археология».

Иметь представление:

  • об истории образования и развития Красноярского края.
  • об истории хозяйственного освоения Сибири
  • о культуре и быте Приенисейского края.

Знать:

  • историю, традиции и быт населения Красноярского края;
  • исторические памятники Красноярского края

По разделу «Географическое и социально-экономическое развитие Красноярского края».

Иметь представление:

  • об устройстве органов государственной власти и органов местного самоуправления края;
  • о специфике географического  положения  и  административно-территориального устройства Красноярского края;
  • о значении реки Енисей в жизни и хозяйственной деятельности населения Красноярского края;
  • численности, составе и плотности населения Красноярского края;
  • об уровне жизни населения Красноярского края;

Знать:

  • полезные ископаемые, встречающиеся на территории Красноярского края (2-3), уметь показывать их на карте;
  • особенности климатических условий;

Уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных Красноярского края (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя.
  • показывать на карте основные водоёмы, горы, равнины Красноярского края;

По разделу «Таймыр многоликий».

Иметь представление:

  • об история освоения Таймырского полуострова; Норильска;
  • об истории становления комбината, крупнейшего в стране горнометаллургического комплекса.
  • о традициях, быте, промыслах и ремеслах коренных малочисленных народов Севера;
  • о природных ресурсах;

Знать:

  • географическое положение Таймырского полуострова;
  • особенности климатических условий; природные явления;
  • флору и фауну; заповедные места Таймыра;
  • памятники и памятные места Норильска.

Уметь:

  • приводить   примеры   природных   явлений,   которые   можно наблюдать на территории Таймыра;

По разделу «Это в наших руках»

Иметь представление:

  • об экологической культуре;
  • о заповедниках и национальных парках Красноярского края и Таймыра;

Знать:

  • редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Красноярского края (2-3);

Уметь:

  • анализировать и оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в ее охране;
  • уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • уметь приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Красноярского края, адаптации человека к условиям окружающей среды;

По разделу « Культурное наследие Красноярского края»

Иметь представление:

  • о произведениях устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;
  • о ведущих художественных музеях Красноярского края;
  • о ведущих краеведческих музеях Красноярского края;
  • о традициях, быте, промыслах и ремеслах народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;
  • о  театрах  Красноярского края;

Знать:

  • имена известных писателей и поэтов Красноярского края
  • имена известных художников Красноярского края
  • имена известных композиторов Красноярского края;

Уметь:

  • самостоятельно  подбирать  произведения  устного  народного творчества,  а также художественные произведения  писателей и поэтов Красноярского края на заданную тему;
  • работать с разными источниками информации (детскими периодическими изданиями, справочниками, словарями, энциклопедиями);
  • изготавливать декоративные композиции из художественных и природных материалов, добываемых в Красноярском крае;
  • уметь декоративно оформлять изделия с использованием национального орнамента.

 

Список литературы:

  1. Закон Красноярского края «О Краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае от 25.06.2004 №11 – 2071
  2. «Концепция модернизации образования на период до 2010 года» от 29.12.01.
  3. К.Богданович «Становление города у Красного Яра»: – Красноярское книжное издательство, 1987 г.
  4. М.В.Кириллов «Природа Красноярского края и ее охрана»: – Красноярское книжное издательство, 1983 г.
  5. Л.В. Безъязыков «Красноярск изначальный»: – Красноярское книжное издательство, 1978 г.
  6. «История Красноярского края»: – Учебное пособие: – Красноярское книжное издательство, 1981 г.
  7. «Легенды и сказки полярной ночи»: – Дудинка, 1994 г.
  8. «Край Северного сияния»: – Агенство Печати «Новости», 1998 г.
  9. «Таймыр незабываемый»: – Зеленогорск, 2000г.
  10. «Норильск. Объяснение в любви»: – ИНА «Норильск», 1993 г.
  11. «Таймыр. Путешествие в край, овеянный легендами и ледяными ветрами»: – Красноярское книжное издательство, 1990 г.
  12. «Заполярье».- Избранные фотографии: – Москва: Издательство «Планета», 1987 г.
  13. Г. Кузнецов «Когда я была большой»: – Норильск, 2002 г.