Пояснительная записка
Программа курса составлена на основе проекта Закона Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных стандартов общего образования».
Курс предназначен для учащихся 2–4 классов. Рассчитан на 3 года изучения по 1 часу в неделю. Итого: 102 часа. Данный факультативный курс предназначен для групповых занятий не менее 12 человек в группе).
Краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств и является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению школьников в художественное творчество, расширяет знания об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.
Цели и задачи курса:
Исходя из возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине».
Изучение национально-регионального компонента направлено на формирование и развитие познавательной компетенции, развитие интеллектуального потенциала младших школьников, что происходит посредством решения следующих задач:
- формирования целостного представления о Красноярском крае его специфике;
- освоение знаний об основных достопримечательностях Красноярского края, объектах культуры, произведениях искусств, их создателях и культурно-историческом значении, о народных промыслах и ремеслах;
- овладение системой знаний о географическом и природно-экологическом своеобразии края;
- формирование целостного представления о «геологическом периоде» истории Норильска и первых норильчанах.
Формы проведения занятий: эвристические беседы, игры-путешествия, конференции по защите рефератов, творческих проектов, уроки-викторины, уроки-встречи, экскурсии, круглые столы.
Способы проверки усвоения материала: интеллектуальные марафоны, олимпиады, викторины, научно-практические конференции.
Содержание программы
Раздел I
Введение (3 часа)
Знакомство с целями и задачами курса, формами занятий. Что изучает краеведение.
Раздел II
О близком и незнакомом (9 часов)
Символика страны, края, города, района, гимназии, семьи.
Первоначальные знания по топонимике.
Раздел III
История и археология Красноярского края (24 часа)
История образования и развития Красноярского края. История хозяйственного освоения Сибири. Присоединение Приенисейского края к России. Красноярск изначальный. Освоение Красноярского острога. Правление центральной власти в крае. Культура и быт Приенисейского края. Промыслы и земледелие. Ремесла и торговля.
Раздел IV
Географическое и социально-экономическое развитие Красноярского края (15 часов)
Административно-территориальное устройство. Города и районы края. Устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления. Сырьевые ресурсы. Рельеф. Климат. Животный и растительный мир. Уровень жизни населения.
Раздел V
Таймыр многоликий (27 часов)
История освоения. Географическое положение. Климат. Смена времен года на Таймыре. Природные явления(вечная мерзлота, Полярное сияние). Флора и фауна. Адаптация животных к условиям Крайнего Севера. Природные ресурсы. Коренное население. Быт. Семейные традиции, верование, обряды. История Норильска. Нориллаг. Становление комбината, крупнейшего в стране горно-металлургического комплекса. Норильск в годы Великой Отечественной войны. Памятники и памятные места Норильска. История улиц. Известные люди Норильска и Таймыра. Культура и искусство.
Раздел VI
Это в наших руках (12 часов)
Природа и экология. Заповедники Красноярского края и Таймыра. Красная книга. Роль детей в природоохранной деятельности. Охрана здоровья: самый северный санаторий «Валек».
Раздел VII
Культурное наследие Красноярского края (12 часов)
Литература Красноярья: устное народное творчество. Поэты и писатели: творчество и биография. Произведения устного народного творчества коренный малочисленных народов Севера. Легенды и мифы. Художественная культура: основные виды (изобразительное, театральное, музыкальное, декоративно-прикладное).
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы оканчивающих факультативный курс «Край, в котором я живу».
См. Презентацию.
По разделу «О близком и незнакомом».
Иметь представление:
- об истории герба, правилах его составления; о гербе, как историческом источнике, который многое может рассказать о городе, стране.
- о топонимике Таймыра
По разделу «История и археология».
Иметь представление:
- об истории образования и развития Красноярского края.
- об истории хозяйственного освоения Сибири
- о культуре и быте Приенисейского края.
Знать:
- историю, традиции и быт населения Красноярского края;
- исторические памятники Красноярского края
По разделу «Географическое и социально-экономическое развитие Красноярского края».
Иметь представление:
- об устройстве органов государственной власти и органов местного самоуправления края;
- о специфике географического положения и административно-территориального устройства Красноярского края;
- о значении реки Енисей в жизни и хозяйственной деятельности населения Красноярского края;
- численности, составе и плотности населения Красноярского края;
- об уровне жизни населения Красноярского края;
Знать:
- полезные ископаемые, встречающиеся на территории Красноярского края (2-3), уметь показывать их на карте;
- особенности климатических условий;
Уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных Красноярского края (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя.
- показывать на карте основные водоёмы, горы, равнины Красноярского края;
По разделу «Таймыр многоликий».
Иметь представление:
- об история освоения Таймырского полуострова; Норильска;
- об истории становления комбината, крупнейшего в стране горнометаллургического комплекса.
- о традициях, быте, промыслах и ремеслах коренных малочисленных народов Севера;
- о природных ресурсах;
Знать:
- географическое положение Таймырского полуострова;
- особенности климатических условий; природные явления;
- флору и фауну; заповедные места Таймыра;
- памятники и памятные места Норильска.
Уметь:
- приводить примеры природных явлений, которые можно наблюдать на территории Таймыра;
По разделу «Это в наших руках»
Иметь представление:
- об экологической культуре;
- о заповедниках и национальных парках Красноярского края и Таймыра;
Знать:
- редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Красноярского края (2-3);
Уметь:
- анализировать и оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в ее охране;
- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- уметь приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Красноярского края, адаптации человека к условиям окружающей среды;
По разделу « Культурное наследие Красноярского края»
Иметь представление:
- о произведениях устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;
- о ведущих художественных музеях Красноярского края;
- о ведущих краеведческих музеях Красноярского края;
- о традициях, быте, промыслах и ремеслах народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;
- о театрах Красноярского края;
Знать:
- имена известных писателей и поэтов Красноярского края
- имена известных художников Красноярского края
- имена известных композиторов Красноярского края;
Уметь:
- самостоятельно подбирать произведения устного народного творчества, а также художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края на заданную тему;
- работать с разными источниками информации (детскими периодическими изданиями, справочниками, словарями, энциклопедиями);
- изготавливать декоративные композиции из художественных и природных материалов, добываемых в Красноярском крае;
- уметь декоративно оформлять изделия с использованием национального орнамента.
Список литературы:
- Закон Красноярского края «О Краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае от 25.06.2004 №11 – 2071
- «Концепция модернизации образования на период до 2010 года» от 29.12.01.
- К.Богданович «Становление города у Красного Яра»: – Красноярское книжное издательство, 1987 г.
- М.В.Кириллов «Природа Красноярского края и ее охрана»: – Красноярское книжное издательство, 1983 г.
- Л.В. Безъязыков «Красноярск изначальный»: – Красноярское книжное издательство, 1978 г.
- «История Красноярского края»: – Учебное пособие: – Красноярское книжное издательство, 1981 г.
- «Легенды и сказки полярной ночи»: – Дудинка, 1994 г.
- «Край Северного сияния»: – Агенство Печати «Новости», 1998 г.
- «Таймыр незабываемый»: – Зеленогорск, 2000г.
- «Норильск. Объяснение в любви»: – ИНА «Норильск», 1993 г.
- «Таймыр. Путешествие в край, овеянный легендами и ледяными ветрами»: – Красноярское книжное издательство, 1990 г.
- «Заполярье».- Избранные фотографии: – Москва: Издательство «Планета», 1987 г.
- Г. Кузнецов «Когда я была большой»: – Норильск, 2002 г.