Развитие речи младших школьников

Разделы: Начальная школа


Актуальной проблемой начального обучения была и остается проблема развития речи младших школьников.

Есть, потому что каждый учитель начальных классов знает об этом. А говорить о том, что она была, можно познакомившись с трудами К.Д.Ушинского. При обучении детей родному языку Ушинский определял главной целью работы “развитие дара слова в широком смысле – умение слушать, изъясняться изустно, читать и писать, обостренное чувство к слову, к его звуковой форме, его устройству, значению и смыслу”.

Начну с чрезвычайной важности произносительной стороны речи. Это хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями.

Узнаете?

Мимо школы не спеша
Шли четыре малыша.
- Поигаем, что ли, в пятки?
- Луссе в мясик на плоссядке!
- Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поигвать!
В пятки”?
“В вунки”?
Что такое?!
Ничего не разобрать.

Такие дефекты речи, обычно плохое выговаривание отдельных звуков, нередко встречаются у младших школьников. Это мешает не только общению, но и адаптации детей, а в дальнейшем грозит перерасти в комплекс. В городских садах, школах этой проблемой занимается логопед, а в сельской школе, я считаю, это прямая работа учителя начальных классов.

Коррекция звуков, выработка четкости артикуляции – одна из целей данной работы.

На начальном этапе работы незаменимым материалом являются детские скороговорки, считалки, приговорки, длинноговорки, чистоговорки. Они выполняют уникальную функцию: интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, художественное развитие детей в игре и через игру.

Помощником же на данном этапе мне стали методические рекомендации в работе над развитием речевого аппарата заслуженного учителя школ России, учительницы начальных классов г. Барнаула Любови Даниловны Лищинской. На первом занятии ребята знакомятся с тем, что у каждого из нас есть речевой аппарат, из чего он состоит, и чтобы говорить уверенно, смело и понятно, нужно научиться управлять своим голосом.

Учитель на данных занятиях выполняет роль дирижера, умеющего показать образец говорения, способного вычленить нужный звук в скороговорке, выделить его интонационно, заинтересовать красотой, скоростью говорения. Особенностью работы является одновременное включение в говорение ребят всего класса в течение 2-3 минут на каждом уроке чтения, проводить занятия с улыбкой, весело, играя, чередуя темп, ритм, силу голоса, организовывать соревнования между детьми и собой в скорости говорения.

Начинаем работу, медленно произносим скороговорку, запоминаем текст на слух (2-3 раза), выделяем в скороговорке повторяющийся звук (Прроворронила ворона вороненка). Закрываем глазки, говорим в “темноте” шепотом (2-3 р.), говорим мышечно, без звука; работаем в парах, говорим друг другу; увеличиваем силу звука по движению руки (шепотом – повышаем силу голоса – говорим громко); делаем логическое ударение на каждом из слов скороговорки; говорим с разной интонацией: вопросительно, весело, задорно, как строгие папы и мамы. На выдохе говорим скороговорку столько раз, сколько позволит выдох. В эту работу включаю гимнастику для язычка:

Чики-чики-чики-чок
Я – веселый язычок.
В руки кисточку возьму
Потолочек побелю. (Белим небо)

На часы взглянул – идут.
Тик-так, тик-тук. (Часики)

Сделал я уборку,
А теперь на горку
С горки покатался
И проголодался. (Вкусное варенье)

Использую стихи для работы над выразительностью, стараемся передать интонацией, мимикой, жестами характер стихотворения. Например, мы используем в работе “Кислые стихи” Эммы Мошковской. Систематическая работа, из урока в урок, способствует формированию правильной артикуляции звуков, развитие поэтического слуха, чувства слова, увеличивается скорость не только говорения и чтения. Так, в конце второго класса из 14 учащихся моего класса 13 читали выше нормы с малым количеством ошибок. Чтение отличается выразительностью, умение делать логические ударения, паузы.

Данная работа помогла выявить артистов в классе, это почти все дети. Они раскованны и артистичны, на смотрах, праздниках занимаем призовые места, артисты нашего класса постоянно участвуют в школьных концертах. Еще ребята очень любят драматизацию на уроках чтения, что повышает интерес как к урокам чтения, так и к произведениям писателей и поэтов.

Следующее требование к речи – это точность речи. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия и умения выбрать в разных случаях слова, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого, и правильность речи, т.е. соответствие литературной норме. Для того, чтобы выполнить эти требования, нужно проводить работу по обогащению словарного запаса детей.

Источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках, речь учителя, а также внеклассное чтение учащихся. В классе есть картотека “Мы читаем”, в которую мы помещаем на карточках данные о прочитанных книгах по разделам. Раз в четверть мы подводим итоги, выявляем лучших читателей, каждый ребенок должен еще рассказать о какой – либо из прочитанных книг. Я благодарна этой картотеке за то, что она мне помогла активизировать внеклассное чтение детей и вовлечь в процесс чтения мальчика, который во 2 классе не укладывался в норму чтения (виной тому и психологические особенности – чрезмерная медлительность). А теперь он почти каждый день рассказывает о прочитанных книгах и пополняет своими карточками картотеку.

В обогащении словаря учебники играют тоже очень важную роль: они составлены так, чтобы каждый текст с одной стороны был доступен, а с другой стороны содержал новые слова. Тексты эти принадлежат подлинным мастерам слова, и мы учимся мастерству у них. Готовясь к урокам я выделяю слова, которые могут оказаться для детей новыми, непонятными. Например, готовясь к уроку по басне И.А.Крылова “Ворона и Лисица”, я заранее выяснила, знают ли ребята значение слова “лесть”, т.к. смысл басни не будет понятен без знания смысла этого слова. Первым делом опираюсь на жизненный опыт детей – что они знают. Каких только версий не возникло по определению значения этого слова! Затем обращаемся за разъяснением к “Толковому словарю”. А вот значение слова “вещунья”, относящегося к вороне, дети смогли объяснить сами – “крик вороны предвещает что-то недоброе, поэтому в народе говорят “не накаркай”, т.е. не накликай чего-нибудь плохого”.

Знакомясь с новым текстом, работаем с карандашом, помечая непонятные слова. Бывает, что встречается многозначное слово, тогда уделяем время для разбора каждого значения слова, составляем предложения. Продолжаем работу над многозначностью слова и при выполнении различных заданий на карточках. Предлагаю разные формы работы - и индивидуальную, и в парах, и в группах.

Когда же лучше начать знакомство со словарём? Я считаю, что с 1 класса. Ищем в словаре изученные буквы, и приучаю детей к той мысли, что словарь – это книга особенная, в ней есть строгий порядок следования слов. Потом умение пользоваться словарём при поиске нужного слова оттачивается. Это умение формируется далеко не сразу, а в течение последующих лет. А в 4 классе каждый ребенок сдает зачет по умению пользоваться словарем.

На какие вопросы ещё может дать ответы словарь? Как правильно сказать свёкла или свекла, звонит или звонит, торты или торты. Большое внимание уделяю нормам правильного произношения. Во-первых, моя речь является образцом для детей, а во-вторых, использую следующие формы работы: работа с орфоэпическим словарем в учебнике “Русского языка”, выполнение упражнений на карточках по теме “Говори правильно!”. Вся эта работа способствует правильному употреблению слов в устной речи.

Еще хочется поделиться опытом работы со словарными словами, ведь написание многих слов можно объяснить, проверить, обратившись к этимологии слова. И помогла мне в этом работа профессора Григория Наумовича Приступы “Об элементах этимологического разбора на уроках русского языка”. Девиз данной работы: от биографии слова к его орфографии. И добавлю к уточнению и обогащению словарного запаса детей. Например, словарное слово МАЛИНА произошло от “малый”; одно из объяснений – ягода, состоящая из небольших частей, проверочное слово МАЛЫЙ, МАЛО. МЕДВЕДЬ – от МЁД и ВЕДАТЬ (в значении есть, пробовать, отведывать), проверочное слово МЁД. ПЕТУХ – от слова ПЕТЬ.

Систематически предлагаю упражнения, в которых должны быть использованы данные слова, т.е. стараюсь включить их в активный словарь детей. Это как бы закрепительный этап. Такая работа помогает не только прочному усвоению написания слов, т.к. дети могут проверить его, но и уточнению их значения. Обращение к истории слова внимание, интерес, учит чутко относиться к слову, что очень важно не только на уроках русского языка, чтения, но и на других уроках. Например, на уроке природоведения услышав слово “ископаемое”, дети сразу “расшифровали” его, обратившись к его этимологии.

И в заключение хотелось бы обратиться к словам К. Паустовского: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”.