Цели:
1) развить представление о кислороде как химическом элементе, сформировав понятия “озон”, “аллотропия”, “аллотропные модификации”;
2) способствовать развитию умений характеризовать вещества по плану и сравнивать их, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
3) способствовать формированию мировоззренческой идеи о взаимосвязи количественных и качественных изменений.
Ход урока
I. Подготовка к изучению нового материала.
На предыдущих уроках мы изучали кислород. Кислород – как химический элемент и кислород – как простое вещество, образованное атомами этого химического элемента.
Вспомним, что вам известно о кислороде как химическом элементе. Пользуясь планом, дайте характеристику химическому элементу кислород. (Слайд)
Таким образом, атомы химического элемента кислорода участвуют в образовании следующих веществ: О2,СО2,О3, Н2О, СаСО3, SiO2, в том числе кислорода – как вещества.
Что вам известно о веществе кислород? Охарактеризуйте вещество кислород, пользуясь представленным на экране планом. (Слайд)
Действительно, кислород легко вступает в химические реакции. При этом, химическое взаимодействие веществ с кислородом называется реакцией окисления. Вещества же, образованные при этом, называются оксидами. Уравнение химической реакции отражает материальный баланс процесса. Это позволяет использовать такие уравнения для количественных расчетов.
Решим задачу. Откройте тетради, подпишите сегодняшнее число… (Слайд)
II. Цель сегодняшнего урока: продолжить изучение темы “Кислород” и познакомиться еще с одним веществом, также образованным атомами только этого химического элемента, которое называется озон. (Слайд)
III. Изучение нового материала.
Запишите в тетради тему сегодняшнего урока “Озон”.
1 п.
Прежде чем дать характеристику вещества озон по известному вам плану (cлайд), вспомните: Что вам известно о данном веществе? Что вы слышали или читали об озоне? (Беседа с учащимися)
Нахождение в природе. (Слайд)
Получение
1) Озон образуется под воздействием солнечного излучения (его ультрафиолетовой части) из кислорода, (слайд-гиперссылка) чем и объясняется скопление этого вещества в верхних слоях атмосферы (в стратосфере). В ходе этой реакции поглощается та часть солнечного излучения, которая является губительной для всего живого на Земле.
Ультрафиолетовые лучи (составляющее солнечного излучения), вторгаясь в стратосферу, разбивают молекулы кислорода (О2) на два атома (О), которые вступают в реакцию с молекулами кислорода (О2), образуя озон (О3).
2) Озон образуется также вследствие электрических разрядов (например, во время грозы).
3) Озон образуется также при окислении смолы хвойных деревьев или морских водорослей.
Для дальнейшего знакомства с озоном можно посмотреть видеоматериал (Диск – физические свойства, химические свойства, применение)
Итак, что вам теперь известно об озоне?
Дайте характеристику вещества озон по плану, представленному на экране. (Слайд)
Следует отметить. (Комментарии учителя по ходу заполнения таблицы)
Нахождение в природе
Толщина озонового слоя над поверхностью Земли не постоянна.
1) Сезонные изменения толщины озонового слоя – явление естественное.
Кроме того,
2) Созданные человеком химические вещества, в частности, фреоны (вещества, используемые как хладагенты в холодильных агрегатах), вступают в реакцию с озоном, разрушая его, уменьшая тем самым толщину озонового слоя (образуя т.н. “озоновую дыру”).
На сегодняшний день учеными установлено значительное уменьшение толщины озонового слоя над Антарктидой, что позволяет большему количеству ультрафиолетовых лучей достигать поверхности Земли.
На полученном из космоса изображении дыра в озоновом слое над Антарктидой кажется синим пятном.
Физические свойства
1) Озон обладает запахом, который вы явственно ощущаете после грозы или в хвойном лесу. “Озон” (греч.) – “пахнущий”.
2) Озон тяжелее воздуха: Мr(O3) = 48.
Химические свойства (Слайд – гиперссылка)
1) Молекула озона очень непрочная О3—> О2 + О, 2О—> О2, 2О3—> 3О2
2) Образующийся атомарный кислород более энергично реагирует с веществами, чем молекулярный, поэтому озон химически активнее кислорода.
Действительно,
- он быстро разрушает резину, очень медленно изменяющуюся в среде воздуха;
- взаимодействует при комнатной температуре с серебром, образуя оксид серебра Ag + O3—>AgO + O2 (а с кислородом серебро не реагирует);
- озон обладает бактерицидным действием (целительна атмосфера соснового леса или морского побережья).
2 п.
Охарактеризовав каждое из веществ, образованных атомами химического элемента кислорода, вы теперь можете их сравнить.
Дайте сравнительную характеристику кислорода и озона, отметьте сходства и различия. (Слайд)
Кислород и озон – простые вещества, образованные атомами одного и того же химического элемента кислорода.
Однако, молекула кислорода содержит 2 атома кислорода, молекула озона содержит 3 атома кислорода.
При этом мы отмечаем у них различные свойства (в чем-то схожие).
Различие в количестве атомов приводит к различию в свойствах. Количественные изменения переходят в качественные (один из основных законов философии).
3 п.
1) Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ, называют аллотропией. (Слайд)
2) Разные простые вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, называют аллотропными модификациями (видоизменениями).
IV. Итог урока.
Итак, сегодня на уроке необходимо было. (Слайд)
Сформулируйте вывод (по цели).
V. Домашнее задание.
Дома, прочитав текст § 4.5:
- ответить на вопросы после §4.5 (с.79 учебника) – устно;
- выучить определения “аллотропия” и “аллотропные модификации”.
К следующему уроку необходимо уметь:
- характеризовать простое вещество озон;
- сравнивать его с веществом кислород;
- объяснять явление “ аллотропия” и понятие “аллотропные модификации”.