Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО "Красота осеннего леса"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе.
  2. Уточнить знания учащихся в распознавании листьев наиболее распространённых пород деревьев.
  3. Познакомить с жанром изо - пейзаж осенних деревьев.
  4. Уточнить знания детей о понятии “цветовой круг”, порядок расположения в нём оттенков.
  5. Учить создавать образы с помощью новой техники рисования (оттиск листьев).
  6. Развивать чувство цветовой гармонии и творческого воображения.
  7. Воспитывать любовь к своей природе, желание глубже познавать её тайны.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Ребята, к нам пришло необычное письмо (конверт с осенними листьями)!

- Вам интересно узнать, что же в нём написано? (Ответы детей)

Читаем:

Куда: МОУ лицей №5.

Кому: 1 “Д” класс.

От кого: от заячьего собрания из пригородного леса.

Здравствуйте, дорогие ребята!

На заячьей поляне в лесу вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получился спор. Одна половина зайцев считает, что уже пора менять летнюю шубку на зимнюю, а другая половина зайцев доказывает, что ещё рано, до зимы далеко. Одни доказывают, что трава ещё зелёная. Одни говорили, что осень уже наступила, а другие спорили, что осень ещё далеко. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста, ребята! Вы же взрослые, умные, много узнали. Объясните нам, далеко ли осень и скоро ли она будет в нашем лесу. Предоставьте нам убедительные доказательства. Ведь менять шубки – дело непростое! Надеемся на вашу помощь.

Заячье собрание из пригородного леса.

- Ну что, ребята, поможем заячьему собранию предоставить убедительные доказательства? (Ответы детей)

2. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА. БЕСЕДА

- Для начала, ребята, давайте с вами вспомним, какой месяц у нас сейчас идёт. (Ответы детей)

- К какому времени года можно отнести этот месяц?

Кто как считает?

(Стихотворения детей)

*Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но, не касаясь сосен и ёлочек
Я … (осень).

- Давайте с вами вспомним, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Значит, мы можем сделать вывод, что осень уже наступила, так как идёт второй осенний месяц – октябрь.

- Ребята, а ещё осенью происходит удивительное явление природы под названием “бабье лето ” - это короткий промежуток времени с хорошей погодой ранней осенью – нет дождей, небо голубое, погода тёплая, листья разноцветные.

(Стихотворения детей)

*Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.

- Как вы думаете, почему это явление природы назвали именно так – “бабье лето”? (Мнения детей)

“Бабье лето ” - это тёплые дни начала осени, которые получили такое название, потому что в это время в воздухе летают тонкие паутинки, напоминающие длинные женские волосы.

- Ребята, а что происходит в лесу в это время года? (Листва становится разноцветной)

*Красива осень посмотри:
И жёлтый лист, и красный
Леса и рощи, и кусты
Наряд надели разный.

- А о красках осени мы послушаем стихотворение.

*Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем, только дуб зелёный.

Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!

- Ребята, давайте перечислим вместе с вами краски золотой осени. (Жёлтый, красный, оранжевый, коричневый, и т.д.)

- Давайте посмотрим на пейзажи осени, которые представлены на доске. Здесь рисунки наших ребят и иллюстрации художников. (Рассматривание пейзажей на доске )

- Ребята, как вы уже заметили на всех картинах запечатлён пейзаж золотой осени в лесу, так что зайцам уже пора готовиться к зиме и менять серые шубки на белые. А мы с вами продолжим наше исследование и представим, что мы все вместе переместились в осенние леса.

- Какие породы деревьев можно встретить там?

Ответы детей непростые, а в виде загадок, которые нам вместе с вами нужно отгадать. (Ответы сопоставить с соответствующими картинками листьев на доске)

1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Берёза)

2. Что за дерево растёт?
Снег в июне нам несёт.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (Тополь)

3. Не берёза, не сосна –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина)

4. Летом знойным зацветёт –
Сразу пчёл к себе зовёт.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар …
Кто-то дерево узнал? (Липа)

- Молодцы! Справились с заданием.

А еще, какие деревья можно встретить в лесу? (Клён, дуб, рябина и т.д.)

3. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА

- А теперь мы немного отдохнём и перейдём на игровое место. Представим себе, что мы “листочки”, которые висят на дереве и мёрзнут на ветру.

Внимание! Повторяем за мной слова:

Мы листики осенние
На веточках сидим,
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.

4. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ

- А теперь, ребята, для вас задание от зайцев, которое я также прочла в письме.

Они просят вас смастерить для них дерево, под которым они смогут спрятаться от своих недругов, которые за ними гоняются время от времени.

ИГРА “Собери осеннее дерево”

- Для начала давайте с вами вспомним, из каких частей состоит дерево? (Ствол, ветки, листочки, корешки)

- У вас есть ствол, к которому необходимо добавить ветки и листочки.

Мальчики: веточки.

Девочки: листочки.

Ребята выполняют задание.

- Давайте хором перечислим: ствол, ветки, листочки.

5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА НА СВОИХ РАБОЧИХ МЕСТАХ

- Мы с вами вместе смастерили чудесное осеннее дерево, под которым могут спрятаться звери. Но одного дерева недостаточно. А теперь мы самостоятельно смастерим разноцветные ветки для нашего другого коллективного дерева, которое мы поместим на доске.

- У каждого на парте: краски, кисть, заготовленный лист с веткой, осенние листья.

- Сегодня мы познакомимся с новой техникой рисования – оттиск (отпечаток).

- Как вы думаете, как мы сможем сделать отпечаток листочка?

- Правильно, мы должны листочек от дерева покрыть краской разных цветов. Затем приложить его к листочку бумаги окрашенной стороной вниз для получения оттиска. Каждый раз будем брать новый листочек. Черешки можно дорисовать кистью. (Работу дети выполняют под тихую мелодию).

6. ВЫСТАВКА РАБОТ. ОФОРМЛЕНИЕ ДЕРЕВА НА ДОСКЕ

7. РЕФЛЕКСИЯ

- Как вы думаете, помогли ли мы зайцам?

- А теперь послушаем стихотворение:

Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает,

Когда это бывает? (Осенью)

- Что же мы им доказали? (Наступила осень)

- И в завершении нашего урока мы послушаем стихотворение:

Как хорошо в гостях у осени
Среди берёзок золотых! …
Подольше б золото не сбросили,
Стоял бы лес багрян и тих.
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра шалого
Лесную позднюю красу.

- Спасибо за урок! А на следующем уроке мы постараемся написать ответное письмо в лес заячьему собранию из пригородного леса с полными доказательствами.