Открытый урок чтения и развития речи.
Программа – коррекционная школа VIII вида.
Класс - 2.
Тип урока – знакомство с рассказом.
Тема: Н.Сладков “Грачи прилетели!”
Цели:
- Образовательная: познакомить детей с содержанием рассказа; развитие навыка чтения;
- Коррекционная: активизация речевого запаса;
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать активность при работе на уроке.
Оборудование:
1. Учебник с.137.
2. Портрет Н.Сладкова, работа художника Ю.Ф.Николаева
3. Картинки с изображением птиц ( снегиря, жаворонка, воробья, грача, синицы).
4. Репродукция картины Саврасова “Грачи прилетели”.
5. Книга Т.Д.Нуждиной “Чудо-всюду”.
Ход урока
1. Орг. момент.
а) “Хорошее настроение”- давайте посмотрим в окно, улыбнемся солнышку и скажем:
- Мне хорошо и спокойно.
-Я готов к уроку. Мне все интересно. У меня все получится.
б) Дыхательная гимнастика.
2. Проверка домашнего задания:
чтение рассказа по И. Соколову - Микитову “Подснежники”.
3.Подготовка к первичному восприятию.
а) Демонстрация портрета И.Сладкова, биографические сведения.
б) репродуктивная беседа:
- Чей портрет вы видите на доске?
- Как, фамилия этого автора?
- О чем писал Н.Сладков?
4. Изучение нового материала.
- Какое сейчас время года?
- Назовите приметы весны?
- Какие птицы прилетают весной?
- Кто видел, прилетели грачи?
- Как они выглядят?
- Сейчас мы познакомимся с картиной Саврасова “Грачи прилетели”.
- Что вы видите на картине?
- Какие приметы весны изображены на картине?
- Чем занимаются грачи?
- Если бы вдруг картина ожила. Какие звуки вы услышали?
- Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом Н.Сладкова “Грачи прилетели”. Послушайте внимательно.
а) Первичное чтение. (Чтение учителем вслух).
б) Проверка первичного восприятия. Беседа.
- Понравился вам рассказ?
- Как он называется?
-Какое время года принесли грачи?
в) Словарная работа:
- расползлись (снега),
- заголубеют (реки),
- задымятся (поля),
- пашня.
5. Физминутка.
6. Вторичное чтение и анализ художественного текста:
а) Чтение детьми (учебник стр.137).
б) Задание:
- найдите в тексте все точки и восклицательные знаки, подчеркните их.
- Как вы думаете, для чего мы их подчеркнули? (чтобы соблюдать паузу между предложениями).
в) Хоровое чтение текста с выделением пауз.
г) Работа над текстом.
- О каком времени года говориться в тексте?
- Найдите и прочитайте, как автор описывает раннюю весну; позднюю весну.
- Как объяснить: Грачи прилетели – весну принесли.
- О какой птице еще говориться в тексте?
- Найдите слова в тексте и прочтите, как радуется жаворонок весне?
/Показ картинки – жаворонок, зачитывается небольшой рассказ о жаворонке из книги Т.Д.Нуждиной “Энциклопедия для малышей” ЧУДО-ВСЮДУ мир животных и растений, стр.36).
д) Чтение текста “цепочкой”.
е) Игра: “Отгадай птицу”.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. /Синица/Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица. /Грач/Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый. /Воробей/Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг - вспорхнули яблоки.
Ведь это. /Снегири/
/На каждый ответ выставляется картинка птицы/.
- Скажите, какая птица улетает от нас весной? /Классификация птиц/.
- Снегирь, перелетная или оседлая птица?
8. Итог урока.
- Какой рассказ мы прочитали на уроке?
- Что вам особенно запомнилось в рассказе?
- Что вы нового узнали о грачах, о жаворонках?
- Домашнее задание: чтение текста на стр. 137.
Оценки за урок.
- Урок окончен. Спасибо.