Открытый урок по чтению и развитию речи по теме "Н.Сладков "Грачи прилетели"

Разделы: Начальная школа


Открытый урок чтения и развития речи.

Программа – коррекционная школа VIII вида.

Класс - 2.

Тип урока – знакомство с рассказом.

Тема: Н.Сладков “Грачи прилетели!”

Цели:

  • Образовательная: познакомить детей с содержанием рассказа; развитие навыка чтения;
  • Коррекционная: активизация речевого запаса;
  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать активность при работе на уроке.

Оборудование:

1. Учебник с.137.

2. Портрет Н.Сладкова, работа художника Ю.Ф.Николаева

3. Картинки с изображением птиц ( снегиря, жаворонка, воробья, грача, синицы).

4. Репродукция картины Саврасова “Грачи прилетели”.

5. Книга Т.Д.Нуждиной “Чудо-всюду”.

Ход урока

1. Орг. момент.

а) “Хорошее настроение”- давайте посмотрим в окно, улыбнемся солнышку и скажем:

- Мне хорошо и спокойно.

-Я готов к уроку. Мне все интересно. У меня все получится.

б) Дыхательная гимнастика.

2. Проверка домашнего задания:

чтение рассказа по И. Соколову - Микитову “Подснежники”.

3.Подготовка к первичному восприятию.

а) Демонстрация портрета И.Сладкова, биографические сведения.

б) репродуктивная беседа:

- Чей портрет вы видите на доске?

- Как, фамилия этого автора?

- О чем писал Н.Сладков?

4. Изучение нового материала.

- Какое сейчас время года?

- Назовите приметы весны?

- Какие птицы прилетают весной?

- Кто видел, прилетели грачи?

- Как они выглядят?

- Сейчас мы познакомимся с картиной Саврасова “Грачи прилетели”.

- Что вы видите на картине?

- Какие приметы весны изображены на картине?

- Чем занимаются грачи?

- Если бы вдруг картина ожила. Какие звуки вы услышали?

- Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом Н.Сладкова “Грачи прилетели”. Послушайте внимательно.

а) Первичное чтение. (Чтение учителем вслух).

б) Проверка первичного восприятия. Беседа.

- Понравился вам рассказ?

- Как он называется?

-Какое время года принесли грачи?

в) Словарная работа:

  • расползлись (снега),
  • заголубеют (реки),
  • задымятся (поля),
  • пашня.

5. Физминутка.

6. Вторичное чтение и анализ художественного текста:

а) Чтение детьми (учебник стр.137).

б) Задание:

- найдите в тексте все точки и восклицательные знаки, подчеркните их.

- Как вы думаете, для чего мы их подчеркнули? (чтобы соблюдать паузу между предложениями).

в) Хоровое чтение текста с выделением пауз.

г) Работа над текстом.

- О каком времени года говориться в тексте?

- Найдите и прочитайте, как автор описывает раннюю весну; позднюю весну.

- Как объяснить: Грачи прилетели – весну принесли.

- О какой птице еще говориться в тексте?

- Найдите слова в тексте и прочтите, как радуется жаворонок весне?

/Показ картинки – жаворонок, зачитывается небольшой рассказ о жаворонке из книги Т.Д.Нуждиной “Энциклопедия для малышей” ЧУДО-ВСЮДУ мир животных и растений, стр.36).

д) Чтение текста “цепочкой”.

е) Игра: “Отгадай птицу”.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. /Синица/

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица. /Грач/

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый. /Воробей/

Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг - вспорхнули яблоки.
Ведь это. /Снегири/

/На каждый ответ выставляется картинка птицы/.

- Скажите, какая птица улетает от нас весной? /Классификация птиц/.

- Снегирь, перелетная или оседлая птица?

8. Итог урока.

- Какой рассказ мы прочитали на уроке?

- Что вам особенно запомнилось в рассказе?

- Что вы нового узнали о грачах, о жаворонках?

- Домашнее задание: чтение текста на стр. 137.

Оценки за урок.

- Урок окончен. Спасибо.