Урок в 6-м классе по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел"

Разделы: Математика


Цели и задачи:

  1. Образовательные:
    1. Проверить степень усвоения учащимися специальных умений и навыков (сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел, перевод десятичных дробей в смешанное число и наоборот, сравнение положительных и отрицательных числе с нулём), повторить понятие «умножение одного числа на другое.
    2. Обеспечить усвоение учащимися правила умножения положительных и отрицательных чисел.
    3. Продолжить формирование у учащихся уме6ний работать с учебником.
  2. Развивающие:
    1. Развитие мыслительных операций:
      а) самостоятельно ставить цели и задачи;
      б) уметь переходить от конкретного к обобщению, умение сравнивать, делать выводы, формулировать выводы.
    2. Развитие речи учащихся.
    3. Развитие у учащихся познавательного интереса.
    4. Умение переносить знания и умения в новые ситуации.
    5. Формировать у учащихся умение преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.
    6. Развитие самостоятельности мышления.
  3. Воспитательные:
    1. Содействовать в ходе урока формированию причинно-следственной связи, познаваемости мира.
    2. Воспитывать этнические нормы поведения (умение вести диалог).

Ход урока

I. Организационный момент

- Поздоровались.
- Записали число, классная работа.

II. Закрепление и повторение изученного материала

1. Ученик заполняет на доске таблицу

Десятичная дробь Знак действия Смешанное число Результат
-2,25 +   0
  - -5 0
  - 2 0
0,2 +   0
-6,125 ·   0
  : 5 0

2. Класс: (работая с учителем)

Найти значения выражения и расположить числа в порядке убывания.

Л -3 + 11 8 Ю 1,2 + (-0,8) 0,4 Ь (-0,1) + (-0,002) -0,12
А -9 + (-6) Л 0,7 + (-2) -1,3 Я - + 0,25 -
Ь 8 + (-10) Й -0,4 - 0,6 -1 Я -2,08 - 0 -2,08
К -5 - 7 Ь -0,2 - (-5) 4,8 Л - + 0,5 0

(ЛЬЮЛЬЯЙЛЬЯКА – самый большой вулкан на планете)

(проверяем боковую доску)

3. Запишите в виде произведения сумму:

1) а + а + а + а + а + а + а + а + а
2) -n - n - n - n - n - n - n
3) -4х - 4х - 4х - 4х - 4х
4) (b – 2c) + (b – 2c) + (b – 2c)

4. Найдите значение выражения:

«Подводящий» диалог
4 • 2 = 1. Что значит умножить одно число на другое? Например: 4 · 2. (сложить число 4 само с собой 2 раза, найти сумму двух слагаемых, каждое из которых равно 4)
-3 • 3 = 2. Как мы можем найти значение второго выражения? (-3 + (-3) + (-3) = -9)
-23 • 2 = 3. Чему же будет тогда равно значение третьего выражения? (-23 + (-23) = -46) Объясняем.
4 • (-5) = 4. Что вызвало затруднение при нахождении следующего результата? (как сложить число 4 "-5" раз)
Какой можно найти выход из этой ситуации? (от перемены мест множителей произведение не меняется, т.е. -5 · 4 – аналогично = -20)
-283 • 40 = 5. Что вызвало затруднение в этом случае? (необходимо сложить 40 слагаемых)

6. Значит какое правило мы должны себе сегодня открыть? (правило умножения положительных и отрицательных чисел) Значит тема сегодня!

7. Какая же цель нашего урока? (научиться умножать положительные и отрицательные числа)

8. А кто из вас уже может придумать правило умножения исходя из этих примеров, чтобы найти выход из нашей проблемы? (слушаем гипотезы, даём результат -283 · 40= -11.320)

9. Хорошо, обобщаем «Чтобы умножить положительное и отрицательное число….»

10. Какой случай мы ещё не рассмотрели? (если оба множителя отрицательные)
Составь пример (-4) · (-2)
В чём проблема?
Давайте выдвинем гипотезы о результате.
Почему?
(-4 · 2 = -8, значит (-4) · (-2) не может быть равно -8, но оно должно быть связано с числом 8, остается одна возможность, что -4 · (-2) = 8. Значит, приведение двух отрицательных чисел положительно. Это рассуждение вывел Эйлер)
Давайте же обобщим полученные наши правила! А теперь сравним их с учебником!

11. Чаще всего это правило применяют в виде правила знаков «плюс на минус даёт минус», «минус на минус дают плюс».

III. Первичное закрепление с проговариванием

1. Сравни с нулём, каждый раз проговаривая «Почему?»

а) -23,798 · (-18) (> 0)

б) 450,06 · (-9,9042) (< 0)

в) -34 · 0,000125 (< 0)

г) -7,30329 · (-56,080808) (> 0)

д) (-16)2 = -16 · (-16) (>0)

е) (-42,725)3 = (-42,725) · (-42,725) · (-42,725) (< 0)

2. Номер № 1105 из учебника автор Виленкин с проговариванием.

III. Домашнее задание

П. 35 № 1127 (1, 2 столбик), № 1128 (а, б, в), № 1130 (попробуй составить блок-схему для умножения).

IV. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (7-10 минут, см. Приложение)