Цели и задачи:
- Образовательные:
- Проверить степень усвоения учащимися специальных умений и навыков (сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел, перевод десятичных дробей в смешанное число и наоборот, сравнение положительных и отрицательных числе с нулём), повторить понятие «умножение одного числа на другое.
- Обеспечить усвоение учащимися правила умножения положительных и отрицательных чисел.
- Продолжить формирование у учащихся уме6ний работать с учебником.
- Развивающие:
- Развитие мыслительных операций:
а) самостоятельно ставить цели и задачи;
б) уметь переходить от конкретного к обобщению, умение сравнивать, делать выводы, формулировать выводы. - Развитие речи учащихся.
- Развитие у учащихся познавательного интереса.
- Умение переносить знания и умения в новые ситуации.
- Формировать у учащихся умение преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.
- Развитие самостоятельности мышления.
- Воспитательные:
- Содействовать в ходе урока формированию причинно-следственной связи, познаваемости мира.
- Воспитывать этнические нормы поведения (умение вести диалог).
Ход урока
I. Организационный момент
- Поздоровались.
- Записали число, классная работа.
II. Закрепление и повторение изученного материала
1. Ученик заполняет на доске таблицу
Десятичная дробь | Знак действия | Смешанное число | Результат |
---|---|---|---|
-2,25 | + | 0 | |
- | -5 | 0 | |
- | 2 | 0 | |
0,2 | + | 0 | |
-6,125 | · | 0 | |
: | 5 | 0 |
2. Класс: (работая с учителем)
Найти значения выражения и расположить числа в порядке убывания.
Л | -3 + 11 | 8 | Ю | 1,2 + (-0,8) | 0,4 | Ь | (-0,1) + (-0,002) | -0,12 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
А | -9 + (-6) | Л | 0,7 + (-2) | -1,3 | Я | - + 0,25 | - | |||
Ь | 8 + (-10) | Й | -0,4 - 0,6 | -1 | Я | -2,08 - 0 | -2,08 | |||
К | -5 - 7 | Ь | -0,2 - (-5) | 4,8 | Л | - + 0,5 | 0 |
(ЛЬЮЛЬЯЙЛЬЯКА – самый большой вулкан на планете)
(проверяем боковую доску)
3. Запишите в виде произведения сумму:
1) а + а + а + а + а + а + а + а + а
2) -n - n - n - n - n - n - n
3) -4х - 4х - 4х - 4х - 4х
4) (b – 2c) + (b – 2c) + (b – 2c)
4. Найдите значение выражения:
«Подводящий» диалог | |
4 • 2 = | 1. Что значит умножить одно число на другое? Например: 4 · 2. (сложить число 4 само с собой 2 раза, найти сумму двух слагаемых, каждое из которых равно 4) |
-3 • 3 = | 2. Как мы можем найти значение второго выражения? (-3 + (-3) + (-3) = -9) |
-23 • 2 = | 3. Чему же будет тогда равно значение третьего выражения? (-23 + (-23) = -46) Объясняем. |
4 • (-5) = | 4. Что вызвало затруднение при нахождении следующего результата? (как сложить число 4 "-5" раз) Какой можно найти выход из этой ситуации? (от перемены мест множителей произведение не меняется, т.е. -5 · 4 – аналогично = -20) |
-283 • 40 = | 5. Что вызвало затруднение в этом случае? (необходимо сложить 40 слагаемых) 6. Значит какое правило мы должны себе сегодня открыть? (правило умножения положительных и отрицательных чисел) Значит тема сегодня! 7. Какая же цель нашего урока? (научиться умножать положительные и отрицательные числа) 8. А кто из вас уже может придумать правило умножения исходя из этих примеров, чтобы найти выход из нашей проблемы? (слушаем гипотезы, даём результат -283 · 40= -11.320) 9. Хорошо, обобщаем «Чтобы умножить положительное и отрицательное число….» 10. Какой случай мы ещё не рассмотрели? (если оба множителя отрицательные) Составь пример (-4) · (-2) В чём проблема? Давайте выдвинем гипотезы о результате. Почему? (-4 · 2 = -8, значит (-4) · (-2) не может быть равно -8, но оно должно быть связано с числом 8, остается одна возможность, что -4 · (-2) = 8. Значит, приведение двух отрицательных чисел положительно. Это рассуждение вывел Эйлер) Давайте же обобщим полученные наши правила! А теперь сравним их с учебником! 11. Чаще всего это правило применяют в виде правила знаков «плюс на минус даёт минус», «минус на минус дают плюс». |
III. Первичное закрепление с проговариванием
1. Сравни с нулём, каждый раз проговаривая «Почему?»
а) -23,798 · (-18) (> 0)
б) 450,06 · (-9,9042) (< 0)
в) -34 · 0,000125 (< 0)
г) -7,30329 · (-56,080808) (> 0)
д) (-16)2 = -16 · (-16) (>0)
е) (-42,725)3 = (-42,725) · (-42,725) · (-42,725) (< 0)
2. Номер № 1105 из учебника автор Виленкин с проговариванием.
III. Домашнее задание
П. 35 № 1127 (1, 2 столбик), № 1128 (а, б, в), № 1130 (попробуй составить блок-схему для умножения).
IV. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (7-10 минут, см. Приложение)