Интегрированный урок (информатика + математика) в 4-м классе по теме "Алгоритмы"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Курс информатики ведется по учебнику Горячева А.В., математики по общеобразовательной программе “Школа России”. Урок проводили два учителя: начальных классов и информатики, время - 45 минут.

Тип урока: урок контроля знаний.

С точки зрения информатики цели:

  • ОБУЧАЮЩАЯ: проверить знания по теме “Алгоритмы”: понятия о линейном алгоритме, командах ветвление и цикл, вложенных алгоритмах; проверить умения пользоваться программами-тестами
  • РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие внимания, памяти, логического мышления, самоконтроля.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать дружелюбие, самостоятельность, бережное отношение к вычислительной технике.

С точки зрения математики:

  • ОБУЧАЮЩАЯ: закрепить знания по нумерации чисел больше 1000; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи; закрепить приемы письменного сложения, вычитания, умножения и деления.
  • РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие внимания, памяти, логического и образного мышления, творческих способностей, правильной речи, умения анализировать и делать выводы.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать дружелюбие, самостоятельность, аккуратность.

 Оформление класса:

  • карта “планета звездочек” (Рисунок 1)
  • задания для математического этапа урока (звезды с числами больше 1000) (Рисунок 2)
  • плакат с инопланетянином (лучше нарисовать самостоятельно или использовать рисунок детей);
  • оценочные карточки;
  • плакат “Представление команды ветвление”;
  • плакат “Представление команды повторения (цикл)”;
  • программа-тест “Контролирующая программа по математике” (Приложение 1);
  • карточки для работы за партами.

Оборудование: Компьютерный класс.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

Рис. 1

Учитель информ.: Здравствуйте, ребята!

Вчера с планеты Земля стартовал очередной космический корабль с космонавтами на борту. Они полетели на международную космическую станцию для проведения различных исследований.

На прошлых уроках мы строили алгоритмы про инопланетян. Давайте сегодня тоже отправимся в космическое путешествие на планету Звездочек. А для этого нам понадобятся знания не только алгоритмов, но и математики.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Проверка домашнего задания (3 мин).

Учитель информ.: прежде всего, давайте вспомним, что такое алгоритм. Приготовьте ваши д/з, в качестве задания надо было нарисовать алгоритм “Как посадить дерево” (Рисунок 3, Рисунок 4). Вы построили алгоритм при помощи рисунков. Какие формы записи алгоритмов вы знаете?

Рис. 3

Рис. 4

Ученик: В виде списка команд и с помощью блок-схем.

Учитель переставляет местами все рисунки так, чтобы испортить алгоритм.

Учитель информ.:

Как нужно разместить рисунки, чтобы снова получился алгоритм?

Ученик: Строит алгоритм заново.

Учитель информ.:

Что называется алгоритмом?

Ученик: Алгоритмом называется строгая последовательность команд, ведущих к какой-либо цели.

Учитель информ.: Я вижу, вы готовы к путешествию? Давайте попытаемся отправиться к звездам.

4. Проверка основных знаний по математике (7-10 мин).

Учитель нач. кл.: К путешествию готовы? Отправляемся к звездам.

У каждого из вас в тетради находятся звезды (Рисунок 2), возьмите их.

Рис. 2

Работа в группах. Прочитать число. Определить чье число самое большое, маленькое.

Фронтальный опрос – назвать предыдущее и последующее числа.

Для чисел на карточках-звездочках:

- Сколько всего сотен в числе?

- Сколько в числе десятков второго класса?

- Сколько единиц, какого разряда в числе…?

Показать ладошкой знак. Упражнение на сравнение чисел. Учитель показывает на карточках два числа, ученики кистью левой или правой руки знаки “<” или “>”.

5. Индивидуальные карточки по математике:

  • Продолжи ряд 3820, 3824, 3828, …
  • Продолжи ряд 4623, 4643, 4663, …
  • Продолжи ряд 6805, 6705, 6605, …
  • Продолжи ряд 1234, 2234, 3234, ….

6. Задача:

Наш космический корабль тратит 150 л горючего за 1 час. Сколько потребуется горючего, если в пути мы будем находиться 10 часов?

Итог этапа. Подводит учитель.

7. Проверка основных знаний по информатике (7-10 мин).

Учитель информ.: Ребята вы сейчас работали над задачей. Как можно назвать эту работу? Ученик: Алгоритм.

Учитель информ.: Давайте его сформулируем устно:

А) прочитай условие задачи;

Б) найди вопрос;

В) реши задачу;

Г) запиши ответ.

Итог этапа: Видите без знаний математики и умения составлять алгоритмы мы не смогли бы полететь в космос.

Учитель информ.:

Итак, мы на планете Звездочек. Удивительные существа эти звездочки. Они все время считают на небе звезды, когда они вырастают, то становятся звездочетами. Давайте найдем дорогу в школу Звездочек. Посмотрите на карту. Сейчас мы находимся в космопорту. На каждом перепутье есть указатель. Составьте алгоритм нашего пути.

Ученик: составляет на доске.

Учитель информ.: Каждое перепутье требует выбора – куда пойти дальше. Как называется команда, в которой используется выбор?

Ученик: Ветвление.

Повторение команды ветвление по плакату.

А какие команды в алгоритмах вы знаете?

Ученик: Цикл (определение).

Повторение команды цикла по плакату.

Итог этапа: мы вспомнили, что называется алгоритмом, команды ветвления и цикла, а также вложенность алгоритмов. Самое главное, что мы нашли дорогу в школу звездочек.

6. Работа по группам (в любом классе есть ученики слабые и сильные, поэтому класс лучше разделить на группы по степени обучаемости, сильная группа получит задания составить алгоритмы, слабая выполнить алгоритмы одноклассников)

Учитель: В этой школе, как и в любой другой есть примерные ученики и озорники. Давайте поможем вот этому Озорнику (рисунок инопланетянина) выполнить задания.

Учитель информ.: При работе на компьютере нам надо знать, как следует себя вести. Расскажите основные правила техники безопасности при работе на компьютере.

Ученик: Рассказывает правила Т.Б.

Учитель: За компьютером - выберите правильные ответы для инопланетянина. Для этого надо вспомнить знания нумерации чисел больше 1000, умения сравнивать числа и производить с ними арифметические действия.

Далее учитель начальных классов контролирует работу группы с тестом за компьютером. (Приложение 1)

7. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания. Работа с группой за партами (сильные учащиеся). (7-10 минут на каждую группу)

Учитель информ.:А мы с вами давайте поможем ему решить столбик примеров:

  • 3000:10
  • 25*100
  • 504+355
  • 946-524

Для этого надо составить алгоритм решения любого столбика примеров, в каждом примере есть 1 действие. Как записать алгоритм общими правилами?

Ученик:

а) спиши пример;

Б) реши его;

В) запиши результат;

Г) если есть еще примеры, то перейди к первой команде;

Д) стоп.

Учитель информ.: А если Озорник не знает, как выполнить команду “реши пример”. Какой для этого пригодится алгоритм?

Ученик:

1. Посмотри, какой знак стоит между числами.

2. если “+”, то сложи два числа.

3. если “-”, то вычти .

4. если “*”, то умножь.

5. если “:”, то раздели.

6. стоп.

Учитель информ.: давайте подробнее рассмотрим команду “сложи два числа”.

Ученик:

1. запиши первое число;

2. запиши единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями;

3. сложи единицы с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями;

4. прочитай ответ.

Учитель информ.: Запишите алгоритмы в виде списка команд и нарисуйте к ним блок-схемы. При работе в группе сначала каждый составляет свой алгоритм, а потом обсудите какой алгоритм лучше. Приступайте к работе. (Каждый учащийся группы составляет только один из трех вышеописанных алгоритмов)

Давайте проверим ваши алгоритмы.

Где здесь есть команды ветвления, цикла, вложенные алгоритмы?

Итог этапа. Мы составили алгоритмы, в которых есть команды ветвления, циклы. А также получили алгоритм под микроскопом.

8. Смена групп (первая группа переходит к учителю нач. классов за ПК, вторая к учителю информатики за парты).

Вы получили уже много звезд за правильные ответы и к концу урока мы увидим, кто может назвать себя опытным звездочетом.

Во второй группе:

проверить правильность алгоритмов, составленных одноклассниками из первой группы, на конкретном столбике примеров.

  • 3000:10
  • 25*100
  • 504+355
  • 946-524

Итог этапа.

3. Итог урока (3 мин).

Учитель информ.: У нас было мало времени и мы смогли побывать только в школе звездочек. Мы помогли инопланетянину решить все задания. За это время мы вспомнили:

Из курса информатики: понятие о линейном алгоритме, командах ветвление и цикл, вложенных алгоритмах, проверили умение пользоваться программами-тестами.

Из курса математики: знания по нумерации чисел больше 1000, усовершенствовали вычислительные навыки и умения решать задачи, закрепили приемы письменного сложения, вычитания, умножения и деления.

Используя знания, по 2 предметам мы побывали на планете Звездочек. Поднимите ваши заработанные звезды. Сегодня на уроке звания “Почетный звездочет” получают ….

Оценки за работу получают по математике и по информатике.

Д/задание: к следующему уроку информатики составьте алгоритмы “умножения и деления двух чисел”.

Приложение.