Курс информатики ведется по учебнику Горячева А.В., математики по общеобразовательной программе “Школа России”. Урок проводили два учителя: начальных классов и информатики, время - 45 минут.
Тип урока: урок контроля знаний.
С точки зрения информатики цели:
- ОБУЧАЮЩАЯ: проверить знания по теме “Алгоритмы”: понятия о линейном алгоритме, командах ветвление и цикл, вложенных алгоритмах; проверить умения пользоваться программами-тестами
- РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие внимания, памяти, логического мышления, самоконтроля.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать дружелюбие, самостоятельность, бережное отношение к вычислительной технике.
С точки зрения математики:
- ОБУЧАЮЩАЯ: закрепить знания по нумерации чисел больше 1000; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи; закрепить приемы письменного сложения, вычитания, умножения и деления.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие внимания, памяти, логического и образного мышления, творческих способностей, правильной речи, умения анализировать и делать выводы.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать дружелюбие, самостоятельность, аккуратность.
Оформление класса:
- карта “планета звездочек” (Рисунок 1)
- задания для математического этапа урока (звезды с числами больше 1000) (Рисунок 2)
- плакат с инопланетянином (лучше нарисовать самостоятельно или использовать рисунок детей);
- оценочные карточки;
- плакат “Представление команды ветвление”;
- плакат “Представление команды повторения (цикл)”;
- программа-тест “Контролирующая программа по математике” (Приложение 1);
- карточки для работы за партами.
Оборудование: Компьютерный класс.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
Рис. 1
Учитель информ.: Здравствуйте, ребята!
Вчера с планеты Земля стартовал очередной космический корабль с космонавтами на борту. Они полетели на международную космическую станцию для проведения различных исследований.
На прошлых уроках мы строили алгоритмы про инопланетян. Давайте сегодня тоже отправимся в космическое путешествие на планету Звездочек. А для этого нам понадобятся знания не только алгоритмов, но и математики.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Проверка домашнего задания (3 мин).
Учитель информ.: прежде всего, давайте вспомним, что такое алгоритм. Приготовьте ваши д/з, в качестве задания надо было нарисовать алгоритм “Как посадить дерево” (Рисунок 3, Рисунок 4). Вы построили алгоритм при помощи рисунков. Какие формы записи алгоритмов вы знаете?
Рис. 3
Рис. 4
Ученик: В виде списка команд и с помощью блок-схем.
Учитель переставляет местами все рисунки так, чтобы испортить алгоритм.
Учитель информ.:
Как нужно разместить рисунки, чтобы снова получился алгоритм?
Ученик: Строит алгоритм заново.
Учитель информ.:
Что называется алгоритмом?
Ученик: Алгоритмом называется строгая последовательность команд, ведущих к какой-либо цели.
Учитель информ.: Я вижу, вы готовы к путешествию? Давайте попытаемся отправиться к звездам.
4. Проверка основных знаний по математике (7-10 мин).
Учитель нач. кл.: К путешествию готовы? Отправляемся к звездам.
У каждого из вас в тетради находятся звезды (Рисунок 2), возьмите их.
Рис. 2
Работа в группах. Прочитать число. Определить чье число самое большое, маленькое.
Фронтальный опрос – назвать предыдущее и последующее числа.
Для чисел на карточках-звездочках:
- Сколько всего сотен в числе?
- Сколько в числе десятков второго класса?
- Сколько единиц, какого разряда в числе…?
Показать ладошкой знак. Упражнение на сравнение чисел. Учитель показывает на карточках два числа, ученики кистью левой или правой руки знаки “<” или “>”.
5. Индивидуальные карточки по математике:
- Продолжи ряд 3820, 3824, 3828, …
- Продолжи ряд 4623, 4643, 4663, …
- Продолжи ряд 6805, 6705, 6605, …
- Продолжи ряд 1234, 2234, 3234, ….
6. Задача:
Наш космический корабль тратит 150 л горючего за 1 час. Сколько потребуется горючего, если в пути мы будем находиться 10 часов?
Итог этапа. Подводит учитель.
7. Проверка основных знаний по информатике (7-10 мин).
Учитель информ.: Ребята вы сейчас работали над задачей. Как можно назвать эту работу? Ученик: Алгоритм.
Учитель информ.: Давайте его сформулируем устно:
А) прочитай условие задачи;
Б) найди вопрос;
В) реши задачу;
Г) запиши ответ.
Итог этапа: Видите без знаний математики и умения составлять алгоритмы мы не смогли бы полететь в космос.
Учитель информ.:
Итак, мы на планете Звездочек. Удивительные существа эти звездочки. Они все время считают на небе звезды, когда они вырастают, то становятся звездочетами. Давайте найдем дорогу в школу Звездочек. Посмотрите на карту. Сейчас мы находимся в космопорту. На каждом перепутье есть указатель. Составьте алгоритм нашего пути.
Ученик: составляет на доске.
Учитель информ.: Каждое перепутье требует выбора – куда пойти дальше. Как называется команда, в которой используется выбор?
Ученик: Ветвление.
Повторение команды ветвление по плакату.
А какие команды в алгоритмах вы знаете?
Ученик: Цикл (определение).
Повторение команды цикла по плакату.
Итог этапа: мы вспомнили, что называется алгоритмом, команды ветвления и цикла, а также вложенность алгоритмов. Самое главное, что мы нашли дорогу в школу звездочек.
6. Работа по группам (в любом классе есть ученики слабые и сильные, поэтому класс лучше разделить на группы по степени обучаемости, сильная группа получит задания составить алгоритмы, слабая выполнить алгоритмы одноклассников)
Учитель: В этой школе, как и в любой другой есть примерные ученики и озорники. Давайте поможем вот этому Озорнику (рисунок инопланетянина) выполнить задания.
Учитель информ.: При работе на компьютере нам надо знать, как следует себя вести. Расскажите основные правила техники безопасности при работе на компьютере.
Ученик: Рассказывает правила Т.Б.
Учитель: За компьютером - выберите правильные ответы для инопланетянина. Для этого надо вспомнить знания нумерации чисел больше 1000, умения сравнивать числа и производить с ними арифметические действия.
Далее учитель начальных классов контролирует работу группы с тестом за компьютером. (Приложение 1)
7. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания. Работа с группой за партами (сильные учащиеся). (7-10 минут на каждую группу)
Учитель информ.:А мы с вами давайте поможем ему решить столбик примеров:
- 3000:10
- 25*100
- 504+355
- 946-524
Для этого надо составить алгоритм решения любого столбика примеров, в каждом примере есть 1 действие. Как записать алгоритм общими правилами?
Ученик:
а) спиши пример;
Б) реши его;
В) запиши результат;
Г) если есть еще примеры, то перейди к первой команде;
Д) стоп.
Учитель информ.: А если Озорник не знает, как выполнить команду “реши пример”. Какой для этого пригодится алгоритм?
Ученик:
1. Посмотри, какой знак стоит между числами.
2. если “+”, то сложи два числа.
3. если “-”, то вычти .
4. если “*”, то умножь.
5. если “:”, то раздели.
6. стоп.
Учитель информ.: давайте подробнее рассмотрим команду “сложи два числа”.
Ученик:
1. запиши первое число;
2. запиши единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями;
3. сложи единицы с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями;
4. прочитай ответ.
Учитель информ.: Запишите алгоритмы в виде списка команд и нарисуйте к ним блок-схемы. При работе в группе сначала каждый составляет свой алгоритм, а потом обсудите какой алгоритм лучше. Приступайте к работе. (Каждый учащийся группы составляет только один из трех вышеописанных алгоритмов)
Давайте проверим ваши алгоритмы.
Где здесь есть команды ветвления, цикла, вложенные алгоритмы?
Итог этапа. Мы составили алгоритмы, в которых есть команды ветвления, циклы. А также получили алгоритм под микроскопом.
8. Смена групп (первая группа переходит к учителю нач. классов за ПК, вторая к учителю информатики за парты).
Вы получили уже много звезд за правильные ответы и к концу урока мы увидим, кто может назвать себя опытным звездочетом.
Во второй группе:
проверить правильность алгоритмов, составленных одноклассниками из первой группы, на конкретном столбике примеров.
- 3000:10
- 25*100
- 504+355
- 946-524
Итог этапа.
3. Итог урока (3 мин).
Учитель информ.: У нас было мало времени и мы смогли побывать только в школе звездочек. Мы помогли инопланетянину решить все задания. За это время мы вспомнили:
Из курса информатики: понятие о линейном алгоритме, командах ветвление и цикл, вложенных алгоритмах, проверили умение пользоваться программами-тестами.
Из курса математики: знания по нумерации чисел больше 1000, усовершенствовали вычислительные навыки и умения решать задачи, закрепили приемы письменного сложения, вычитания, умножения и деления.
Используя знания, по 2 предметам мы побывали на планете Звездочек. Поднимите ваши заработанные звезды. Сегодня на уроке звания “Почетный звездочет” получают ….
Оценки за работу получают по математике и по информатике.
Д/задание: к следующему уроку информатики составьте алгоритмы “умножения и деления двух чисел”.