Интегрированный урок (математика + информатика) в 8-м классе по теме "Преобразование графиков функций параллельным переносом вдоль осей координат"

Разделы: Математика


Разработка урока алгебры в 8 классе по учебнику А.Г. Мордковича. Это урок закрепления и совершенствования знаний. Цель урока понимание алгоритмов построения графиков функций у = f(х+l)+m достигается просмотром презентации по теме. Предложенная презентация дает наглядные представления о преобразованиях графиков квадратичной функции и обратной пропорциональности. Компьютерный практикум учащихся на уроке по созданию презентации по данной теме закрепляет математические знания по данной теме.

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний.

Цель:

  • Активизировать познавательный интерес к математике;
  • Стимулировать творческую деятельность обучающихся;
  • Обобщить, систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках по теме: "Квадратичная функция. Функции , ;
  • Установление межпредметных связей в процессе применения математических знаний при работе с компьютерной графикой.

Задачи:

  • повторить ранее изученные графики функций;
  • сформулировать и добиться четкого понимания алгоритмов построения графиков функции;
  • активизация внимания учащихся;
  • развитие аккуратности, четкости построения графиков.

План урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока; постановка цели урока; сообщение этапов урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Актуализировать правила построения графиков квадратичной функции и функции обратной пропорциональности . Задания 1-2 на слайде 2-3 (Презентация к уроку Приложение 1).

Провести с использованием презентации (см. Приложение 1) повторение алгоритмов преобразования графиков параллельным переносом вдоль осей координат. Во время презентации в тетрадь выписать правила:

Правило I: Чтобы построить график функции y = f(x+l), надо график функции y = f(x) параллельно перенести вдоль оси х:

- влево на l единиц, если l >0;

- вправо на единиц , если l<0.

Правило II: Чтобы построить график функции y = f(x)+m, надо график функции y = f(x) параллельно перенести вдоль оси у:

- вверх на m единиц, если m >0;

- вниз на единиц, если m <0.

Cформулировать и выписать в тетрадь два алгоритма построения графика функции .

Алгоритм 1

  1. Построить график функции y = f(x).
  2. Осуществить параллельный перенос графика вдоль оси х на единиц влево, если l >0, и вправо, если l <0.
  3. Осуществить параллельный перенос полученного на втором шаге графика вдоль оси у на единиц вверх, если m>0, и вниз, если m<0.

Алгоритм 2

  1. Перейти к новой системе координат с началом в точке (-l; m).
  2. "Привязать" график функции y = f(x) к новой системе координат.

III. Компьютерный практикум. (задание на создание презентации по теме урока)

Раздаются карточки, на которых записаны задания. На карточках записано 10 вариантов заданий.

Карточка №1

1.Записать алгоритм для построения графика

функции.

2.Построить график функции.

3.Прочитать график функции.

а) б)

Карточка №2

1.Записать алгоритм для построения графика

функции.

2.Построить график функции.

3. Прочитать график функции.

а) б)

Карточка №3

1.Записать алгоритм для построения графика функции.

2.Построить график функции.

3. Прочитать график функции.

а) б)

Карточка №4

1.Записать алгоритм для построения графика функции.

2.Построить график функции.

3. Прочитать график функции.

а) б)

Карточка №5

1.Записать алгоритм для построения графика функции.

2.Построить график функции.

3. Прочитать график функции.

а) б)

Карточка №6

1.Записать алгоритм для построения графика функции.

2.Построить график функции.

3. Прочитать график функции.

а) б)

Карточка №7

1.Записать алгоритм для построения графика функции.

2.Построить график функции.

3. Прочитать график функции.

а) б)

Карточка №8

1.Записать алгоритм для построения графика функции.

2.Построить график функции.

3. Прочитать график функции.

а) б)

Карточка №9

1.Записать алгоритм для построения графика функции.

2.Построить график функции.

3. Прочитать график функции.

а) б)

Карточка №10

1.Записать алгоритм для построения графика функции.

2.Построить график функции.

3. Прочитать график функции.

а) б)

IV. Защита презентаций. По мере того как работа выполнена, каждый учащийся представляет на экране свою презентацию и перечисляет свойства одной из функций с карточки.

V. Подведение итогов урока.

Подводятся итоги урока, каждому учащемуся выставляются оценки по математике и информатике. Делается вывод о достижении целей урока.

Домашнее задание: создать более полную презентацию по данной теме от 10 до 20 слайдов.