Урок – деловая игра по русскому языку в 6-м классе "Клиенты банка" по теме "Морфемы пре-, при- в современном русском языке"

Разделы: Русский язык


Цели:  дидактические:
создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации, для закрепления изученного материала;
развивающие:
совершенствовать умения работы в группе;
способствовать обогащению словарного запаса учащихся, совершенствованию навыков работы с разными типами словарей; 
воспитание культуры поведения в социуме, связанном с коллективными финансовыми отношениями.

Подготовка к уроку:
изготовленные средствами ИКТ микрословарики по материалам:   Д.Н. Ушаков. С.Е Крючков. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. - 41 изд. – М.: П., 1990
З.А. Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся – М.: П., 1987

Оборудование: рекламные «щиты»
«Банк «Словообразование»,
Филиал банка «Словообразование» «Морфема При-»,
Филиал банка «Словообразование» «Морфема Пре-»,
«деньги»;

 Раздаточный материал:
тексты: «В лес за чудесами»,  «Самое важное»;
папки – микрословари  «Пре- или при- ?»;
тексты стихотворений «Радионяни» о приставках пре-, при-;
тест №1, тест №2;
«Правила игры»;
«Реестр расценок оплаты труда».
Жуков В.П. Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 2 изд., перераб.- М.: П., 1989
Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2004.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:   
настрой на урок;
объявление задач, запись темы урока.
- Сегодня заключительный урок о морфемах пре- и при-.  Задачи перед нами серьёзные: закрепить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при- в зависимости от их значения;  приставок  пре- и при- , значение которых трудно объяснить;  слов, где пре- и при-  являются частью корня; обогащать свой лексикон: правильно толковать значения слов, фразеологизмов, применять их в речи, показать умения работать с разными видами словарей. Наши знания – это наш капитал.  Продолжим  игру в клиентов банка.
-  Клиенты банка «Словообразование»  работают в одном из двух филиалов: «Морфема При-» или «Морфема Пре-», банк осуществляет  денежные расчёты, наращивает капитал филиалов. Задача клиентов – пополнять имеющиеся у филиалов счета.

Правила игры 
 (На партах в группах и  у «представителей банка»)

1. Избранные управляющие филиалами имеют право
принимать  окончательное решение в конкретной
ситуации, выставлять оценку каждому соответственно
его вкладу в работу группы в конце урока.
2. Имеющийся капитал: филиал «Морфема При-» - 590 руб,
филиал «Морфема Пре-» - 640 руб.
3. Задания стоимостью от 50 руб. до 350 руб.:

Реестр расценок оплаты труда  банка «Словообразование»

Стихотворение наизусть 100
Выборочный самодиктант50
Словарно-орфографическая работа 50
Самостоятельная работа. Тест 100
Предложение с фразеологизмом 100
Работа с «Фразеологическим словарём»:
а)  автор, название;  50

б) значение (одно или несколько); 
в) примеры  (творчески переработанные); 100
г) роль в предложении;50

д) эмоциональная окрашенность .50
  «Диковинки  этимологии»  100
Выборочный анализ текста:
а) выразительное чтение;100
б) основная мысль текста;100
в) ключевое  высказывание,150
 орфограммы  на месте пропусков.

4. Если группа, представляющая свой филиал, даёт правильный  ответ, то капитал филиала увеличивается на стоимость задания.
5. На каждое следующее задание отвечает другой учащийся.
6. Филиал может продать своё задание другому или купить его задание по взаимному согласию.
7. За правильный дополнительный ответ капитал филиала увеличивается на 50 руб.
8. Победителем считается тот филиал, у которого больше прирост капитала.

2. Орфографическая разминка

 1а)    Индивидуальные задания. По 1 клиенту от каждого филиала.
Чтение наизусть стихотворений из«Радионяни» о приставках пре-, при-;

    ПРИ-     
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,       
Космонавт прилетел из Вселенной –  
В словах придёт, прилетит, приплывёт, 
Пишем ПРИ-, несомненно.   
Винт привинтил, прикрутил колесо,  
Приклеил, пришил умело -   
Пишем мы ПРИ-, говоря обо всём,  
Что добрые руки приделали.    
Язык прикусил – не совсем откусил, 
Пригорело – не значит сгорит.
Помни – что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой ПРИ-.

  

     ПРЕ-
В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка  ПРЕ-
Особа преотважная,
Важная-преважная,      
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой,       
И называли все премудрой   
Был у неё прелестный пудель
Прехрабрый пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю. Друг мой, ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня,
Позаменяй меня, прошу,
Спокойной ночи. Я спешу».

   

    (Класс слушает, кратко отмечает достоинства выступлений)

   1б)  Выборочный самодиктант (на доске)

 - Выписать по памяти из прочитанного стихотворения слова с морфемой пре-, при-, объяснить значение приставки.

1в)  С классом
Словарная работа «Угадай слово!» открываем страницы микрословарей:

Прекратить
Преобразовать
Преодолеть
Пресекать
Пререкаться
Преследовать
Пресмыкающиеся
Преобладать
Преломить
Препроводить
Преподнести
Прекрасный
Превзойт
Превратить
Препятствие
Презирать
Пренебрегать
Престол
Престиж
Преступный.
Претендовать
Президент        
Прелестный
Прельстить
Препарат
Знаки препинания

Приготовить
Приспособить
Приобрести
Пригодиться
Привыкать
Присмотреться
Присутствовать
Пригласить
Примерять
Примирять
Прибавочный
Привлекательный
Пристрастный
Приятельница
Присяга
Приказ
Привет
Пример
Природа
Причина
Приключение
Прилежный
Приятный
Приличный
Приоритет
Прибой

-  Нужно сказать лексическое значение слова, а соперники называют это слово, комментируют написание, указывают морфемы основы.
(По 5 слов на выбор)
Слушание ответов  самодиктанта, объяснение значения приставок.
Выводы.
Оглашение прибыли.

3. Самостоятельная работа.  Тест (у каждого учащегося)

-- Теперь, когда мы повторили основные условия правописания пре-, при-, самое время поработать самостоятельно. Подпишите задание. Вставьте нужную букву.

«Морфема Пре-»,  
Пр_образить комнату,
пр_ручить тигрёнка, 
пр_каз командира, 
пр_бавочный капитал,  
пр_рода России,  
пр_страстное решение, 
пр_ветливая встреча,
пр_мятая трава,     
пр_сяга солдата, 
пр_секать слухи.

«Морфема При-»
Пр_амурье моё,
пр_забавный щенок,
пр_поднести подарок,
пр_стижный вуз,
пр_небрегать помощью,
пр_кратить ссору,
пр_одолеть страх,
пр_рвать разговор,
пр_следовать врага,
пр_седать с удовольствием.

Экспресс-контроль.  Выводы. Оглашение прибыли.  

Физминутка.  Упражнения по кинезиологии:
«Колечко»
Учащиеся поочерёдно, как можно быстрее перебираеют пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем, последовательно от указательного к мизинцу сначала в прямом, потом  обратном порядке.
«Кулак – ребро - ладонь».
Учащиеся  последовательно меняют три положения руки на плоскости парты сначала правой рукой, потом левой, затем двумя вместе.

4. Наблюдение над фразеологизмом с пре-, при- в предложении.
(Задание у каждого учащегося)
Задание 4. Запишите предложение, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите изучаемую морфему, главные члены предложения. Назовите фразеологизм, укажите его значение,  синтаксическую роль в предложении. 

«Морфема Пре-»                                                «Морфема При-»
Конкурс чтецов начался,                              Ты придержи лучше язык, не нужно
и мы с первых же слов                                 болтать про наши планы.
превратились в слух.

Слушание ответов учащихся. Оглашение прибыли.  
5. Работа с фразеологическими, этимологическими словарями.

       «Морфема Пре-»                                                    «Морфема При-»
    Преклонять коленаПриводить в себя

Задание 5а
- Запишите фразеологизм, его  значение  (одно или несколько),  примеры  (творчески переработанные);  определите синтаксическую роль фразеологизма  в предложении; эмоциональную  окрашенность.    Представьте словарь, (автор, название, выходные данные).
Примерные ответы.

1.Относиться с глубоким почтением.   
Учитель! Перед именем твоим
позволь смиренно преклонить
колени.
2. Подчиняться чьей-либо воле.
Нет, не преклонишь ты колен  
перед врагом.
(Высокая эмоциональная окрашенность,  
художественный стиль)

1. Опомниться, успокоиться, вывести
из состояния растерянности.
Сначала я растерялся, но голос командира
привёл меня в себя.
2. Выводить из обморочного состояния.
 Больному поставили укол и привели его
в себя.
(Эмоционально нейтральное выражение,
разговорный стиль)

 «Диковинки этимологии» Задание 5б.  Используя «Этимологический словарь русского языка» Г.А. Крылова, подберите к данному слову этимологического родственника, ответ обоснуйте.                            
«Морфема Пре-»                         «Морфема При-»

 Прикорнуть                                     Причалить

Уют
 Кол
Змея
Короткий

Ответы.  Выводы. Оглашение прибыли.

 Задание 6. Выборочный анализ текста

Приготовьте устное лингвистическое высказывание о предложенном вам тексте по плану, изложенному в «Правилах игры»: интересно, ярко прочитайте текст, определите его основную мысль, отметьте  самое важное, на твой взгляд, высказывание, обозначьте орфограммы  на месте пропусков.

«Морфема Пре-»  
Самое важное
Человек не может выб_рать себе наружность, но зато он имеет в_зможность выбрать более важную вещь – х_рактер. Мы можем сделать себя т_кими, какими нам хочется быть. Очень важно быть настойчивым и упорным. Т_ким людям всё удаётся лучше, чем слабохарактерным.   
С детства пр_учайте себя (не) отступать перед трудностями, (до) водить дело (до) конца, это войдёт в пр_вычку, и, когда вы выр_стете, у вас будет великолепное качество – настойчивость.
С. В. Лавочкин, авиаконструктор                    

«Морфема При-»
В лес за чудесами.
Вы  любите осеннюю пр_роду?  Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья г_рят ж_лтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько к_сается ствола клювом.
Я фотографирую дятла, а он продолжает пр_спокойно сидеть.
Устанешь, пр_сядешь на пр_горке, отдохнёшь и опять в путь. А вечером надо разл_жить все, что пр_нес из похода. Лес под_рил много счастливых находок.

Слушание ответов.  Выводы. Оглашение прибыли.

Подведение итогов урока:                              
выставление оценок в группах,                           
прирост накоплений филиала,
поздравление победителей.

Комментарий к домашнему заданию.
Русский язык: Рабочая тетрадь для 6 класса.Часть 1/ Г.А. Богданова – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2005,
 «Морфема Пре-»  -   задание № 109 (раздаточный материал)
«Морфема При-» -    задание № 110 (раздаточный материал)