Цель:
- Обучающая: обобщение и систематизация известных учащимся сведений об имени числительном.
- Воспитательная: воспитание коммуникативных навыков на межпредметной основе.
- Развивающая: развитие памяти, логического мышления и сознательного восприятия учебного материала.
Задачи:
- уметь распознать числительное как часть речи;
- знать правописание математических терминов;
- уметь применять навыки склонения составных сложных числительных при сложении и вычитании многозначных чисел;
- уметь применять знания о дробных числительных при решении задач со смешанными числами;
- знать деление количественных числительных.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид: урок-путешествие.
Технологии, применяемые на уроке:
- интегрированного обучения,
- личностно ориентированного обучения,
- игровая,
- проблемно-поисковая,
- компьютерная.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- карточки-помощники;
- листы на печатной основе. (Приложение 2);
- презентация (Приложение 1).
План урока.
- Орг. момент. Вступительное слово учителей.
- Работа по теме урока.
- Составление плана-схемы.
- Орфографическо-математический диктант.
- Количественные числительные:
- устный счет (склонение составных целых числительных);
- решение задачи (дробные числительные);
- найди ошибку (собирательные числительные). - Полминутки для шутки.
- Заполни таблицу (обобщение знаний о количественных числительных).
- Тест - "Проверь себя" (порядковые числительные).
- Кроссворд.
- Рефлексия.
- Оценки.
Ход урока
I. Орг. момент. Вступительное слово учителей.
II. Работа по теме урока.
1) Составление плана-схемы.
(Слайды 1, 2).
2) (Слайд 3). Орфографическо-математический диктант.
Запишите ответ одним словом:
Как называется:
- Наибольшая единица измерения расстояния - километр
- Наименьшая единица измерения времени - секунда
- Мера массы в 100 кг - центнер
- Тысяча граммов - килограмм
- Сотая часть числа - процент
- 1 000 000 - миллион
- 1 000 000 000 - миллиард
Взаимопроверка по слайду
3) Количественные числительные.
(Слайд 4). Раздаточный материал
a) Устный счет. (Слайд 5)
Прочитайте, склоняя числительные, и найдите результат:
854 сложить с 232 | Восемьсот пятьдесят четыре сложить с двумястами тридцатью двумя, получится | 1 086 |
Из 947 вычесть 325 | Из девятисот сорока семи вычесть триста двадцать пять, получится | 622 |
К 342 прибавить 679 | К тремстам сорока двум прибавить шестьсот семьдесят девять, получится | 1 021 |
От 878 отнять 511 | От восьмисот семидесяти восьми отнять пятьсот одиннадцать, получится | 367 |
С 453 сложить 746 | С четырьмястами пятьюдесятью тремя сложить семьсот сорок шесть, получится | 1 199 |
b) (Слайд 6). Задача на части
Чтобы добраться до города, Толя прошел пешком км и проехал на автобусе ч со скоростью км/ч. Найдите расстояние от дома до города.
Решение задачи (№ 3):
* = = = (км) Толя проехал на автобусе,
+ = + = (км) от дома до города.
Согласование собирательных числительных с именами существительными.
(Слайд 7)
Собирательные числительные согласуются:
- с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных,
- с существительными, употребляющимися только во множественном числе.
(Слайд 8). Найди ошибку (в каких словосочетаниях допущены ошибки)
- Трое подруг (три подруги)
- Пятеро тигрят
- Двое ножниц
- Семеро суток
- Четверо женщин (четыре женщины)
- С обеими ботинками (с обоими ботинками)
- Шестеро друзей
4) Полминутки для шутки. Прочтите, что здесь зашифровано? (Слайд 9)
Сева100поль ви3на
40
а1
надцать3
опи100лет
7я 100
нпа3от
100
янкао5
элек3к
5) Предлагаем вам записать словосочетания с числительными в три графы таблицы.
(Слайды 10, 11). Заполни таблицу
Целые Дробные Собирательные
Двести шесть книг Две пятых арбуза
Четверо суток
Одиннадцать брошюр
Двое медвежат
Тринадцать лет Одна вторая стакана
Полтора месяца
Три восьмых гектара
6) Порядковых числительных
(Слайд 12)
Проверь себя!1. Какое из числительных является порядковым?
а) триста
б) тринадцатый
в) три пятых
2. Найди ошибку.
а) пятисотый
б) тысяча первый
в) трёхсот сорок первого
3. Какое из числительных порядковым не является?
а) двадцать восьмой
б) восемь
в) двадцатый.
7) Кроссворд (Слайды 13-25)
- Порядковый номер, соответствующий числу 1000.
- Число, составляющее три сотни.
- Порядковый номер, соответствующий числу 500.
- Число, составляющее тысячу тысяч.
- Число, равняющееся трем десяткам.
- Число, составляющее шесть сотен.
- Порядковый номер, соответствующий числу три.
- Число, составляющее тысячу миллионов.
- Число, равняющееся пяти сотням.
- Полтора десятка.
- Порядковый номер, отвечающий числу два.
- Число, составляющее две сотни.
(Слайд 26). МОЛОДЦЫ!!!
III. Рефлексия.
IV. Оценки.