Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


 Личность - это духовная сущность человека. А.С.Ма каренко считал, что основные характерологические черты личности складываются до 5 – летнего возраста. А в возрасте 7-8 лет, в период начального обучения, в игровой и учебной деятельности раскрываются сущностные силы растущего человека, складывается ядро личности.
Всё, что усваивает ребёнок в этом возрасте, остаётся на всю жизнь . Насильственно «формировать личность» - нельзя . Наоборот, необходимо помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребёнке, создать благоприятные условия для их созревания и развития . Хорошее развитие личности ребёнка, обеспечивается только активной деятельностью, в которой ребёнок полностью реализует свои способности, выражая себя как личность. Поэтому ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников.
А.Дистервег в своей книге « Руководство к образованию немецких учителей» писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне
он может получить только возбуждение . Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования».
Активность в познании играет важную роль для формирования активной жизненной позиции личности. Умственное развитие ребёнка-школьника совершается в процессе его умственной, в первую очередь учебной деятельности. От того, каково содержание деятельности, как она организована учителем, какие требования он предъявляет ученикам, зависят полнота, темп и характер умственной деятельности детей, а значит и степень ее влияния на развитие умственных способностей каждого школьника .
Умственная или познавательная деятельность всегда направлена на добывание, уточнение,совершенствование знаний об окружающем его мире и на их творческое применение в новых условиях для решения новых задач. Результатом умственной деятельности являются не только новые знания,но и совершенствование самих умственных сил, способностей человека. Ведь всякая умственная деятельность есть известный нервный труд. Он вызывает действия, которые являются упражнением, тренировкой всей нервной деятельности. Человек научается наблюдать, запоминать, сосредотачиваться, рассуждать и т.д Он становится умственно более развитым.
Следовательно, результатом умственной деятельности человека являются, во-первых, те знания, которые приобрёл о предмете своей деятельности; во – вторых, освоение тех способов, навыков, умений, приёмов, которыми человек пользовался в своей умственной деятельности. Их совершенствование обеспечивает человеку наибольшую успешность и в последующей его деятельности. Многие подобные умения, способности человека, закрепляясь, превращаются в черты его характера. Человек становится внимательным, собранным, сообразительным.
Успешность умственной деятельности в значительной мере зависит и от личного желания человека, от его стремления добиться поставленной цели, узнать ранее неизвестное, раскрыть непонятное, изобрести, открыть новое. Такая устремлённость человека, его интерес, его желание находят своё выражение в его активности. Так он может без всякого намерения просто случайно услышать и запомнить разговор своих соседей в вагоне железной дороги; он может намеренно слушать этот разговор и, наконец, если он вслушается в речь окружающих, значит, у него есть какая–то цель, значит он мобилизует своё внимание, свои знания, он наиболее активен в восприятии интересного для него содержания. А то, что ему нужно, запоминается быстро и долго не забывается. Продуктивность умственной деятельности будет резко различной в зависимости от того, насколько мобилизована активность человека.
Роль собственной активности человека в его деятельности и развитии побуждает учителей – практиков обратить особое внимание на активизацию деятельности учащихся ( всех возрастов ) в их учебной работе. Активность нужна при слушании учащимися рассказа учителя. От школьника здесь требуется активное внимание, старание понять изложение учителя и запомнить материал. Только активное повторение является продуктивным, без активности немыслимо самостоятельное приобретение учеником новых знаний, выполнение творческой работы, в которой требуется применить знание для решения каких-либо задач.
Обучение надо строить так, чтобы ребёнку хотелось работать успешнее, вносить что-то новоё, своё. Надо, чтобы ученик стремился работать без навязчивого ру-ководства, вызывать у него собственные мысли, помогать принимать собственные решения. Действенное средство активизации учения школьников-самостоятельная работа на всех этапах овладения ими знаниями и способами деятельности.
Но развивать самостоятельность на любом материале нельзя. Также нельзя этого сделать, если ребёнок не овладел приёмами и методами самостоятельной умственной деятельности.
Самостоятельную работу учащихся организует учитель, где ребёнок должен сам выбрать способ действий, выявить главное и существенное и проявить большую степень активности, чтобы добиться намеченной цели, применить имеющийся у него запас знаний и навыков и выбрать приёмы выполнения этих заданий.
Каковы же задачи применения самостоятельных работ на уроке?
Широкое применение самостоятельных работ на уроках позволяет успешно решить следующие задачи :

  1. Развить у учащихся познавательные способности (наблюдательность,пытливость ), логическое мышление, творческую активность в добывании и применении знаний.

  2. Научить детей самостоятельно трудиться, т.е. привить им культуру умственного и физического труда.
  3.  Повысить сознательность и прочность усвоения знаний школьниками.
  4.  Выработать у них умения и навыки. в том числе умения самостоятельно приобретать новые знания из различных источников.
  5.  Научить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями. умениями и навыками в жизни.

 Например, в связи с темой «Корень слова»
К существительным гроза, крик, шум, луна подобрать по два однокоренных слова: прилагательное и глагол. Выделить корни слов

 Образец: весело – весёлый – веселиться

 Чтобы подобрать однокоренные слова, надо представить себе, какие же слова называются так: у них общая часть и значение. Происходит анализ и операция сличения и сравнения слов; дети вспоминают на какие вопросы отвечают прилагательные ( какой? какое? какая?), глагол ( что делает? что сделает?). Выделяется корень.

 Итак, орфографический анализ, подбор слов с определённым признаком. обобщение ( нахождение корня слова). это задание позволяет учащимся повторить пройденное о частях речи и увидеть способ образования однокоренных слов. Важная роль при этом отводится развитию логического мышления ученика.
Для самостоятельной умственной работы при объяснении нового материала интересны такие задания, которые позволяют учащимся самим сделать вывод правила, например, выделить ту часть слова, которая меняет его значение:
Написал сочинение, дописал сочинение, переписал сочинение.
Вывод: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и придаёт слову новое значение.
Здесь вывод правила возникает как решение задачи, поставленной вначале. С усложнением задания изменяется и степень активности и самостоятельности учащихся в выполнении их.

Рассмотрим задания для самостоятельной работы по теме «Безударные гласные»:
1) Поставить имена существительные в другом числе: сосна, земля, звено, зима, мячи.
Какое из двух слов является проверочным? Почему?

 Образец : леса – лес

 Здесь есть и условия распознавания правила и условия применения правила.

2) Объяснить правописание выделенных безударных гласных в корнях слов, списать. Подчеркнуть корни слов.
Посадить, осветить, наследить, кормить, солить, вредить, насолить, мирить.

 3) Прочитать текст.

 Настала зима.
Солнце встаёт поздно. Утром был сильный мороз.На дворе, на крышах домов снег лежит. Деревья стоят белые. Все дорожки в лесу замело.

Указать, в каких словах безударная гласная является проверяемой, в каких непроверяемой.

Первое задание подводит учащихся к пониманию основного правила узнавания гласной в корне. Второе – закрепляет это понятие. Третье – позволяет найти их в связном тексте и поработать со словарём. Они проверяют не столько, как ученик усвоил пройденный материал, а как умеет обобщить то, что знает, и применить в новых условиях с новым содержанием.

 Созданию чувства новизны, удивления . которое должно стать источником желания самостоятельно решить поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.
Проблемные ситуации в зависимости от этапа обучения можно разделить на : 1) входные
2) внутренние (тактические)
3) итоговые, обобщающие.

 Входные ситуации обычно используются на начальном этапе обучения, например, на этапе формирования понятия о какой – либо части речи. Так начиная тему «Глагол», можно предложить такую ситуацию, опираясь на имеющиеся у учащихся представления о существительном и его признаках. Целесообразно сопоставить однокоренные глагол и существительное, например
зелень и зеленеть( учитель записывает на доске предложения с данными словами).
Я любовался яркой зеленью молодой травы.
 На лугу зеленеет трава.

 Вопрос формулируется следующим образом: «Почему слова зелень и зеленеет при всём сходстве их значений следует отнести к разным частям речи?»
Созданием и разрешением проблемной ситуации, основанной на сходстве и различии сопоставляемых слов, руководит сам учитель. При активной актуализации знаний учащиеся вспоминают, что существительное отвечает на вопросы кто? что?, изменяются по числам и падежам, являются в предложении подлежащим или дополнением и делают вывод, что слово зелень – имя существительное. Далее ученики выясняют, что ни один из названных признаков ( вопрос, формы изменения, синтаксическая роль) слов зелень и зеленеет не совпадает, следовательно являются разными частями речи – существительным и глаголом.
Внутренние проблемные ситуации призваны обеспечить познавательную активность в процессе изучения конкретного учебного вопроса, выполняя роль «тактических» приёмов при объяснении нового материала. Подобная проблемная ситуация может быть использована, например, при изучении темы «Разноспрягаемые глаголы», после того как учащиеся получили представление об основных типах спряжения.

 Учитель записывает глаголы в три столбика:

І
пою -
поёшь -
поёт -
поют
ІІ
говорю -
говоришь -
говорит -
говорят
ІІІ
хочу –
хочешь –
хочет –
хотят

 Учащиеся определяют тип спряжения ( І и ІІ ) глаголов в первом и втором столбиках и затем решают «внутреннюю» проблемную ситуацию между имеющимися у них знаниями о спряжении глагола и новыми сведениями о нём.
 Данная проблемная ситуация может быть предложена ученикам в виде воображаемого диалога учителя с учениками.

 Учитель: По какому типу спряжения изменяется глагол хотеть?
1 –й ученик: По типу І спряжения.
2 - й ученик: Неправильно. По типу ІІ спряжения.
Учитель: Вы оба правы, но в то же время оба ваши ответа неверны. Почему так сказал учитель?

Учащиеся отвечают, что глагол хотеть при изменении по лицам имеет в одних случаях окончание І спряжения. а в других ІІ спряжения. Далее этот материал закрепляется на других разноспрягаемых глаголах.
Устойчивый познавательный интерес формируется различными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. снимает усталость, позволяет удерживать внимание.
Именно поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей. Игры используются и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. Любимые животные, игрушки, герои сказок приходят в класс с разнообразными заданиями ( в конверте, в кармане, в сумке ). Дети в течение урока помогают Буратино достать золотой ключик, выручают Колобка при встрече с разными героями из сказки… Обучая литературных героев дети учатся сами.

 Например:
- Игра – соревнование « Аукцион»
Дети должны подобрать как можно больше слов по схеме за две минуты.

за___ала     по___ка

- «Эстафета»
Предлагается задание: предложенный корень «одеть», т.е. подобрать как можно больше однокоренных слов. Кто быстрее? Однокоренные слова дети записывают по очереди. передавая эстафетную палочку. Если в группе кто-то записывает слово неверно, следующий ученик исправляет ошибку. Игра продолжается до победы одной из команд.
В начальных классах игра возникает на каждом уроке, на каждом его этапе и содержит как бы два элемента познавательный и игровой. В работе очень важно, чтобы ни один из них не был упущен. Иначе эффективность игры может быть сведена к нулю.

 Закрепляя изученный орфографический материал, учитель предлагает не просто диктант, а игру «Волшебная яблоня», на которой растут волшебные яблоки с буквами. Сорвать яблочко может тот ученик, который правильно называет букву в слове на то или иное правило.
Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер.
Учитель начальных классов должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки – интересными. Для этого нужно использовать в работе все более нетрадиционные формы и средства обучения русскому языку. Важно , чтобы дети не только почувствовали красоту родного русского языка, но и полюбили его, осознали его богатство.

 Список использованной литературы:

  1. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. Педагогика, 1982г.
  2. Развитие учащихся вторых классов в процессе обучения и воспитания. Учёные записки.Ленинград, 1970г.
  3. Гаврилова Г.Ф. Проблемные вопросы и ситуации при обучении грамматике. Русский язык в школе. 1991г. № 2.