Цветоведение

Разделы: Технология


Цель урока:

  • Познакомиться с законами сочетания цветов.
  • Составить цветовую композицию, используя графический редактор "Paint"

Задачи урока:

образовательные

  • формирование художественно мышления;
  • формирования знаний по цветоведению;
  • формирование умений по составлению цветовой композиции,
  • совершенствование умений работы в графическом редакторе ""Paint";

воспитательные

  • прививать художественно-эстетический вкус;
  • воспитание работы в коллективе

развивающие

  • развитие художественного восприятия;
  • развитие творческих способностей,
  • развитие умений в применении информационных технологий на уроках технологии

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: сообщение новых знаний, поисковый, промежуточный контроль, итоговый контроль

Форма организации деятельности учащихся работы: фронтальная, парная или групповая

Оборудование: мультимедийные слайды, художественно-иллюстрированные поздравительные открытки, карточка-тест для опроса

Средства обучения: компьютерный класс или ноутбуки (2-3шт.), проектор.

Интеграция: ИЗО, информатика

Ключевые слова: хроматические, ахроматические цвета, светлота цвета, однотоновое, родственное, контрастное сочетание цветов

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Формирование новых знаний.

3. Физкультминутка .

4. Повторение изученного материала

5. Инструктаж к выполнению практической работы.

6. Практическая работа: работают учащиеся на компьютерах в парах. В графическом редакторе "Paint" составляют цветовую композицию по предложенной схеме.

7.Физкультминутка для глаз.

8. Рефлексия. Анализ работ учащихся

9. Подведение итогов и выставление оценок.

10. Тест

11. Домашнее задание.

1. Организационный этап:

Организовать внимание учащихся, эмоционально настроить их на работу.

Раздаются открытки с разными цветовыми сочетаниями.

2. Формирования новых знаний:

Презентация

1 слайд

Тема урока "Цветоведение".

Первое, на что мы реагируем, входя в незнакомое помещение, оказываясь в толпе прохожих или разглядывая рекламу, - это цвет. Как верно сказал Уолт Дисней, "мы живём в восхитительном мире цвета". Цветовая гамма может поражать, успокаивать или очаровывать.

Большинство людей ничего не знают о цветоведении - науке, с помощью которой можно создавать эффектные сочетания. Мы часто сталкиваемся с трудностью в подборе цвета деталей одежды, аксессуаров, украшений для дома, пряжи для вязания, кусочков ткани. Все чаще стали прибегать к использованию продуманных цветовых гамм.

2 слайд

Цель урока: познакомиться с законами сочетания цветов и составить цветовую композицию, используя графический редактор "Paint"

3 слайд

Содержание. На уроке рассмотрим следующие вопросы:

  • Ахроматические, хроматические тона
  • Цветовой круг
  • Светлота цвета
  • Тёплые и холодные цвета
  • Однотоновое, родственное, контрастное сочетание цветов

Проверим, как усвоили материал и выполним практическую работу

  • Проверь себя
  • Схемы

В конце урока проведём проверочную работу

  • Тест по теме

4 слайд

Ахроматические, хроматические цвета.

Все цвета делятся на две основные группы: ахроматические (не цветные), хроматические цвета. ("хроматос" в переводе с греческого "цвет").

Назовите это цвета?

5 слайд

Цветовой круг

Чтобы понять сложные взаимоотношения в мире цветов и красок, надо прояснить их родственные связи, то есть кто кем кому приходится. Прародителями всех цветов являются три основных цвета, они располагаются в центре круга.

- Назовите их (красный, жёлтый, синий).

Основные цвета смешиваются между собой, образуя составной цвет.

- Какой цвет получают при смешивании красного и жёлтого?- оранжевый. Какие основные цвета образуют зелёный, фиолетовый?

-  Кто назовёт фразу, в которой перечисляется порядок цветов основных и составных (каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

- Назовите порядок цветов из основных и составных цветов.

Исключение составляет голубой цвет, он не является составным, так как получается смешиванием основного синего с белым.

6 слайд

Полный цветовой круг

В полном цветовом круге показано как цвета перетекают друг в друга: основные и составные, а также цвета, получаемые их смешиванием (цвета третьего ряда: красно-оранжевый, желто-оранжевый, жёлто-зелёный, сине-зелёный, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый).

7 слайд

Светлота

Рассмотрим полный цветовой круг. Средняя часть круга самая яркая, цвет насыщенный.

- Как изменяется оттенок цвет к центру и к краю круга? ( к центру - светлее, к краю - темнее).

Это получается за счёт смешивания цвета с ахроматическими цветами, черным и белым.

- Отчего зависит светлота цвета?( связана наличием черного или белого красителя).

8 слайд

Тёплые и холодные цвета

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где тёплые и где холодные цвета. Само их название говорит о том, что при взгляде на тёплые цвета, почувствуете тепло, а при взгляде на холодные - холод.

- Назовите теплые и холодные цвета

Зелёный находится на границе этих групп и всё зависит от того, какого цвета в нём больше.

Если больше жёлтого, то зелёный цвет -тёплый, если синего, то - холодный.

9 слайд

Однотоновое сочетание

Как создать гамму, эстетически привлекательную? Для этого познакомимся с основными цветовыми комбинациями.

Используется один цвет в сочетании со всеми его оттенками - схема

- Выберите открытку, где рисунок выполнен в однотоновой цветовой гамме

10 слайд

Родственные сочетания

Используются смежные цвета, их оттенки, находящиеся в четверти круга - схема

- Выберите открытку, где рисунок выполнен в родственной цветовой гамме.

11 слайд

Контрастное сочетание

Контрастные цвета подчёркивают яркость друг друга. Красный рядом с зелёным становится ещё краснее, а зелёный рядом с красным - зеленее. Когда художник хочет что-нибудь выделить на картине, он использует контрастные цвета.

Это противоположные цвета в круге - схема

- Выберите открытку, где в рисунке присутствует контрастное сочетание цветов.

3. Физкультминутка.

4. Повторение изученного материала

12 слайд

Проверь себя

Даны три рисунка. Назовите цветовое сочетание.

Ответы на слайде 13.

14 слайд Найдите варианты цветового сочетания для середины квадрата

Ответы на слайде 15

5. Инструктаж к выполнению практической работы.

Следующий этап зависит от того, где проходит урок. Если в кабинете информатики, тогда учащиеся садятся по двое или по трое за компьютер. Если в кабинете технологии, тогда делятся на группы по количеству принесённых ноутбуков.

16 слайд

Схемы

Задание: В графическом редакторе "Paint" составить цветовую композицию

1. Выберите две схемы.

2.Скопируйте или нарисуйте.

3. Используя палитру и инструменты, составьте две цветовых композиции:

а) однотоновое цветовое сочетание,

б) родственно-контрастное цветовое сочетание

4.Сохранить работу.

Объяснение приёмов работы в графическом редакторе.

Правила охраны труда при работе с компьютером:

  • не наклоняться близко к монитору, соблюдать расстояние;
  • делать перерывы в работе;
  • проводить зарядку для глаз.

6. Выполнение практической работы.

7. Физкультминутка для глаз.

8. Рефлексия. Анализ работ учащихся.

17слайд

Подведение итогов

1. Вам интересно было составлять композицию?

2. Кому было сложно выполнять работу?

3. С какими трудностями вы столкнулись во время работы?

4. Как вы считаете, ваша композиция получилась удачной в цветовом решении?

9. Подведение итогов и выставление оценок.

10. Тест.

18 слайд

Выдаются карточки.

I. Продолжить фразу:

Хроматические цвета -это:.

Ахроматические цвета -это:

II. Выберите правильный ответ:

  1. Родственное сочетание цветов:
    а ) красный-зелёный,
  2. б)светло-красный и сине-фиолетовый,
    в) жёлтый - жёлто-зелёный
    г)фиолетовый-жёлтый

  3. Контрастное сочетание цветов:
    а ) тёмно- красный и светло-фиолетовый
    б) оранжевый-синий,
    в) тёмно-жёлтый и жёлто-зелёный
    г) фиолетовый-жёлтый
  4. Однотоновое сочетание цветов:
  5. а) светло-зелёный и тёмно-зелёный,
    б ) светло-зелёный и тёмно-красный,
    в) тёмно-красный и розовый
    г) светлый зелёно-синий и тёмный зелёно-жёлтый

  6. Что понимается под светлотой цвета? (примеры)

Ответы учащиеся сверяют со слайда 19. Осуществляется взаимопроверка.

11. Домашнее задание.

Найти иллюстрацию или открытку, определить цветовое сочетание.

Используемая литература.

1. Тина Саттон, Брайз Вилен "Гармония цвета" полное руководство по созданию цветовых комбинаций, изд.Москва АСТ Астрель,2004г

2. Учебник "Технология- 5" под ред. В.Д.Симоненко, . М.: Вентана-Граф, 1999г

3. Учебник "Технология- 6" под ред. В.Д.Симоненко,1999г

4. Учебник "Технология- 7" под ред. В.Д.Симоненко,2002г