Пояснительная записка
Цель курса – сформировать у учащихся представления о мировой художественной культуре как о величайшей общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.
Задачи курса:
- Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития мировой художественной культуры.
- На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих мастеров.
Актуальность курса “Мировая художественная культура” определяется тем, что в современных педагогических доктринах все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания образования. В общеобразовательных школах России широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний.
Объем курса. Количество часов, отведенных на данную программу, определяется администрацией школы и может варьироваться в зависимости от многих факторов: типа образовательного учреждения и т.п. Предлагаемый объем – 34 (+1) часов в год.
Структура программы. Программа состоит из введения, основных разделов и повторения (заключения). Логика учебного предмета выстраивается следующим образом: от начало зарождения цивилизаций (первобытный период) постепенно, соблюдая хронологические рамки, мы переходим к Античности, зачем к Средним векам, к эпохе Возрождения и до наших дней. В 5-9 классах мы проходим полностью культуру Западной Европы. 10 – 11 классы продолжается знакомство с культурой России (от 9 века до наших дней).
5-й класс. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
Введение в предмет “Мировая художественная культура”. Что такое “художественная культура”. Духовные ценности культуры. Культура ушедших эпох. В содержании курса выделяются основные понятия, составляющие круг жизни человека: искусство, быт, труд, религия, природа.
№ |
Часы |
Тема |
1 |
1 |
Введение. |
2 |
1 |
Культура древних цивилизаций. |
5 |
Первобытное искусство. | |
3 |
1 |
Открытия и источники изучения первобытной художественной культуры. Религиозное представление. |
4 |
1 |
Особенности первобытного искусства. |
5 |
1 |
Наскальные изображения и керамика. |
6 |
1 |
Истоки архитектуры. |
7 |
1 |
Викторина “Знатоки первобытного искусства”. |
8 |
Древний Египет. | |
8 |
1 |
Достижения древнеегипетской культуры. Письменность. |
9 |
1 |
Религия древних египтян. |
10 |
1 |
Становление египетского стиля. Раннее царство. |
11 |
1 |
Каноны в изобразительном искусстве Древнего Египта. |
12 |
1 |
Скульптура Древнего Египта. |
13 |
1 |
Архитектура Древнего Египта. |
14 |
1 |
Литература и музыка в Древнем Египте. |
15 |
1 |
Викторина “Знаешь ли ты искусство Древнего Египта?” |
5 |
Древнее Междуречье. | |
16 |
1 |
История Месопотамии. Религия. |
17 |
1 |
Религиозно-мифологические представления народов Междуречья. |
18-19 |
2 |
Искусство Междуречья (Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии, Нововавилонского царства). |
20 |
1 |
Викторина “Знатоки Древнего Востока”. |
4 |
Южная и Центральная Америка. | |
21 |
1 |
Верование американских индейцев. |
22 |
1 |
Древнеамериканское искусство в керамике. |
23 |
1 |
Архитектурные сооружения. |
24 |
1 |
Творческая самостоятельная работа “Карнавал древнеамериканских мотивов”. |
4 |
Культура Скифов. | |
25 |
1 |
Версии происхождения скифов (скифская, греческая, историческая). |
26 |
1 |
История просторов Скифии. |
27 |
1 |
Пантеон скифских богов. |
28 |
1 |
Викторина “Культур исчезнувшего народа”. |
4 |
Эгейская культура. | |
29 |
1 |
Тайна эгейской письменности. |
30 |
1 |
Архитектура и живопись критской культуры. |
31 |
1 |
Декоративное искусство Крита. |
32 |
1 |
Викторина “Знаток Эгейской культуры”. |
33 |
1 |
Повторение. |
34 |
1 |
Урок-игра “Колесо истории”. |
6-й класс. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ.
Всемирно-историческое значение художественной культуры античности (Древняя Греция, Древний Рим). Древний Восток (Индия, Китай, Япония).
№ |
Часы |
Тема |
1 |
1 |
Введение. |
2 |
1 |
Повторение. Крито-микенская культура. |
11 |
Культура Древней Греции. | |
3-4 |
2 |
Мифология Древней Греции. |
5-6 |
2 |
Древнегреческая архитектура (архитектурный ордер). |
7 |
1 |
Древнегреческая скульптура. |
8 |
1 |
Олимпийские игры Древней Греции. |
9 |
1 |
Викторина “ |
10-11 |
2 |
Древнегреческий театр. |
12 |
1 |
Философия Древней Греции. |
13 |
1 |
Викторина “Знатоки Древней Греции”. |
8 |
Культура Древнего Рима. | |
14 |
1 |
Становление художественной культуры Римской империи. |
15 |
1 |
“Вечный город”. |
16 |
1 |
Архитектура Древнего Рима. |
17 |
1 |
Скульптура Древнего Рима. |
18-20 |
3 |
Великие правители и их наследие. |
21 |
1 |
Викторина “Знатоки Древнего Рима”. |
4 |
Художественная культура Индии. | |
22 |
1 |
Древнеиндийские предания. |
23 |
1 |
Зарождение буддизма. Будда. |
24 |
1 |
Архитектура и скульптура Индии. |
25 |
1 |
Викторина “Знаешь ли ты культуру Древней Индии”. |
Художественная культура Древнего Китая. | ||
26 |
1 |
Религия Древнего Китая. |
27 |
1 |
Народные праздники Китая (весенние и осенние). |
28 |
1 |
Великие мыслители. |
29 |
1 |
Великая Китайская стена. |
30 |
1 |
Викторина “Мудрый Китай”. |
1 |
Художественная культура Японии. | |
31 |
1 |
Архитектура и скульптура Японии. |
32 |
1 |
Семинар “Знатоки античности” |
33 |
1 |
Повторение |
34 |
1 |
Урок-игра “Колесо истории”. |
7-й класс. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Столкновение художественной культуры античности. Западноевропейское искусство средневековья, а также средневековье народов Востока. Буддизм и ислам - ведущие религиозные концепции этих культур (Востока). Отражение христианского понимания мира в художественной культуре европейских стран. Религиозная основа средневекового профессионального искусства. Рождение канонических традиций храмового искусства.
№ |
Часы |
Тема |
1 |
1 |
Введение. |
2 |
1 |
Повторение. (Античная культура) |
15 |
Художественная культура средневековой Европы. | |
3 |
1 |
Падение Рима. |
4 |
1 |
Распространение христианства. |
5-6 |
2 |
Мир человека: от античности к средневековью. |
7 |
1 |
Общая идейная устремленность художественного творчества средневековья. |
8 |
1 |
Грандиозное храмовое строительство. (Романский стиль) |
9 |
1 |
Особенности рыцарской культуры. |
10 |
1 |
Урок-игра “Рыцарский турнир”. |
11 |
1 |
Средневековая музыка и танец. |
12 |
1 |
Идеалы красоты в средневековье. Мода. |
13 |
1 |
Средневековый театр. |
14 |
1 |
Мир средневековой готики. |
15 |
1 |
Семинар: “Средние века – путь к общности европейских традиций”. |
16 |
1 |
Контрольная работа “Художественная культура средневековой Европы”. |
5 |
Художественная культура Арабского Востока. | |
17 |
1 |
Аравийский полуостров. |
18 |
1 |
Архитектурные ансамбли. Мусульманские культовые сооружения. (Мечети) |
19 |
1 |
Расцвет живописи. |
20 |
1 |
Мусульманская литература. |
21 |
1 |
Семинар “Самобытность культуры арабского востока”. |
4 |
Индия – “страна чудес”. | |
22 |
1 |
Шедевры Индийского зодчества. |
23 |
1 |
Повествовательность индийской живописи. |
24 |
1 |
Театрально-танцевальное искусство Индии. |
25 |
1 |
Литературно-музыкальная композиция “Индия в творчестве европейских поэтов, музыкантов и художников”. |
8 |
Художественная культура
средневекового Китая. Искусство Страны восходящего солнца (Япония). |
|
26 |
1 |
Китайский город. Шедевры китайской архитектуры. |
27 |
1 |
Скульптура и живопись Китая. |
28 |
1 |
Синкретическая религия средневекового Китая. |
29 |
1 |
Уникальность японской художественной культуры. |
30 |
1 |
Сады и парки Японии. |
31 |
1 |
Японский классический музыкальный театр ноо. |
32 |
1 |
Ведущие религиозные концепции Востока. |
33 |
1 |
Контрольная работа “Художественная культура средневекового Востока”. |
34 |
1 |
Повторение. |
8-й класс. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Итальянское Возрождение. Высокое Возрождение. Северное Возрождение. Человек – хозяин судьбы. Гуманизм: идеалы и реальность. Воскрешение античных представлений о красоте и гармонии внешнего мира.
№ |
Часы |
Тема |
1 |
1 |
Введение. |
2 |
1 |
Повторение. (Средневековая культура) |
3 |
1 |
Возрождение – эпоха, определившая мировую художественную культуру Нового Времени. |
16 |
Художественная культура эпохи Возрождения. (Италия) | |
4 |
1 |
Истоки Возрождения и его развитие в раннюю эпоху (XIII – XV вв.) |
5 |
1 |
Архитектура и скульптура раннего Возрождения |
6-8 |
3 |
Флоренция – “колыбель” итальянского Возрождения. |
9-10 |
2 |
Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. |
11-14 |
4 |
“Золотой век”. Высокий Ренессанс и его мастера. |
15-17 |
3 |
Поздний Ренессанс и его мастера. |
18 |
1 |
Позднее Возрождение в Венеции. |
19 |
1 |
Семинар “Художники эпохи Возрождения”. |
20 |
1 |
От голоса к оркестру. Музыка эпохи Возрождения. |
12 |
Северное Возрождение. | |
21 |
1 |
Ренессанс в архитектуре Северной Европы. |
22 |
1 |
Живопись нидерландских и немецких мастеров. |
23 |
1 |
Мир Босха. |
24 |
1 |
Творческие искания Брейгеля. |
25 |
1 |
Дюрер – “художник достойный бессмертия”. |
26 |
1 |
Стихи и проза Возрождения |
27 |
1 |
Поэзия обыденной жизни. |
28 |
1 |
Театр Шекспира “Глобус”. |
29-30 |
2 |
Музыка и театр. |
31 |
1 |
Семинар “Шедевры искусства Северного Возрождения”. |
32 |
1 |
Контрольная работа. “Художественная культура эпохи Возрождения (Италия, Северное)”. |
33 |
1 |
Повторение |
34 |
1 |
Урок-игра “Колесо истории” |
9-й класс. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ОТ XVII в. ДО СОВРЕМЕННОСТИ (ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА).
Стили и художественные направления в искусстве. XVII век – эпоха важнейших научных открытий. Историко-художественное значение эпохи Просвещения. Роль искусства в общественной и политической жизни. Идеалы Свободы, Равенства и Братства как главные принципы искусства. Различие между классицизмом XVII – XVII вв. Появление нового художественного стиля – сентиментализма. Искусство XIX в. Романтизм. Основные течения XIX – XX в. Причины дробления искусства на многочисленные течения.
№ |
Часы |
Тема |
1 |
1 |
Введение. |
2 |
1 |
Повторение. (Эпоха Возрождения). |
3 |
1 |
Стилевое многообразие искусства. |
6 |
Художественная культура Западной Европы XVII в. | |
4 |
1 |
Стилевое многообразие искусства. |
5 |
1 |
Барокко – художественный стиль искусства. |
6 |
1 |
Классицизм. |
7 |
1 |
Реалистические тенденции. |
8 |
1 |
Искусство Голландии. |
9 |
1 |
Семинар “Элементы барокко и классицизма в современной архитектуры”. |
7 |
Мировая художественная культура XVIII в. | |
10 |
1 |
Развитие мировой художественной культуры XVIII в. |
11 |
1 |
Искусство Франции. |
12 |
1 |
Искусство Англии. |
13 |
1 |
Искусство Италии. |
14 |
1 |
Искусство Германии и Австрии. |
15 |
1 |
Семинар “Классицизм. Рококо. Сентиментализм. Романтизм. Искусство и время.” |
16 |
1 |
Контрольная работа “Художественная культура XVII – XVIII вв.” |
9 |
Художественная культура XIX века. | |
17 |
1 |
Искусство Западной Европы времен французской революции. |
18 |
1 |
Франция – страна великих романтиков. |
19 |
1 |
Немецкий романтизм. |
20 |
1 |
Искусство Англии первой трети XIX века. |
21 |
1 |
Реализм в искусстве Франции. |
22 |
1 |
Искусство французского импрессионизма. |
23 |
1 |
Искусство французского постимпрессионизма. |
24 |
1 |
Музыка XIX века. |
25 |
1 |
Семинар “ Преобразования европейской культуры XIX века”. |
8 |
Искусство XX века. | |
26 |
1 |
Европейская художественная культура на рубеже веков. |
27-29 |
3 |
Основные течения XX века. |
30 |
1 |
Мировое искусство 30-50 годов XX столетия. |
31 |
1 |
Художественная культура второй половины XX века. |
32 |
1 |
Литература Западной Европы XX века. |
33 |
1 |
Контрольная работа “Художественная культура XIX – XX в” |
34 |
1 |
Повторение |
10-й класс. ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИИ (IX – XIX в.в.).
Происходит знакомство с шедеврами древнерусского зодчества, иконописью, музыкальным и театральным искусством, творчеством художников-передвижников, книжным делом, русским народным декоративно-прикладным искусством и т.д.
№ |
Часы |
Тема |
1 |
1 |
Введение. |
2 |
1 |
Повторение. |
13 |
Культура древнерусского государства. | |
3 |
1 |
Славянское язычество. |
4 |
1 |
Принятие христианства на Руси. |
5 |
1 |
“Книга для неграмотных”. Русская икона – величайшее духовное достояние русского народа. |
6 |
1 |
Архитектура. |
7 |
1 |
“Золотой век” культуры домонгольской Руси |
8-9 |
2 |
Русская культура второй половины XIII-XV веков. |
10 |
1 |
Культура эпохи русского предвозрождения (XV – XVI века) |
11 |
1 |
“Город чудный, город древний” (Искусство Москвы). |
12 |
1 |
Литературно-историческая игра “Дорогая моя столица, золотая моя Москва!” |
13 |
1 |
Культура на переломе эпох. |
14 |
1 |
Барокко в русской культуре XVII века. |
15 |
1 |
Контрольная работа “Культура древнерусского государства” |
18 |
Культура нового времени (XVIII – нач. XIX в.) | |
16 |
1 |
Искусство и культура эпохи Просвещения. |
17 |
1 |
Искусство Петровской эпохи. |
18 |
1 |
Архитектура. Пригороды Санкт-Петербурга. |
19 |
1 |
“Люблю тебя, Петра творенье!” (Искусство Санкт-Петербурга). |
20 |
1 |
Игра-путешествие по Санкт-Петербургу и пригородам “Во славу Отчизны”. |
21 |
1 |
Борьба за культурное наследие Петровской эпохи. |
22-23 |
2 |
Формирование русской национальной культуры (кон.XVIII – нач. XIX в.). |
24-25 |
2 |
Русские города. Золотое кольцо России. |
26 |
1 |
Урок-игра “Что? Где? Когда?”. |
27-28 |
2 |
Культура предреформенной России. |
29-30 |
2 |
Великие русские художники XIX века. Художники-передвижники. |
31 |
1 |
“Музыка-душа народа” Музыкальное искусство. |
32 |
1 |
История русского театрального искусства. |
33 |
1 |
Контрольная работа “Путь длиной в века…” |
34 |
1 |
Повторение. |
11-й класс. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XX ВЕКА.
Анализ истории отечественной культуры в пределах XX столетия. Последовательно выдержан принцип персонализации при раскрытии выдающихся явлений отечественной культуры. Рассматриваются отдельные периоды, дополняются небольшими монографическими фрагментами, посвященными некоторым деятелям культуры и историко-культурным явлениям.
№ |
Часы |
Тема. |
1 |
1 |
Введение. |
2 |
1 |
Повторение (Художественная культура России IX – XIX вв.) |
Культура России XX века. | ||
3-4 |
2 |
Отечественная культура в конце XIX – нач. XX веков. |
5-6 |
2 |
Развитие Отечественной культуры в годы становления советского государства. |
7 |
1 |
Живопись 1917 – 1920гг. |
8-9 |
2 |
Культура русского зарубежья послеоктябрьского периода. |
10 |
1 |
Живопись русской культуры в эмиграции. |
11 |
1 |
Семинар “Деятели русской культуры в эмиграции”. |
12-13 |
2 |
Отечественная культура в условиях тоталитаризма (30-50 годы). |
14 |
1 |
Отечественная кинематография в 30-50 г. |
15 |
1 |
Влияние культа личности на развитие культуры. |
16 |
1 |
Архитектура (30-50 г.) |
17-18 |
2 |
Культура в годы Великой Отечественной войны. |
19 |
1 |
Искусство во время Великой Отечественной войны. |
20 |
1 |
Литература во время Великой Отечественной войны. |
21 |
1 |
Контрольная работа “Художественная культура нач. XX века |
22-23 |
2 |
Русская Православная Церковь в годы тоталитаризма. |
24-25 |
2 |
“Оттепель” в культурной жизни общества (сер. 50 – сер.60-х годов). |
26 |
1 |
Музыка. Бардовская песня. |
27 |
1 |
Архитектура и скульптура периода “оттепели”. |
28 |
1 |
Отечественная культура в период между двумя перестройками. |
29 |
1 |
Кино Советского периода. |
30 |
1 |
Отечественная культура в годы “перестройки” (1985 – 1991гг.) |
31 |
1 |
Проблемы переходного периода (90-е годы). |
32 |
1 |
Семинар “Отечественная культура”. |
33 |
1 |
Контрольная работа “Художественная культура 2 половины XX века. |
34 |
1 |
Викторина “Знатоки МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ”. |