Программа "Я в мире профессий" для воспитанников детского дома

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Выбор профессии - важное решение в жизни детей-сирот. Огромное значение имеет правильный профессиональный выбор для выпускника детского дома. Не всегда данная категория детей, учитывает свои интересы и способности в выборе профессии. Ребята чаще всего сталкиваются с проблемой обучения в профессиональных учреждениях, а после окончание училища, как правило, не могут устроиться на работу в силу того, что не правильно выбрали специальность; либо эта работа слишком сложна для них.

Основной задачей педагогической деятельности воспитателя и педагогов является подготовка детей-сирот к самостоятельной активной жизни, к осознанному выбору профессии, к выбору учреждения, где выпускник детского дома продолжит свое обучение. Создание условий в группе для профессионального самоопределения, знакомство с миром профессий поможет ребятам осознать свои способности, интересы, грамотно выбрать свою профессию. Тесное взаимодействие в психолого-педагогическом процессе, воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, администрации учреждения, позволит сформировать у ребенка профессиональное самоопределение.

Практическая значимость данной программы состоит в формировании профессионального самоопределения у воспитанников детского дома.

Программа составлена на три года.

Первый год обучения – 5,6-е классы “Как много интересных профессий”, предполагает знакомство детей с профессиями в виде различных упражнений, занятий, с/ролевых игр, экскурсий, тестов, анкет. Комплекс этих мероприятий поможет выявить у ребят способности и возможности, а также интерес е определенному виду профессий.

Второй год обучения 7-8-е классы “Моя будущая профессия”, предполагает изучение и знакомство с различными видами профессий, по средствам занятий, упражнений, тренингов, экскурсий и т.д. А также развитие навыков и умений, способности планировать и контролировать свою деятельность, формирование социально-личностного развития.

Третий год обучения – 9-й класс “Я стану ….(врачом)”, формирование профессионального самоопределения.

Цель программы: формирование профессионального самоопределения, посредствам знакомства с миром профессий.

Задачи:

1) Познакомить детей с различными видами профессий;

2) Выявить с помощью диагностики у детей способности к различным профессиям;

3) Познакомить учащихся с основными требованиями к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми;

4) Формировать у детей-сирот умения целепологания, самоопределения с помощью профессиональных проб;

5) Формирование социально-личностной готовности к вхождению в социум.

Тематическое планирование (первый год)

“ Как много интересных профессий”


п/п

Тема

Формы, методы работы

Кол-во
часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Знакомство с миром профессий.

“Я познаю себя”

“Доволен ли я собой”

Человек - природа.

Человек – техника.

Человек – человек.

Человек – знак.

Мои способности и возможности.

Программа на развитие эмоционально-волевых качеств “Мои интересы”

“Круг моих интересов”

“Моя мечта”

“Мои успехи”

Вводное занятие, стихотворение “Чем пахнут ремесла”

Тест

Анкета, беседа

Занятие; рисунок по данной теме; экскурсия;

Экскурсия на завод, фабрику.

Экскурсия в школу, магазин, больницу и т.д.

Экскурсия в Центр занятости.

Чтение сказки “Лень-река”, рисунок “Змей Горыныч”

Цикл упражнений, состоит из 5 блоков (проводит психолог)

Тест-беседа

Викторина, тест.

Рисунок

Анкета, беседа

1

1

1

4

4

4

2

2

15

1

1

1

1

Итого:    

38

Тематическое планирование (второй год)

“Моя будущая профессия”

№ п/п

Тема

Формы, методы работы

Кол-во
часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Знакомство с миром профессий.

Человек - природа.

Человек – техника.

Человек – человек.

Человек – знак.

Мои способности и возможности.

Моя культура общения

Развитие эмоционально-волевых качеств

Интересы и выбор профессии

Занятие. “ Карта интересов” (методика)

Рисунок по данной теме

Экскурсия на завод, фабрику.

Экскурсия в школу, магазин, больницу.

Экскурсия в Центр занятости.

Чтение сказки “Лень-река”

Тренинг

Цикл упражнений

Занятие

2

2

2

3

2

1

4

10

4

Итого:    

30

Тематическое планирование (третий год)

“Я стану ………”


п/п

Тема

Формы, методы работы

Кол-во
часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

“Я успешный ученик”

“Мой характер”

“Доволен ли я собой”

Тест “организованный ли ты человек”

Опросник

“Особенности получения среднего образования”

“Возможности приобретения профессий”.

“Моя профессия”

Классификация профессий.

Общение – как часть профессиональной деятельности

Профессиональные пробы (по направлениям)

Тест-беседа.

Занятие.

Практическое занятие

Тест

Беседа, тест

Беседа; упражнение

“автобиография”

Анкета; упражнение “угадай профессию”; построй “дерево профессий”;

Составление мини-проектов

Методика. Упражнения.

Практические упражнения. Тренинги

Выходы в профессиональные лицеи, колледжи и т.д.

1

1

1

1

1

1

10

3

4

3

12

Итого:    

38

Список литературы

  1. Борсякова С.И., Жиренко О.Е. Классный час в 10-11 классе: Сценарии на основе современных технологий. – М.: 5 за знания, 2007. – 160 с.
  2. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. – М., 2006. – 104 с.
  3. Материалы курса “Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предфпрофильной подготовке и профильном обучении”: лекции 1 – 4. – М. Педагогический университет “Первое сентября”, 2006. – 88 с.
  4. Меренков А.В. Самоопределение в учебе, труде и отдыхе: учеб. пособие для учащихся 5-7 классов/А.В. Меренков, И.Ю. Ковалева. – М.: Издательский центр “Академия”, 2007. – 208 с.
  5. Меренков А.В. Самоопределение в сфере образования и профессиональной деятельности: примерная программа для V - VIII классов: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области / А.В. Меренков. – М.: Образовательно-издательский центр “Академия”, 2006. – 40 с.
  6. Меренков А.В. Самоопределение в сфере образования и профессиональной деятельности: примерная программа для IX - XI классов: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области / А.В. Меренков. – М.: Образовательно-издательский центр “Академия”, 2006. – 40 с.
  7. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  8. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям / авт. – сост. М.Р.Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 175 с.
  9. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.