Пояснительная записка
Выбор профессии - важное решение в жизни детей-сирот. Огромное значение имеет правильный профессиональный выбор для выпускника детского дома. Не всегда данная категория детей, учитывает свои интересы и способности в выборе профессии. Ребята чаще всего сталкиваются с проблемой обучения в профессиональных учреждениях, а после окончание училища, как правило, не могут устроиться на работу в силу того, что не правильно выбрали специальность; либо эта работа слишком сложна для них.
Основной задачей педагогической деятельности воспитателя и педагогов является подготовка детей-сирот к самостоятельной активной жизни, к осознанному выбору профессии, к выбору учреждения, где выпускник детского дома продолжит свое обучение. Создание условий в группе для профессионального самоопределения, знакомство с миром профессий поможет ребятам осознать свои способности, интересы, грамотно выбрать свою профессию. Тесное взаимодействие в психолого-педагогическом процессе, воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, администрации учреждения, позволит сформировать у ребенка профессиональное самоопределение.
Практическая значимость данной программы состоит в формировании профессионального самоопределения у воспитанников детского дома.
Программа составлена на три года.
Первый год обучения – 5,6-е классы “Как много интересных профессий”, предполагает знакомство детей с профессиями в виде различных упражнений, занятий, с/ролевых игр, экскурсий, тестов, анкет. Комплекс этих мероприятий поможет выявить у ребят способности и возможности, а также интерес е определенному виду профессий.
Второй год обучения 7-8-е классы “Моя будущая профессия”, предполагает изучение и знакомство с различными видами профессий, по средствам занятий, упражнений, тренингов, экскурсий и т.д. А также развитие навыков и умений, способности планировать и контролировать свою деятельность, формирование социально-личностного развития.
Третий год обучения – 9-й класс “Я стану ….(врачом)”, формирование профессионального самоопределения.
Цель программы: формирование профессионального самоопределения, посредствам знакомства с миром профессий.
Задачи:
1) Познакомить детей с различными видами профессий;
2) Выявить с помощью диагностики у детей способности к различным профессиям;
3) Познакомить учащихся с основными требованиями к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми;
4) Формировать у детей-сирот умения целепологания, самоопределения с помощью профессиональных проб;
5) Формирование социально-личностной готовности к вхождению в социум.
Тематическое планирование (первый год)
“ Как много интересных профессий”
№ п/п |
Тема |
Формы, методы работы |
Кол-во |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. |
Знакомство с миром профессий. “Я познаю себя” “Доволен ли я собой” Человек - природа. Человек – техника. Человек – человек. Человек – знак. Мои способности и возможности. Программа на развитие эмоционально-волевых качеств “Мои интересы” “Круг моих интересов” “Моя мечта” “Мои успехи” |
Вводное занятие, стихотворение “Чем
пахнут ремесла” Тест Анкета, беседа Занятие; рисунок по данной теме; экскурсия; Экскурсия на завод, фабрику. Экскурсия в школу, магазин, больницу и т.д. Экскурсия в Центр занятости. Чтение сказки “Лень-река”, рисунок “Змей Горыныч” Цикл упражнений, состоит из 5 блоков (проводит психолог) Тест-беседа Викторина, тест. Рисунок Анкета, беседа |
1 1 1 4 4 4 2 2 15 1 1 1 1 |
Итого: | 38 |
Тематическое планирование (второй год)
“Моя будущая профессия”
№ п/п | Тема |
Формы, методы работы |
Кол-во |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Знакомство с миром профессий. Человек - природа. Человек – техника. Человек – человек. Человек – знак. Мои способности и возможности. Моя культура общения Развитие эмоционально-волевых качеств Интересы и выбор профессии |
Занятие. “ Карта интересов” (методика) Рисунок по данной теме Экскурсия на завод, фабрику. Экскурсия в школу, магазин, больницу. Экскурсия в Центр занятости. Чтение сказки “Лень-река” Тренинг Цикл упражнений Занятие |
2 2 2 3 2 1 4 10 4 |
Итого: | 30 |
Тематическое планирование (третий год)
“Я стану ………”
№ |
Тема |
Формы, методы работы |
Кол-во |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. |
“Я успешный ученик” “Мой характер” “Доволен ли я собой” Тест “организованный ли ты человек” Опросник “Особенности получения среднего образования” “Возможности приобретения профессий”. “Моя профессия” Классификация профессий. Общение – как часть профессиональной деятельности Профессиональные пробы (по направлениям) |
Тест-беседа. Занятие. Практическое занятие Тест Беседа, тест Беседа; упражнение “автобиография” Анкета; упражнение “угадай профессию”; построй “дерево профессий”; Составление мини-проектов Методика. Упражнения. Практические упражнения. Тренинги Выходы в профессиональные лицеи, колледжи и т.д. |
1 1 1 1 1 1 10 3 4 3 12 |
Итого: | 38 |
Список литературы
- Борсякова С.И., Жиренко О.Е. Классный час в 10-11 классе: Сценарии на основе современных технологий. – М.: 5 за знания, 2007. – 160 с.
- Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. – М., 2006. – 104 с.
- Материалы курса “Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предфпрофильной подготовке и профильном обучении”: лекции 1 – 4. – М. Педагогический университет “Первое сентября”, 2006. – 88 с.
- Меренков А.В. Самоопределение в учебе, труде и отдыхе: учеб. пособие для учащихся 5-7 классов/А.В. Меренков, И.Ю. Ковалева. – М.: Издательский центр “Академия”, 2007. – 208 с.
- Меренков А.В. Самоопределение в сфере образования и профессиональной деятельности: примерная программа для V - VIII классов: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области / А.В. Меренков. – М.: Образовательно-издательский центр “Академия”, 2006. – 40 с.
- Меренков А.В. Самоопределение в сфере образования и профессиональной деятельности: примерная программа для IX - XI классов: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области / А.В. Меренков. – М.: Образовательно-издательский центр “Академия”, 2006. – 40 с.
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям / авт. – сост. М.Р.Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 175 с.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.