Урок-исследование по теме “Закономерности самоочищения водоема”.
Цель. Формирование знаний о закономерностях самоочищения водоёма.
Задачи.
1.Образовательные - выявить факторы, способствующие и препятствующие самоочищению водоёма.
2. Развивающие - способствовать развитию у учащихся умения выдвигать гипотезу, проверять её, устанавливать закономерности, развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, критически оценивать своё отношение к нему, задумываться над причинами изменений, делать обобщающие выводы.
3. Воспитательные - воспитывать экологическое сознание и экологическую культуру учащихся.
Девиз урока: “ Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность” (Б. Шоу.)
За неделю до урока в классе создаются три группы (“исследовательские лаборатории”).
Темы опережающего задания- исследования:
- способны ли микроорганизмы перерабатывать органические отходы?
- всеядны ли микроорганизмы?
- как действуют на микроорганизмы ионы тяжёлых металлов, производные синильной кислоты, фенол?
Группы работают по соответствующим методикам (Приложение № 1).
Этап 1. Актуализация знаний.
Цель данного этапа: создание эмоционального настроя учащихся, формирование интереса к уроку, постановка учебной задачи.
Звучит тихая музыка, учитель зачитывает следующие строки:
Речка небыстрая серебристая в нашей местности протекает,
И волшебницей люди добрые нашу Оюшку величают,
А недобрые – засоряют!
(река Оя – живописный приток Енисея).
Следует показ слайдов с изображением реки, берега реки с кучами бытового мусора.
В наши дни трудно найти водоём, не пострадавший от необдуманной деятельности человека. И наша река не является исключением. Растительные и животные остатки, различный бытовой мусор, попадая в воду, значительно ухудшают её органолептические свойства, делают воду непригодной для питья и купания.
Наша задача:
1.изучить органолептические свойства воды из реки;
2. выявить факторы, способствующие и препятствующие самоочищению водоёма.
Этап 2. Исследование. Поисковая деятельность учащихся.
- Групповая работа по изучению органолептических свойств воды:
- Представление домашнего задания: ребята рассказывают о своих наблюдениях и делают выводы.
- определение прозрачности воды;
- определение запаха (учащиеся выполняют опыты № 3-4 по учебнику О. С. Габриеляна, с. 181) .
Вопрос учащимся: на сколько, на ваш взгляд, вода из реки на этом замусоренном участке пригодна для питья, приготовления пищи, купания?
Предполагаемый ответ: вода имеет легко обнаруживаемый запах (интенсивность запаха 3 балла), мутная – использовать опасно.
Конечно же, мы помогли реке – очистили берег от видимого мусора (на экране слайды – экологический десант в рамках “Недели добрых дел”. А как быть с вредными веществами, попавшими в реку? А это уже работа микроорганизмов, обитающих в воде и донном иле. Как они справляются с этой нелёгкой работой? Смогут ли они обезвредить эти вещества?
Предполагаемый ответ: наверное, смогут, если будут знакомы с ними.
На экране – слайд с гипотезой: микроорганизмы могут обезвредить только те вещества, которые по своей структуре сходны с природными веществами.
Итак, слово “исследовательским лабораториям”, которые экспериментально проверяли данную гипотезу (с ребятами за неделю до урока проводится занятие по изучению методики эксперимента, консультации учителя во время эксперимента).
Предполагаемые выводы:
- органические отходы (мыло, попадающее в реку в результате деятельности человека, растительные остатки, продукты жизнедеятельности животных) перерабатываются микроорганизмами, но продукты уже их жизнедеятельности, частично выпадая в осадок, частично выделяясь в виде газов с неприятным запахом, ухудшают органолептические свойства воды, делая её непригодной для использования.
- синтетические продукты (шампуни, СМС, остатки полимерных упаковок) вообще не перерабатываются.
Учитель обращает внимание на то, что подобные вещества являются чужеродными для природы, они по своей структуре значительно отличаются от природных веществ – ксенобиотики. В природной среде существует баланс: организм выработал органическую субстанцию, природа создала фермент, способный её разложить. Человек, создавая различные искусственные продукты, несёт огромную ответственность за то, чтобы не нанести природе урон, не нарушить природный баланс. Только в этом случае его можно назвать нравственным человеком, обладающим экологическим сознанием и экологической культурой.
- ядовитые вещества выводят из строя микроорганизмы – нарушается способность водоёма к самоочищению.
Этап 3. Контроль усвоенности материала.
Задание: во время похода у вас накопилось значительное количество мусора: жестяные банки, пластиковые упаковки, остатки пищи, бумага. Вы руководитель группы. Какой мусор вы порекомендуете закопать в землю, а какой – категорически унести с собой и утилизировать его в специально отведённом месте? Почему именно так вы поступите? Аргументируйте участникам похода своё решение.
Далее организуется обсуждение задания в парах сменного состава. В случае ошибочно принятых решений учитель в ходе беседы подводит учащихся к правильному решению.
Этап 4. Рефлексия. Оценка деятельности.
Учитель подводит итоги урока – на уроке ребята овладевали очень важным умением находить истину с помощью доказательств, т. е. проводить исследование. Затем учитель оценивает деятельность класса, объясняет домашнее задание (творческое задание: составить листовку, раскрывающую значимость реки и призывающую жителей села бережно к ней относиться). Лучшие листовки развешиваются по селу.