Цель: Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок.
Задачи:
1)
- познакомить с приемами составления рассказа по серии сюжетных картинок;
- продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа;
- научить располагать картинки в заданной последовательности;
- научить исправлять деформированный сюжет путем перестановки сюжетных картинок;
- формировать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путем работы в бригадах;
- обогащение словаря прилагательными с помощью проговаривания и подбора к существительным.
2)
- сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок;
- продолжать развивать мимическую выразительность с помощью мимической гимнастики;
- продолжать работу над темпом и ритмом речи, развитием координации движений посредством подвижной игры.
3)
- воспитание гуманного отношения к природе путем обсуждения способов помощи зимующим птицам.
Оборудование: набор карточек для мимической гимнастики “Солнышко”, карточки с изображением птиц (журавль, синица, ласточка, кукушка), набор сюжетных картинок “Синичка”.
1.Организационный момент
Сядет тот, кто запомнит и повторит следующие слова:
- холодная, морозная, снежная зима;
- белый, пушистый снег;
- холодные, крупные снежинки;
- прозрачный, холодный, скользкий лед;
- сильный, пронизывающий ветер;
- высокие глубокие сугробы;
- снегири, воробьи, синицы;
2.Мимическая гимнастика
-Послушайте загадку и отгадайте.
Колобок, Колобок
Золотистый бок
За елки нырнул
Там крепко заснул
А к утру проснулся
На весь мир улыбнулся (солнце)
-Помните гимнастику для лица? Сейчас проверим - я поделю вас на группы, назначу себе помощников, которые будут показывать гимнастику, а после назовут, кто из вас больше всех старался.
(Группа делится на четыре бригады, в каждой из которой выделяется руководитель)
-чтение логопедом и выкладывание соответствующих картинок, выполнение детьми:
Жило-было Солнышко, по утрам оно спит
Проснулось, потянулось, улыбнулось
Увидело тучку – удивилось.
-испугалось,
Затем рассердилось и решило тучку прогнать
Но тучка не испугалась и Солнышко расстроилось
Вдруг налетел ветер, прогнал тучку и Солнышко обрадовалось
-Оценка выполнения детей
3.Актуализация знаний
а) - Помните, каким было летнее солнышко? (яркое, жаркое, высоко поднималось на небе, согревало землю и т.д.)
- Каким стало солнце зимой? (холодное, низкое, меньше светит, не греет)
-А значит, какая погода зимой? (холодная, морозная, студеная, суровая)
-Каково птичкам, которые зимуют в это время года? (холодно, голодно)
-Как называются такие птицы? (зимующие)
-Как вы считаете, надо ли помогать зимующим птичкам? Чем мы можем им помочь? (оставлять корм, делать кормушки)
б) Задание “Кто лишний?”
Выставляется ряд картинок птиц.
-Назовите птиц. Какая птица лишняя? Почему? (синица - зимующая птица, а остальные перелетные)
4.Чтение рассказа “Синица”.
а) Чтение текста логопедом, выставление картинок по ходу повествования.
-Послушайте, что случилось с синичкой.
Синичка
Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Ей было очень холодно. У окна стояли дети. Они открыли форточку, и синичка влетела в комнату. Птичка была очень голодна, она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у детей. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили птичку на свободу. Синичка полетела и весело запела.
б) Обсуждение прочитанного рассказа.
-Каково было синичке зимой? (холодно, голодно, она замерзала)
-Что сделали дети? (впустили синичку, накормили, оставили у себя жить)
-Почему они это сделали? (пожалели синичку)
-Что дети сделали весной? (выпустили синичку на волю)
-Как синичка отнеслась к поступку детей? (обрадовалась, весело запела)
5.Динамическая пауза
а) – Каких еще зимующих птиц вы знаете? (воробьи, вороны, сороки, снегири)
- Давайте отдохнем и вспомним, как ведут себя снегири, а мои помощники назовут лучших снегирей
б) Выполнение подвижной игры “Снегири”
(проговаривание с движением)
Вот на ветках посмотри |
- четыре хлопка руками по бокам и четыре наклона головы на каждую строку |
В красных майках снегири |
|
Распушили перышки | - на первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе-Один хлопок по бокам |
Греются на солнышке | |
Головой вертят, | |
Улететь хотят | - по два поворота головы на каждую сторону |
-Кыш! Кыш! Улетели | - дети разбегаются по группе, взмахивая руками как крыльями |
За метелью! За метелью! |
Название лучших (по оценке бригадиров), похвала.
в) Формирование длительного выдоха.
-Ребята, скажите, каким бывает зимний ветер? (сильным, холодным, пронизывающим)
-Давайте покажем: - наберите воздух в животы, проверьте рукой, как надулся живот, вытяните губы и подуйте как зимний ветер.
6.Работа с деформированным текстом.
- Ой! Картинки разлетелись и мой рассказ перепутался!
Кто поможет составить его правильно?
а) Восстановление картинного плана с проговариванием.
Дети по очереди восстанавливают картинный ряд, проговаривая соответствующие части рассказа. Остальные дети, по необходимости, дополняют или исправляют их ответы.
б) Пересказ восстановленного текста.
- Кто запомнил весь рассказ и сможет его пересказать? (1-2 ребенка).
7. Итог занятия.
- О ком мы сегодня составляли рассказ? (о синичке)
- Что мы о ней узнали? (ей было холодно зимой, а дети ей помогли)
-Что вам понравилось на занятии? (быть солнышком, снегирем, находить лишнюю птицу, составлять рассказ по картинкам, дуть как ветер)
8.Оценка деятельности учащихся
Обсуждение с бригадирами. Поощрение отличившихся.
Список литературы
- Т.Б.Филичева,Г.В.Чиркина “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие” АЙРИС ПРЕСС,М.,2004.
- Н.В.Нищева “Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи” “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, С - П.,2003.
- Н.Н.Суртаева “Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве” БОУДПО “ИРООО”, Омск,2009.