Цели:
- показать красоту и богатство русского языка, его значение в жизни каждого человека;
- воспитывать уважение к русскому языку и русскому слову;
- формировать интерес к языку и познавательную активность;
- формировать умение выражать свои мысли;
- развивать творческие способности, смекалку, сообразительность.
Ход мероприятия
Ведущий. Дорогие ребята! Мы с вами собрались на игру “Умницы и умники”. В этой игре примут участие самые лучшие ученики – по русскому языку, 2-4 классов. (От каждого класса по одному ученику). Остальные ребята будут активными зрителями, болельщиками и смогут тоже принять участие в игре и заработать призы. (На вопросы, на которые не смогут ответить участники, отвечают болельщики и получают фишки, а 2 фишки можно обменять на “орден”).
Стихотворение “Мы живем в стране российской” (читает ученик наизусть)
Мы живем в стране российской,
Признаем язык индийский.
Итальянский, датский, шведский
И японский признаем,
И английский, и французский.
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим
На родном нам языке
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
Русский язык - один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература.
Стих. “Выучи русский язык!” (читают ученики)
- Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык! - Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык! - Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык! - Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово-
Выучи русский язык! - Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спасенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
На земле более 2000 языков. Только в России насчитывается около 200. Как же людям разных национальностей понять друг друга? Они смогут разговаривать на русском языке. Значит, русский язык может быть языком общения людей разных наций.
Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.
Сейчас наши участники зачитают отрывки высказываний разных писателей о русском языке.
Но прежде чем они будут зачитывать, хочу вам представить наше уважаемое жюри …
Конкурс “Русское красноречие”
2-й класс
“Русский язык – настоящий, сильный, где нужно-строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно-бойкий и живой”. Так считал Лев Николаевич Толстой.
3-й класс
“Велик, могуч и прекрасен русский язык. Он сочетает в себе великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков” (Михаил Юрьевич Лермонтов)
4-й класс
“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык! Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни”. (Константин Георгиевич Паустовский)
Жюри оценивает.
Многие слова устарели и ушли из нашего языка, но иногда все-таки мы их встречаем в сказках, в пословицах, поговорках и т.д.
Конкурс “Русская изба”.
Скажи одним словом, как называли эти предметы в старину:
2-й класс
Тонкая длинная щепка от сухого полена для освещения избы. (Лучина)
3-й класс
Металлическая рогатка на длинной рукоятке для подхватывания в печи горшков и чугунов. (Ухват)
4-й класс
Чистая половина крестьянской избы. (Горница)
Вопросы для зрителей:
- В избе: нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной. (Полати)
- Небольшая комната, обычно в верхней части жилья. (Светёлка)
- Полотенце. (Рушник)
- Подвесная колыбель. (Люлька)
Конкурс “Скажи поговорку правильно”.
Например: Икра стоит свеч. (Правильно: Игра стоит свеч.)
2-й класс
- Машу маслом не испортишь. (Кашу)
- Лес рубят – кепки летят. (Щепки)
3-й класс
- Аппетит проходит во время еды. (Приходит)
- Город не тётка. (Голод)
4-й класс
- Готовь сени летом, а телегу зимой. (Сани)
- Всяк жулик своё болото хвалит. (Кулик)
(Если участники затрудняются ответить, то отвечают зрители.)
Конкурс “Словообразование”.
Найдите и выпишите слова, которые перемешались.
ё сто ки за да бе
л ро ас ро ра
жи т го ко по
ра д бо та манн да
(Ёжики, стол, роза, город, астра, работа, команда, победа)
(Для ученика 2 класса- 2 слова, 3 класс – 3 слова, 4 класс – 4 слова)
Конкурс “Превращение слов”.
Заменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово.
Пара- (фара)
Роща – (роза)
Свет- (цвет)
Река – (рука)
Игла – (игра_
Уха – (ухо)
Белка – (булка)
Бинт- (бант)
(2-й кл.- 3 слова, 3-й кл. -5 слов, 4-й кл. – все слова, задание выполняется за 1 минуту)
Конкурс “В каких словах ЕЛЬ растет?”
Назвать как можно больше слов.
(Карамель, кисель, писатель, водитель, учитель, мебель, капель, портфель, картофель, мель, мельница, понедельник и т.д..)
Конкурс “Найди ошибки”.
Каждому участнику дается карточка с текстом. Время на выполнения задания – 2 минуты.
Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубымколоколчики, белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.
Пока участники выполняют работу, провести игру для первоклассников.
Ребусы:
ВАКРОО | ЕБРЯАТ | ОРОВЕЙБ |
5 6 1 3 2 4 | 23 1 4 6 5 | 2 3 4 1 6 7 5 |
Конкурс “Собери слово”.
Зал + ежи (залежи)
Газ + ель (газель)
Фа + соль (фасоль)
Град + ус (градус)
Штука + тур (штукатур)
Банк + рот (банкрот)
Буй + вол (буйвол)
Бал + кон (балкон)
Задание для зрителей.
Из слов составить слова:
в, ы, б, к, у (буквы)
к, о, ш, л, а (школа)
а, г, н, и, к (книга)
к, н, и, у, ч, е (ученик)
о, р, д, и, а, н (Родина)
Конкурс “Кто больше?”
Как можно больше составить слова из букв этого слова.
ТАРАКАНИЩЕ
И завершающий конкурс для самых смелых. Если желающие будут из участников, то зарабатывается дополнительное количество баллов, если желающие из болельщиков, то получают орден.
Викторина по русскому языку.
- Как обозначаются звуки на письме? (буквами)
- Какие буквы могут обозначать 2 звука? (е,ё, ю,я)
- Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (по слогам)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Что такое алфавит? (Все буквы, расположенные по порядку)
- Сколько слогов в слове машина? (3)
- Какое правило применяется при написании слова “шишка”? (ши пиши с и)
- Сколько гласных букв в русском языке? (10)
- В Москве живет москвич, а в Киеве? (киевлянин)
- Поставь существительное “носки” в родительный падеж мн.числа. (носков)
- Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы)
Жюри подводит итоги.
Победитель получает диплом и памятный подарок.
Лучшие болельщики также получают памятные подарки.