Деятельность ДОУ в аспекте инклюзивного образования

Разделы: Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование


Образование детей - один из наиболее важных вопросов, стоящих перед каждой семьей. Образование ребенка-инвалида - огромная проблема для семьи, несмотря на то, что Российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам, в том числе и инвалидам. Так, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995г. № 181-ФЗ предусматривает реализацию ряда мер социальной защиты инвалидов, направленных на их реабилитацию. Среди основных направлений реабилитации инвалидов - профессиональная ориентация, обучение и образование инвалидов, их социальная адаптация.

На сегодняшний день на учете в Управлении социальной защиты населения г. Зеленогорска состоит 206 детей-инвалидов: из них 79 обучаются в школах города, 23 обучаются на дому учителями школ и педагогами учреждений дополнительного образования города, 29 детей посещают детские дошкольные учреждения города, 10 детей-инвалидов дошкольного возраста и 7 детей-инвалидов школьного возраста обучаются родителями на дому.[2] Но важно понимать, что решая проблемы инвалидов, надо концентрироваться не только на специальном образовании, но и на эффективности обучения для всех детей.

Новый универсальный словарь Вебстера определяет инклюзию (включение) как "процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого".

Один из практических аспектов деятельности ДОУ, который требует особого внимания, заключается в оценке результата. При специальном воспитании и обучении обсуждение и оценка результата фокусируется на прогрессе отдельных воспитанников, в то время как достижения общего образования обычно выражаются количеством детей, достигших поставленной цели. Несмотря на то, что стандартная система оценок позволяет достаточно легко измерить уровень развития и степень усвоения материала, она оставляет без внимания эмоциональные и межкультурные навыки ребенка, которые важны при социальной адаптации. Многие педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости разработки стандарта описания и оценки той пользы, которую получают все дети, посещающие дошкольные учреждения в аспектах причастности к обществу, развития межличностных отношений и уровня знаний и умений.

Знакомясь с материалами Национальной Недели инклюзивного образования США, мы обратили внимание на опыт ведущих специалистов Службы раннего образования для детей с особыми образовательными потребностями Департамента образования, которые в течение пяти лет исследовали влияние инклюзивного образования на развитие детей с различными формами инвалидности. [5]

Главной целью проекта было найти способ описания значимых итогов для всех детей в условиях инклюзивного обучения. Многие часы наблюдений за детьми во время занятий, разговоров с педагогами и родителями, бесед с типично развивающимися детьми привели к появлению схемы, которая оказалась полезной при описании результатов влияния инклюзивного образования. Схема состоит из трех взаимосвязанных областей:

  • Причастность.
  • Отношения.
  • Знания/навыки.

Обучение происходит в рамках определенной системы занятий, в которой упор делается на активном участии ребенка в процессе обучения разумными, культурно допустимыми и увлекательными способами. Эта модель может быть особенно полезна потому, что она отражает итоги, важные для педагогов и родителей, не будучи ограниченной рамками стандартной оценочной системы. Особое свойство этой модели заключается в том, что составляющие ее понятия одинаково применимы к детям с инвалидностью и без, и она может использоваться педагогами, как общего, так и особого образования. Для понимания схемы нужно уяснить, что подразумевается под терминами "причастность", "отношения" и "знания/навыки", о каждом из которых говорится ниже.

Читая различные определения инклюзии, мы видим, что в каждом из них упор делается на приобщение к какой-либо группе и участии в совместных действиях с другими, то есть на причастность к жизни этой группы. Понятие причастности фокусируется на том, насколько ребенок принят и активен в группе, а также на его включенности в социальную структуру группы. Ребенок может приобщаться к жизни группы как через организованную (специальные занятия), так и через свободную (игры на детской площадке) деятельность. Косвенно причастность может быть оценена по шагам, сделанным для того, чтобы ребенок мог активно участвовать во всех мероприятиях (например, изменение правил игры, чтобы ребенок с инвалидностью имел дополнительную попытку). Обычные дети могут легко помочь своим сверстникам с инвалидностью стать нужными участниками жизни группы, часто без помощи взрослых. Уроки, которые получают типично развивающиеся дети, помогая ребятам с инвалидностью полноценно участвовать в образовательной и общественной деятельности, могут быть важнейшим положительным итогом существования инклюзивных образовательных учреждений. Среди них можно выделили следующие возможные результаты:

  • уменьшение боязни различий между детьми и одновременно большее спокойствие и понимание действительности;
  • рост социальной сознательности;
  • динамика развития самосознания и самооценки; проявление искренней заботы и дружбы.

В то время, как понятие причастности охватывает взаимодействие ребенка с группой сверстников, в области отношений внимание уделяется связям с отдельными детьми. Цель изучения сферы отношений - в оценке более сложной системы взаимодействия. Понятие отношений охватывает широкий ряд моделей поведения и сложных межличностных взаимодействий. Ребенок может завязывать отношения в любом окружении, а котором он проводит время.

Отношения можно систематизировать:

  • игровые/приятельские (например, дети, играющие вместе в свободное время);
  • оказание помощи (ребенок, оказывающий поддержку сверстнику);
  • принятие помощи (ребенок, получающий поддержку от товарища);
  • групповые (двое детей, которые общаются, шагая рядом на прогулку, но, возможно, которые не стали бы контактировать в ситуации свободного выбора);
  • конфликтные (спор детей о правилах игры или в попытке договориться об использовании одной вещи).

Мы предполагаем, что дети, развитые в области отношений, могут взаимодействовать со многими ровесниками, и можно выделить множество положительных результатов для типично развивающихся детей в области отношений, в том числе: участие в различных социальных связях; большая терпимость и принятие как инвалидов, так и людей без инвалидности; большее желание помочь другим и принять помощь, когда это необходимо.

Знания/навыки - самый традиционный из трех параметров оценки значения инклюзивного образования и наиболее знакомый психологам и педагогам. При этом его легче всего измерить. Поэтому данное понятие не требует объяснений, в отличие от двух предыдущих.

Важно заметить, что для того, чтобы быть успешными в обществе, дети должны приобретать определенные умения, однако, одни навыки и знания не могут составить надежную основу для получения желаемого результата. При планировании и оценке общеобразовательной программы воспитания и обучения для всех детей необходимо учитывать все три сферы - причастности, отношений и знаний/умений. В совокупности они дают цельную и важную для общества картину значимых результатов, достигаемых детьми в инклюзивных образовательных учреждениях, а оценка детей по этим трем параметрам поможет ДОУ доказать эффективность своей работы.

Существование образовательных учреждений ":с установкой на инклюзию - самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в :сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования". [4]

Инклюзивные образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы члены сообщества не только лучше понимали эти вопросы, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи. Внедрение инклюзивного образования полезно обществу по множеству причин:

  • инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить;
  • инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. Развитие поддержки в обучении показывает, что сложности в воспитании и обучении заключены не в детях, и не дети требуют "исправления", а подходы к обучению;
  • инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые, получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.
  • инклюзивное образование расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые бы были максимально эффективны для всех детей.

Сегодняшние дети завтра станут работодателями, служащими, политиками. Дети, обучающиеся с непохожими на них сверстниками, будут готовы к разнообразию в обществе и станут использовать его для общей пользы.

Литература.

  1. Жиянова П.Л. "Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна". М.: Благотворительный фонд "Даунсайд Ап", 2005 г.
  2. Риезер Р., Котов В. "Медицинская и социальная модели инвалидности". РОООИ "Перспектива", 2000.
  3. Саламанкская декларация, http://www.eenet.org.uk.
  4. Шварц С. "Пересматривая наше понимание инклюзии и определяя ее значение для детей". Материалы Национальной Недели инклюзивного образования США, 2001.