"Что? Где? Почему?" Математическая игра для 7–8-х классов

Разделы: Математика


1. ОНМ.

2. Приветствие (учащиеся 7-8-х классов в количестве 5 человек читают стихи, посвящённые математике).

Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведём сегодня речь. (1-й ученик)

Не случайно ей такой почёт
Это ей дано давать советы
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты. (2-й ученик)

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе. (3-й ученик)

Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку. (4-й ученик)

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов. (5-й ученик)

3. Представление участников игры

Ведущий:

Есть у меня шестёрка слуг.
Проворных удалых,
И всё что вижу я вокруг
Всё, знаю, я от них
Они по знаку моему
Являются везде, зовут их:
“Как?” и “Почему?”, “Кто?”,
“Что?”, “Когда?” и “Где?”.

(Ведущий представляет жюри)

Ведущий: Приглашаются игроки. (Выходят учащиеся 7-8 классов.) Первая команда “Биссектриса”. Вторая команда “Медиана”. Третья команда “Высота”.

Представление визитной карточки каждой из команд.

Представление команды “Биссектриса”

Как же нам не веселится,
Не смеяться, не шутить,
Ведь сегодня на турнире
Мы решили победить.
Будем биться мы упорно,
Будем думать и искать,
Будем биться за победу,
Чтоб её не повторять.

Девиз: Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.

Представление команды “Медиана”

Уважаемый противник,
Ну и что ж, что ты силён.
Не смотри на нас с усмешкой,
Нос тебе мы подотрём.
Дорогой ты наш болельщик,
Веселей за нас болей,
Чтоб на этом на турнире
Победили мы скорей.

Девиз:

Медиана-обезьяна,
У которой зоркий глаз.
Прыгнет точно в середину,
Стороны против вершины,
Где находится сейчас.

Представление команды “Высота”

Говорят, не повезёт, если
Чёрный кот дорогу перейдёт,
А у нас наоборот, (2 раза)
Этот котик нам удачу принесёт.
Эй, соперники, наши друзья,
Сегодня в школе проходит игра.
Мы приветствуем вас и хотим вам сказать:
Если кто-то проиграет - (2 раза)
Всё это ерунда!
Эта игра сблизит нас
И это просто класс! (2 раза)

Девиз:

Высота похожа на кота,
Который выгнув спину,
Пытается под прямым углом
Соединить вершину и сторону
Под прямым углом.

Ведущий: Прошу всех встать. Сейчас прозвучит Гимн математики.

Гимн математики

(на музыку песни “Чему учат в школе?”)

Уравнения решать, радикалы вычислять –
Интересная для алгебры задача!
Интегралы добывать,
Дробь делить и умножать,
Постараешься – придёт к тебе удача!

Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигуры, то тела – не разберёшься!
Аксиомы там нужны,
Теоремы так важны,
Их учи - и результата ты добьешься!

Все науки хороши, для развития души
Их и сами все вы знаете, конечно.
А для развития ума предназначена она-
Ма-те-ма-ти-ка.
Это было, это будет, это вечно!

4. Игра, состоящая из раундов.

Ведущий: Игра состоит из раундов! В каждом раунде знатокам предлагаются вопросы из сектора, выпавшего на игровом столе. После обдумывания (1 минута) капитан называет игрока, который будет давать ответ, поднимая свою визитную карточку. Если команда отвечает сразу правильно, то она получает красный жетон, если со второго раза правильно, то синий жетон, если с третьего раза, то зелёный жетон (5 баллов – это красный жетон, 4 балла – это синий, 3 балла это зелёный).

1 раунд “Блиц-опрос”

Каждой команде задаются по очереди вопросы. Если команда отвечает неправильно, её

вопрос переходит к следующей команде. За правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Назовите наименьшее натуральное число. (1)

2. Наибольшее трёхзначное число. (999)

3. Результат сложения. (Cумма)

4. Количество сантиметров в метре. (100)

5. Определение простого числа. (Имеет два делителя)

6. Чему равен периметр равностороннего треугольника со стороной а? (3а)

7. Сформулируйте определение равных треугольников.

8. Формула нахождения площади прямоугольника. (S=ab)

9. Сформулируйте свойства вертикальных углов. (Вертикальные углы равны)

10. Назовите все делители числа 5. (5, 1)

11. Число 153 кратно ли 2? (Нет)

12. Как в математике называется утверждение, не требующее доказательств? (Аксиома)

13. Сколько прямых можно провести через две точки на плоскости? (Одну)

14. Сколько прямых можно провести через одну точку? (Бесконечно много)

15. Чему равна площадь квадрата со стороной 5? (25)

2 раунд. Сектор № 1

Ведущий: Уважаемые знатоки! Все знают, что тысяча тысяч – это миллион. Но, мало кто знает, как называются следующие разряды. Для их названий приняты латинские наименования чисел. Тысяча миллионов называется “биллион” (или, мы называем “миллиард”), тысяча биллионов – “триллион”, дальше “квадриллион”, “квинтиллион” и т.д. Внимание вопрос! Что означает приставка “би”, “три”, “квадра”, “квинта”? (“Би” - два, “три” - три, “квадра” - четыре, “квинта” - пять)

3 раунд. Сектор № 2

Ведущий: Внимание! Черный ящик! То, что лежит в черном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. Внимание вопрос! Что лежит в чёрном ящике? (Циркуль)

Ведущий: Правильно! Это циркуль! Этому замечательному предмету Н.Глазков посвятил такие строки:

Танцевальное вращенье
Совершеннейшие ноги,
И круги, круги, круги
Вызывали восхищенье.
Балерина создавала
Точный круг в один момент.
Подивился ей немало
Достославный геометр.
О прекрасной балерине
Вспоминал частенько он -
Не по этой ли причине
Циркуль был изобретён!

4 раунд. Сектор № 3

Ведущий: Уважаемые знатоки! Перед вами игральная карта: бубновый король.

Посмотрите внимательно: на карте вы видите изображение ромба.

Внимание, вопрос! Почему на карте бубновой масти изображён именно ромб, а не что-то другое?

(Слово “ромб” происходит от греческого “ромбос”, означающего бубен. Мы привыкли к тому, что бубен имеет форму круга, но раньше бубны имели форму ромба или квадрата)

5 раунд. Сектор № 4

Ведущий: Уважаемые знатоки!

Однажды в магазине девочка купила 6 ручек, несколько тетрадей по 3 рубля и три карандаша. Продавец выписал чек на 28 рублей.

- Вы ошиблись, - сказала ему девочка, как только взглянула на чек.

Продавец удивился, как девочка, не подсчитав денег, заметила ошибку. Проверка показала, что девочка была права. Вопрос! Скажите, как девочка догадалась?

(Сумма должна быть кратна 3)

5 раунд. Сектор № 4

Ведущий: Уважаемые знатоки! Чьи это слова: “Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит”? (М.В.Ломоносов)

Ведущий: Едва ли кто помнит, но сейчас вы угадаете даты его жизни, если хорошо знаете математику и быстро смекаете. Жил он в XVIII веке. Сумма цифр года его рождения равна 10, причём цифра единиц равна цифре десятков. Сумма цифр года смерти равна 19. Если цифру десятков разделить на цифру единиц, то получится в частном 1 и в остатке 1. (1711–1765)

6 раунд. Сектор № 5

Ведущий: Внимание! Черный ящик! Уважаемые знатоки! В 1974 году одним архитектором была придумана игра, которая является наглядным пособием по алгебре, комбинаторике, программированию. Эту игру называют “игрой столетия”. Если играть без системы, то для достижения разрешимости потребуется миллионы лет. Используя определенную систему, можно достичь цели за 23с. Эта игра полезный спутник в дальней дороге. Внимание вопрос!

Что лежит в чёрном ящике? Назовите фамилию создателя этой игры. (Кубик Рубика)

7 раунд. “Супер-блиц”

Ведущий: Уважаемые знатоки! Кто из вас продолжает игру в седьмом раунде? Вам предлагается оставить в каждой команде по 1 игроку. Слово жюри! (Предоставляется слово жюри). Остаются участвовать в игре 2 команды по 1 игроку.

Вопрос № 1. Три кошки за три минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (3 кошки за одну минуту ловят одну мышь, значит, те же 3 кошки за 100 минут поймают 100 мышей)

Вопрос № 2. Сколько земли в дупле глубиной 2 м, шириной 2 м и длиной 2 м? (Нисколько)

Вопрос № 3. Кому принадлежат слова: “В геометрии нет особых путей для царей!”? В связи с чем они были произнесены? (Эти слова, по свидетельству Прокла, были сказаны Евклидом Птолемею, спросившему у него однажды, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его “Начала”)

5. Итог игры (подводятся итоги, награждается выигравшая команда и ученик-знаток математики).

6. Домашнее задание (придумать сказку “Жил-был равнобедренный треугольник…”).

Ведущий: Дорогие друзья! 3 января 2010 г. исполнилось 160 лет со дня рождения С.В. Ковалевской! И мне хотелось бы прочесть отрывок из стихотворения этой замечательной женщины:

Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы, в решеньи своём неизменном,
Рок не назначил тебя впереди-
Память об этом мгновенье священном,
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется чёрною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.

Ведущий: “Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком” (К.Вейерштрасс)

Продолжается век,
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда,
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.

Ведущий: Спасибо всем! До новых встреч!