Цели: воспитывать любовь к Родине; воспитание гражданской активности, понимание ответственности за судьбу Родины; воспитывать: чувство гордости за историю, достижения и культуру своей Родины; уважение к традициям, бережное отношение к природе; готовность сохранять ее характер и культурные особенности, воспитывать стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Оборудование: интерактивная доска; компьютер; слайд-фильм: «Ижевск»; презентации «Кроссворд», «Традиции», « Место Ижевска в жизни страны»; выдержки из конституции РФ (Приложение 1) ; тексты: «Кроссворд» (Приложение 2), стихотворение об Ижевске Тяптина В. Я. «Город нашей любви» (Приложение 3) , с историческими справками (Приложение 4), «Ветка рябины» рисунок формата А-3; наглядный материал: карточки – «Ижевск», «Родина», «Любить», «Беречь», «Знать историю», «Гордиться», «Прославлять»; фломастеры; бумага для индивидуальной и групповой работы, магниты, указка.
Предварительная работа: перед уроком раздать детям тексты стихотворений, с историческими справками; разбить класс на 3 группы (любым известным способом), подготовка учебного места для групповой работы: соединить по 2 парты на 3 группы, остальные отодвинуть в конец кабинета, стулья расставить таким образом, чтобы все дети сидели лицом к доске; на столы выложить бумагу для индивидуальной и групповой работы, фломастеры, Выдержки из конституции РФ.
Ход урока
I. Оргмомент. – Сегодня у нас – час размышлений. О чем мы с вами будем сейчас размышлять, поможет нам понять отрывок из фильма. Просмотр отрывка слайд – фильма «Ижевск» (с 0,49 по 2,5 минуты фильма). Когда будет звучать песня – предложить учащимся припев спеть вместе.
II. Тема урока. Озвучивается тема. Открывается надпись на доске: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой патриотизма» Н.Г.Чернышевский.
III. Цели урока. Идет диалог с учащимися об актуальности темы, задаются наводящие вопросы, после чего они сами выводят цели урока.
Цели: узнать новое о городе, дать определение слову «родина», узнать какое
место занимает г. Ижевск в жизни страны и в жизни каждого из нас, какое
место каждый из нас занимает в жизни города, приобрести знания и умения,
которые пригодятся каждому из нас в личной жизни и общественной
практике.(Эти цели вывели сами ребята, у Вас после диалога могут
оказаться и другие цели)
IV. Основная часть.
1. Актуализация опорных знаний.
1) Диалог.
(Во время диалога на доске будут вывешиваться новые карточки
со словами – происходит разбиение на кластеры, от каждого определения
слова мы будем переходить к новому слову и определению.)
- Мы сегодня будем говорить об Ижевске. (Вывешивается карточка:
Ижевск). С чем ассоциируете вы это слово? ( Проговаривают: город, мой
город, столица, моя родина).(Вывешивается карточка: родина)
– Что для вас означает понятие «родина»? (Учащиеся дают несколько
определений: место, где родился; где живут друзья, родители; где находится
отчий дом; где все родное; где тебя знают и любят; туда всегда хочется
вернуться и т.д.)
- Когда говорят о Родине, говорят и о любви к ней. А что значит «любить».
(Вывешивается карточка: любить. Среди ответов звучат те, с которыми мы
будем работать на уроке. Вывешиваются карточки: знать историю, чтить
традиции, беречь, гордиться, прославлять).
2) Выразительное чтение стихотворения об Ижевске. (3 ученика)
3) Решение кроссворда. (Презентация: «Кроссворд». Правила работы с
презентацией: зачитывается вопрос из кроссворда, после верного ответа открывается слайд с иллюстрацией ответа).
– Сейчас проверим, как вы знаете историю своей родины. Для этого разгадаем кроссворд. (После ответов на все вопросы учащиеся увидят в кроссворде выделенную запись: Ижевск – моя Родина).
4) Работа с географическими картами.
– Сейчас узнаем, какое место занимает г.Ижевск в жизни страны. (Презентация: « Место Ижевска в жизни страны». На 1 слайде – карта Ижевска, на втором слайде тоже, но сделан поворот, так что сразу становится понятно, на что похоже изображение – на сердце.) Затем работа с географической картой России. Дети показывают, где находится Удмуртия и Ижевск. Говорят о географическом расположении города. (3 слайд).
Чтение детьми исторических справок (4 справки). После прочтения исторических справок детьми делаются выводы о месте Ижевска в жизни страны.
5) Беседа
- А что значит «чтить традиции»? ( Презентация «Традиции»). 1 слайд –
с изображением герба Ижевска.
- Дайте определение слову «герб». Что символизирует герб Ижевска? Что он
отражает? После ответов учащихся можно зачитать слова Сергея Бехтерева,
автора герба Ижевска, о значении и роли герба.
- А сейчас поговорим о талисмане города: «Ижевску – 250». (2 слайд). Почему
художники нарисовали такой талисман, что он символизирует? О каких
традициях нашего города можно рассказать, увидев этот талисман?
- Какие известные люди живут или жили в нашем городе? ( Рассказывают о
почетных гражданах города). О какой традиции города мы говорим? (3-5
слайды).
- О каких традициях города вы можете еще рассказать? (Рассказывают о
праздниках, которые проводятся в Ижевске: «Рождественские гуляния»,
«Масленица», «Сабантуй», « Гербер», «Рыжий фестиваль» - национальные
праздники, «Ижевск- цветущий город» - праздникцветов, «День города»,
«День молодежи», «День победы» и др.)
- А что вы можете рассказать об ижевчанах? Какие традиции сплотили их?
( Дружные, отзывчивые, толерантные, добрые и т.д.).
- А какие традиции вы поддерживаете? Какие вам близки традиции? И т.д.
2. Изучение нового материала.
– Мы поговорили о том, какое место занимает Ижевск в жизни горожан и
всей страны, а теперь поговорим о том, какое место родина занимает в вашей
жизни, и какое место в жизни города занимаете вы.
Групповая работа. Работа с конституцией.
- В каких статьях конституции говорится о ваших правах? О каких правах в
статьях говорится?
- Какими правами вы уже пользуетесь? (право на жилище, на охрану
здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на участие в
культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к
культурным ценностям, каждому гарантируется свобода мысли и слова и т.д.
- В каких статьях конституции говориться об обязанностях? О каких
обязанностях в статьях говорится?
- Что бы вы добавили к своим правам и обязанностям?
3. Закрепление изученного материала. Работа в группах.
- Каждое поколение оставляет о себе память. А что оставите вы?
Каждая группа получает задание по одному из кластеров: «беречь»,
«гордиться», «прославлять». После работы в группах, ребята представляют свои
работы на обсуждение всему классу.
V. Рефлексия. Самостоятельная работа: написание синквейна на тему: «Ижевск».
VI . Итог классного часа. О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?
Что вы хотите еще узнать? Что для вас означает понятие «родина»? и т.д.
- Сегодня я еще раз убедилась в том, что вы растете настоящими патриотами,
достойными сыновьями и дочерьми своего Отечества и вам небезразлична
судьба нашей Родины.
- Я прошу вас выполнить еще одно задание: на ватмане вы видите изображение
веточки рябины – ягоды уже закрашены, а листочки нет. Вам сейчас предстоит
их закрасить определенными цветами: если урок понравился, и вы еще хотите
по этой теме узнать что – то новое - закрасьте листочки в зеленый цвет; если
урок понравился, и вы получили все что хотели получить по этой теме –
закрасьте листочки в желтый цвет; если урок не понравился - закрасьте
листочки в красный цвет.