Урок русского языка в 6-м классе "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные"

Разделы: Русский язык


Цель: знать о делении прилагательных на три разряда;
о признаках качественных прилагательных;
уметь находить качественные прилагательные;
определять их синтаксическую роль.

1. Сообщение цели.

2. Слово учителя.

Зима приходит ненароком
По всем статьям, беря свое,
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, - нет ее!
И вдруг, однажды спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь «скатерть-самобранку» -
Везде, вокруг, белым-бело…
( С.Михалков)

С.Михалков в этом стихотворении, как и А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин», изобразил наступление запоздавшей зимы, которую мы ждем в этом году. Поэтому разряды имен прилагательных будем изучать по текстам, изображающим русскую зиму.

3. Чтение стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Зима».
(Индивидуальное задание Соломатина А.)

Зима
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели.
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен –
Все кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

4. Синтаксический разбор предложения (из прочитанного стихотворения).

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).

5. Выпишите из данного предложения прилагательные и образуйте от них простую и составную формы сравнительной и превосходной степени.

Белый (белее, более белый; белейший, самый белый).
Пушистый (пушистее, более пушистый; ----- ; самый пушистый).

6. Объяснение нового материала (работа по таблице).

 РАЗРЯДЫ   ИМЕН   ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

КАЧЕСТВЕННЫЕ
(образуют степень сравнения)
какой?
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
(не образуют степень сравнения)
какой?
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ (обозначают принадлежность лицу или животному)
чей?
холодный
1) холоднее,
более холодный,
самый холодный

2) холоден, холодны

3) очень (чрезвычайно, слишком) холодный

4) холодный - холодный

5) неяркий

снежный (материал)

 

городской  (пространство)

зимний (время)

волчий (след)

мамина (сумка)

- Как называются прилагательные, которые образуют степень сравнения?
- Как называются прилагательные, которые не образуют степени сравнения?
- Как называются прилагательные, которые обозначают принадлежность лицу или животному?

7. Чтение §50(по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григоряна, И.И.Кулибабы) и продолжение работы по таблице.
-Какие признаки имеют качественные прилагательные?
-Продемонстрируйте эти признаки примерами из таблицы.

8. Слово учителя.
Давайте посмотрим фотографии с зимними пейзажами, чтобы увидеть необыкновенную красоту русской природы. (Демонстрация фотографий и прослушивание отрывка из песни «Три белых коня».)

9. Творческий диктант по тексту.

Задание. Вставьте в текст на месте скобок подходящие по смыслу имена прилагательные. Подчеркните как член предложения  качественные прилагательные.

Здравствуй, гостья зима!

Мы вышли из школы на прогулку. Взглянули кругом и увидели, что земля покрыта (мягким, серебристым, пушистым) снегом. Только кое-где можно заметить еще (черные, темные) пятна земли.
Вверху над нами (хмурое, зимнее) небо. Оно покрыто (небольшими серовато-белыми) облаками. Только в одном месте проглядывает (узенькая) полоса голубого (чистого) неба.
Входим в лес. Деревья разукрашены (прихотливыми) узорами инея, кое-где на ветвях желтеют (осенние) листья. Ели и сосны выделяются своим (зеленым) убранством. (Глубокую) тишину леса нарушают наши голоса. (Чистый зимний) воздух бодрит нас. Мы играем в снежки, бегаем, кувыркаемся.
Впереди еще настоящая зима с ее (жгучими)  морозами, (сильными) ветрами, (снежными) заносами, но мы рады ее приходу!

-Чтение текста учеником (индивидуальное задание).
-Какие из вставленных прилагательных относятся к разряду качественных?

10. Чтение сочинения о приходе зимы. (Индивидуальное задание Вострикова Ю.) (Смотри приложение 1)
Задание. Выписать из текста качественные прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

11. Работа по тексту «Зимний лес».

Задание. Выпишите из текста словосочетания «качественное прилагательное + существительное (главное слово)» и письменно объясните правописание окончаний имен прилагательных.

Зимний лес

Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой.
Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. Попробуй разгреби в лесу снег до земли. На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. Все еще зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска.
Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьется след лисицы. Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. Парочки следов испятнали снег. Это пробежала куница, хищница искала белок.
Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош лес в зимнем уборе!

12.  Подведение итогов.

 Какие прилагательные являются качественными?

13.  На дом: § 50 (правило), упр. 290.

Приложение 2

Приложение 3