Цель. Отрабатывать навык правописания падежных окончаний имён существительных; развивать устную и письменную речь, словарный запас, орфографическую зоркость, мышление; познакомить с новым произведением Л.Н.Толстого; воспитывать бережное отношение к природе и умение работать в коллективе.
Оборудование:
- портрет Л.Н.Толстого,
- выставка книг,
- карточки с индивидуальными заданиями,
- карточки словарных слов,
- картина “Кормушка для птиц”,
- иллюстрация – птица в клетке.
Ход урока
I. Орг.момент
У нас сегодня необычный урок – русский язык и литература. Вы должны показать свои знания, уметь работать в коллективе, быть дисциплинированными и активными.
II. Работа по картине.
Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.
Но больше всего
Беспокойно за птиц –
За наших воробышков
Галок, синиц.
- Что изображено на картинке?
- Как вы думаете, кто сделал кормушку?
- А зачем она нужна?
III. Русский язык.
1. Минутка чистописания в тетради.
Откройте тетради, запишите число.
Сегодня на минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усваивать учебный материал на уроке.
*В качестве тренировочного материала мы возьмем сочетание ово.
Старайтесь, чтобы движения руки были плавными.
*Списать предложение.
На деревеИ висит кормушка для птиц.
Какую букву выберем для написания окончания? Почему?
2. Тема урока. “Отрабатывать навыки написания безударных падежных окончаний.”
*Запись под диктовку.
Птицы – наши друзья. Они охраняют леса и сады от вредителей.
1. Определить падеж имён существительных.
2. Разобрать по частям речи второе предложение.
*Индивидуальная работа по карточкам для сильных учащихся. (приложение №1)
3. Словарная работа.
Картинный диктант.
Ворона, воробей, синица, дятел, сорока, снегирь, чиж.
- Что объединяет эти слова?
- Определите склонения?
- Найдите “лишнее” слово? Почему?
*Фонетический разбор слова – чиж.
IV. Физ. минутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки - на плетень,
Тири - тири,
Тень – тень – тень!
(А. Барто)
V. Внеклассное чтение.
1. Рассказ о чиже. ( рассказывает ребёнок).
2. Тема урока. Л.Н.Толстой “Птичка”.
-Что однажды произошло с чижом, мы узнаем из рассказа Л.Н. Толстого “Птичка”.
* Чтение произведения и работа над содержанием.
- Почему погибла птичка?
- О каком подарке сказано, что он “дороже всего”?
- В каком значение употреблено значение слово “дороже”?
- Какая интонация в голосе была у Сережи, когда он получил подарок?
- Какая интонация в голосе была, когда он поймал птичку?
- С какой интонацией разговаривала с ним мама?
* Чтение по ролям.
- Что посоветовала мама Серёже?
- Какой след в жизни мальчика оставил этот случай?
VI. Русский язык.
* Редактирование.
- Прочитать последнее предложение в рассказе.
- Составить из него три самостоятельных предложения.
* Записать эти предложения с комментированием.
Утром Серёжа подошел к клетке. Чиж уже лежал на спине. Птичка поджала лапки и закостенела.
Задания.
- Выделить окончания имен существительных.
- Определить падеж имен существительных.
VII. Обобщение.
* Выберите пословицу к данному произведению и запишите её самостоятельно.
Всякая птичка свои песенки поёт.
Воля птички дороже золотой клетки.
Глупа птица, которой гнездо своё не мило.
Задание.
- В именах существительных определить падеж и выделить окончания.
* Выпускаем чижа из клетки на волю.
*Домашнее задание.
Чиж принёс нам конверт, а в нём домашнее задание – изготовить кормушки для птиц.
VIII. Итог урока.
- Какие трудности вы испытываете при написании безударных окончаний существительных.
Хочу поблагодарить за отличную работу детей ….
Приложение №1
Карточки для учащихся.
Вставить пропущенную букву. Определить падеж у существительного. Разобрать по членам предложения. | ||
Гнездо иволг_ прячется среди летней зелен_ . | Дятел застучал клюв__ по осинк_ . | Иволга подвесила гнездо к ветк_ высоко над землёй. |