Конспект урока по окружающему миру для 1-го класса по теме "Когда жили динозавры?"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами.

Задачи:

  • формировать представление о далёком прошлом Земли;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • воспитывать чуткое отношение к природе и животному миру.

Оборудование: иллюстрации с изображением динозавров, выставка книг, таблички с названиями динозавров, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Подарим друг другу улыбки и начнём урок.

2. Повторение пройденного.

- Сегодня нам предстоит трудная, но интересная работа, а для разминки решим кроссворд. Угадайте какие птицы собрались в дальнюю дорогу (в тёплые края)?

1. Чёрный, проворный,
Кричит “крак”,
Червякам враг.

2. Эта птица прячет гнездо недалеко от воды в густых зарослях травы, кустах, внутри гнездо выстилает пухом.

3. Эта птица летает быстрее всех.

4. Для этой птицы домик строит человек.

5. Эта птица помогла Дюймовочке спастись из норки крота.

Ответы: 1. Грач. 2. Утка. 3. Стриж. 4. Скворец. 5. Ласточка.

- Как одним словом назвать этих птиц? (Перелётные)

- Каких перелётных птиц вы знаете? (Иволга, дрозд, зяблик, жаворонок, чиж, аист, кукушка и др.)

- Почему этих птиц называют перелётными?

- Как называют птиц, которые остаются зимовать в наших краях? (Осёдлые или зимующие)

- Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

3. Сообщение темы и цели урока.

Сейчас, наверное, очень трудно представить, что когда-то на земле птиц совсем не было. И людей не было. В те далёкие времена жили на земле удивительные животные – динозавры.

- Давайте отправимся с вами в удивительное путешествие. Помогать нам будут забавные динозаврики. Они очень любознательны и любят задавать много вопросов, а с них и начинается любое открытие.

- Динозаврики приготовили главный вопрос, который будет темой урока – “Когда жили динозавры?

4. Работа по теме урока.

- Первый наш гость приглашает нас на прогулку. Итак, в путь.

- Кто сможет ответить на вопрос: Когда жили динозавры? (Ответы детей)

Динозавры обитали на земле от 200 до 65 миллионов лет назад. Насчитывалось огромное количество разнообразных видов динозавров, однако не все они жили в одно время. Детёныши динозавров вылуплялись из яиц, которые их мать откладывала в песок.

Слово “динозавр” означает “ ужасная ящерица”. На самом деле посмотрите на их грозный вид. Но наши динозаврики напротив очень мирные и один из них решил с нами поиграть. Поможем динозаврику поймать бабочку.

5. Физкультминутка (на развитие внимания).

6. Работа по теме урока.

- Рассмотрите изображения динозавров. Чем они похожи? (Ответы детей)

- Чем отличаются? (Ответы детей)

- Молодцы! Одни динозавры были огромными, а другие – мелкими. У всех была сухая чешуйчатая кожа. Лапы динозавров росли прямо под брюхом. Многие из них умели стоять на задних лапах. Одни были хищниками, а другие питались растениями.

- Наш динозаврик решил пообедать, а нам предлагает разобраться какие динозавры были хищниками, а какие травоядными.

- Ребята, как вы думаете, почему они так назывались? (Ответы детей)

- Правильно. Одни динозавры питались мясом животных - это хищники, другие динозавры ели только растения, поэтому их называли травоядными.

Гигантский динозавр – брахиозавр – был растительноядным. Чтобы не умереть с голоду, ему приходилось съедать за день почти тонну листьев. Брахиозавр имел 25 м в длину, 12 метров в высоту и весил около 80 т, то есть больше, чем весят 20 слонов.

- Почему у него была такая длинная шея? (Благодаря длинной шее он мог дотягиваться до листьев на верхушках деревьев).

Самым свирепым хищником был тираннозавр, что означает “ царь тираноящеров”. Весил он более 8 т, а в длину достигал почти 15 метров. Большинство хищных динозавров передвигались на задних лапах, умели быстро бегать, преследуя добычу, а передние лапы у них были короткими.

Самыми маленькими динозаврами были компсогнаты. Длина их тела равнялась примерно 60 см, то есть они были размером с курицу. Питались они насекомыми и умели быстро бегать.

7. Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунки на странице 79.

- Как вы думаете, какой динозавр был хищником, а какой питался растениями? (ответы детей)

Самое большое отличие можно заметить, внимательно рассматривая зубы. У хищников – длинные, острые зубы для разрывания и пережёвывания мяса. У травоядных – много ровных плоских зубов, удобных для перемалывания и перетирания растительной пищи.

- Ребята, подумайте как могли растительноядные динозавры защитить себя от хищников? (Ответы детей)

Некоторые растительноядные динозавры жили большими стадами, чтобы совместно обороняться от хищников. А другие выработали иные способы защиты. Гипсилофодон, имея длинные ноги, умел быстро бегать, что позволяло ему спасаться от хищников. У стегозавра на спине были большие костные щитки, росшие прямо из шкуры, а хвост был увенчан острыми, как кинжалы, шипами. А эвоплоцефалом наносил своим врагам мощные удары костной “булавой”, которой оканчивался его хвост. Длина этого динозавра от носа до кончика хвоста равнялась 5 метрам.

А наш динозаврик предлагает вновь отдохнуть.

8. Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтобы слушать и читать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо – влево, раз и два.
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

9. Закрепление материала.

1) Работа по учебнику (стр.79).

- Как вы думаете, могло ли быть такое на самом деле? (Ответы детей)

- Во времена динозавров на Земле ещё не было людей. Ни один человек никогда не видел динозавра! Откуда же люди знают, какими они были? (Ответы детей)

- Помогают нам узнать о динозаврах учёные – палеонтологи. Они осторожно откапывают кости, соединяют их. Посмотрите на зуб в руках человека (стр. 79). Этот зуб – важная находка учёных. По нему можно судить о том, какими огромными были динозавры.

- Чтобы воссоздать полный скелет динозавра может понадобиться много лет.

Около 65 миллионов лет назад все динозавры вымерли. Почему это произошло, учёным в точности неизвестно. В эпоху динозавров климат был тёплым на протяжении всего года. Затем на земле стало заметно прохладнее, особенно зимой. Динозавры нуждались в тепле, а солнечного тепла, чтобы согреться, им не хватало, и многие погибли, затем погибли все.

- Сейчас динозавры – это далёкое прошлое.

- Я предлагаю вам воссоздать мир динозавров и побыть художниками.

2) Практическая работа.

- Раскрасьте динозавров, изображенных на ваших карточках.

10. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что заинтересовало вас?

Спасибо за урок. Вы хорошо поработали. Наш динозаврик за работу на уроке дарит вам прекрасный цветок.

- Более подробную информацию о динозаврах и о том почему они вымерли, вы сможете узнать из книг, которые вы видите на выставке.

Урок закончен.

Приложение