Воспитательная программа класса «Познаю себя и других» рассчитана на 9 часов и включает следующие занятия:
- Внимание и память
- Типологические свойства и темперамент
- Особенности личности
- Особенности мышления
- Мотивы участия школьников в совместной деятельности
- Учебные мотивы
- Коммуникативные склонности учащихся (общительность)
- Ориентация в жизни
- Выбор профессии
Разрабатываемый проект – это занятия 5-7 и он направлен на оказании помощи в самоопределении, организации самопознания, познания других людей. Эти классные часы имеют характер психологических тренингов, носят системный характер. Они помогут классному руководителю улучшить взаимоотношения детей в коллективе, послужат толчком к дальнейшим занятиям по самопознанию и саморазвитию.
Занятия рассчитаны на учащихся 7 В класса. В классе 25 учащихся.
При разработке проекта были учтены следующие особенности учащихся: в классе много ярких личностей, есть неформальные лидеры, которые в некоторых ситуациях определяют характер взаимоотношений в группах учащихся.
При разработке проекта ставились следующие цели и задачи:
- Организация самопознания с помощью небольших тестов, позволяющих изучить личностные особенности, способности, интересы, склонности.
- Выявление характера взаимоотношений в группе детей, место каждого в системе личностных связей.
- Формирование определенных отношений между педагогом и подростками и между сверстниками. Это отношения взаимопонимания, уважения друг к другу, внимания и заботы к психологическому самочувствию всех и каждого члена группы.
Учебный и дидактический материалы отбирались в соответствии с поставленными целями и задачами, с учетом возрастных особенностей учащихся. Для изучения интересов, склонностей и других личностных характеристик членов коллектива использовалось анкетирование, игра «Путаница» и «Комплимент», методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и применялись методы наблюдения, беседы, анкетирования.
Результаты исследования представлены в презентациях учащихся. Достичь поставленных целей помогли следующие совместные с учащимися действия:
- Совместное планирование работы
- Создание презентаций учащихся
- Работа класса по программе «Познаю себя и других»
С родителями:
- Организация внеклассных праздников, экскурсий
ИКТ использовались на 1 этапе – подготовка бланков, обработка результатов. Интернет помог эстетично и музыкально оформить презентации. Через мультимедийную установку представили результаты исследования учащимся класса.