Цель: закрепление умения определять падеж имен существительных.
Задачи: закреплять умения определять падеж имен существительных; развивать орфографическую зоркость, познавательную активность учащихся, память, мышление; воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка.
Проверили? Вот здорово!
К уроку все готово!
2. Минутка чистописания.
На доске написаны слова: весна, опали, звонкий, тема, веселый.
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный звонкий твердый согласный звук, встречающийся в одном из данных слов. Какая это буква? В каком слове находится?
( Согласный [з], встречается в слове звонкий).
- Согласную букву з мы напишем с двумя гласными. 1-ую гласную вы найдете в приставке глагола. Какая это буква? ( о – опали). 2-ая гласная является безударной гласной в корне прилагательного. Какая это буква? (е – веселый).
- Мы будем писать букву з в сочетании с гласными буквами, но в определенной последовательности. Определите закономерность последовательности букв в этом ряду: зое, зооее, зоооеее,...,…
- Пропишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строки (и продолжите).
- На следующей строке пропишите слово здоровье.
3. Словарная работа.
Ветер начинается,
Слово рассыпается.
Слоги быстро собери
И слова произнеси.
( бо-та-ра, ко-мо-ло, на-ком-та, мо-ток-ло, ли-на-ма, то-паль, че-ник-у, бо-суб-та).
- Что объединяет эти слова? (Все они существительные.)
Найдите среди слов «лишнее». (Пальто – 2 слога, ученик – отвечает на вопрос кто?) Найдите имена существительные ж.р., м.р., ср.р..
Физ. минутка для укрепления мышц глаз.
4. Постановка темы и целей урока.
_ сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему «Склонение». Повторим и закрепим знания о всех падежах, будем отрабатывать умения в определении падежей.
5. Работа по теме.
1. – Что мы называем склонением? (Изменение имен существительных по вопросам или по падежам.)
- Сколько падежей в русском языке?(6)
- Давайте вспомним названия падежей. В этом нам помогут загадки о падежах.
1) Предлогов с детства не люблю
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы –кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.(И.п.)2) Кого винить мне видно сразу!
Пусть каждый здесь запомнит фразу.
Ведь я важней министра!
Все это знают тут!
А ну скорей скажите,
Как меня зовут? (В.п.)3) Мне без предлога свет не мил.
Пусть будет «в», и «о», и «при» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать
О чем мечтать и в чем гулять. (П.п.)4) Я работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу,
Но и один гулять хожу. (Д.п.)5) Творите – чем? Творите – с кем?
Я расскажу вам – нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад. (Т.п.)6) Кого же нет?
Я очень беспокоюсь!
Чего же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня скажите! (Р.п.)
- А теперь давайте поставим падежи по порядку и запишем их в тетради.
- Для чего нам нужно знание падежей? (Для связи слов в предложении.)
- Почему у каждого падежа по два варианта вопросов? (Одушевленные и неодушевленные сущ..)
- К каким существительным ставятся кто? кому? кого? (К сущ., обозначающим людей и животных.)
- К каким сущ.ставятся вопросы что? чего? чему? (К остальным существительным.)
2. Физ.минутка.
- Если я назову существительное, которое отвечает на вопрос кто?, приседают девочки. Если произнесу существительное, отвечающее на вопрос что?, приседают мальчики.(Огонь, рысь, малыш, гараж, еж, роза, тишина. Чайка, снежинка, окунь, задача, девочки, мальчики, песня.)
3. Работа с предложениями.
- Прочитайте предложения. Расставьте их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово ЛИСТ. Выберите предложение со словом ЛИСТ в И.п., затем в В.п. и т.д..
С листом связано здоровье растения. По ним в лист поступают вода и питательные вещества. Лист под ветром не ломается. Жилки придают листу прочность. У листа гибкая ножка.( Подчеркнутое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.)
4. Физ.минутка.
5. – Прочитайте словосочетания, исключив в каждой группе лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.
1) Гуляли в роще, приблизились к р.ке, находился в ло.ке;
2) Тетрадь без обло.ки, гн.здо без насе.ки, всадник на лошади;
3) Жил в гор.де, полз по .дежде, подош.л к ферме;
4)Срубили б.резу, выпил ч.ю, лежал на печке.
5. Итог.
1) -Сколько падежей в русском языке? Назовите их. Какой падеж никогда не употребляется без предлога? (П,п.)
2) Рефлексия.
- Кто из вас все еще испытывает затруднение при определении падежа имен существительных?
6. Домашнее задание.
С. 93, упр. 102.