Цели:
- закрепить зрительное восприятие графического образа букв и их звукового значения;
- читать буквы с опорой на звуковые модели слов способом алфавитного чтения;
- выделять и различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, определять и обозначать в звуковых схемах звуковые значения букв.
Ход урока
На доске картинка с изображением паровозика – речи.
Паровоз бежит, бежит,
В такт колёсами стучит.
А куда он нас везёт
Непоседливый народ?
Каждый знает из ребят –
В славный город … (Буквоград)
Сегодня мы заканчиваем наше первое путешествие. Мы познакомились со всеми буквами и должны приехать в этот город.
Какая учебная задача стоит перед нами? (Повторить всё, что мы узнали о буквах)
На уроках мы были маленькими исследователями, т.к. искали ответы на многие вопросы.
- Как называется паровозик, на котором мы путешествовали?
- Что такое речь?
- Какая бывает речь?
- Из чего состоит речь?
- Из чего состоят предложения?
- Из чего состоят слова?
- Чем звуки речи отличаются от простых звуков?
Игра
Поиграем мы в игру.
Я вам слово назову,
А вы слушайте, смекайте,
Это слово повторяйте.
И, услышав смысл любой,
Вы кивайте головой –
Это значит – соглашайтесь.
Если смысла вы не знаете,
То плечами пожимайте,
Разводите вы руками,
И качайте головами:
Мол, не слышим смысла тут,
Так вас люди не поймут.
Ну, начнём!
Подушка, лев, поварёшка, книжка, хлеб,
Кукарача, рымба, фумба, Скорик-морик, тарахумба.
Хорошо! Ещё сыграем? Вы согласны? Продолжаем!
Плим, картошка, мошка, крошка,
Хрум, будильник, нос, матрёшка.
Энцы-бенцы, бегемот, слон, морковка, крикавот.
Почему город так называется?
Что такое буква?
Чем отличаются звуки от букв?
На какие две группы можно разделить все звуки человеческой речи? (На гласные и согласные)
Поэтому и буквы тоже разделим на группы:
буквы гласных звуков
буквы согласных звуков
Паровозик – речь прибывает на первую станцию: ГЛАСНЫЕ.
Какое стихотворение о гласных знаете?
Почему гласные звуки так называются?
Выбрать знак гласных.
Игра
буквы гласных звуков спрятались в волшебный
мешочек
Дети распознают в мешочке букву, определяют, как она называется, как читается, достают и показывают, а учитель на доске вывешивает карточку с изображением этой буквы.
А О У Ы И Э
Каких гласных не хватает?
Е Ё Ю Я
Что знаете об этих буквах?
Буквы с “секретом” - могут обозначать два звука, если стоят в начале слова).
Этих букв хитрее нет,
Мы узнали их секрет:
Только их читать начнёшь,
По два звука назовёшь.
Выбрать знак букв с “секретом”.
Игра “Звуковые часы”
указать стрелкой картинку, если слово
начинается на букву с “секретом”
Слова: аист, ёж с яблоком, платье, юла, ведро, ель.
Паровозик – речь прибывает на следующую станцию: СОГЛАСНЫЕ.
Какое стихотворение о согласных звуках знаете?
Почему эти звуки так называются?
Что мы слышим, когда произносим согласные звуки? Почему?
Игра "Четвёртый лишний"
Дети называют все буквы, выбирают лишнюю и объясняют свой выбор.
Ж Ш Ц К
Ч Щ Й Ь
Р Ы Б В
Какие ещё буквы согласных могут читаться как твёрдо, так и мягко?
Задание: соединить картинку с моделью и прочитать по модели слово.
мишка
мышка
кит
кот
Волшебный сундучок:
Сундучок, сундучок,
Приоткрой-ка свой бочок!
Загадки о буквах.
Дети открывают Букварь на странице 3 и фишкой закрывают букву, при этом её называют и читают.
Л Н С
Почему в учебнике указано по две буквы? (Большая и маленькая)
Паровозик прибывает на следующую станцию: ОСОБЫЕ БУКВЫ.
Письмо по воздуху. (Ъ, Ь)
Почему эти буквы названы особыми?
Вот и приехали мы в Буквоград. Здесь живут буквы, но они любят прятаться.
Игра "Буква спряталась Д П У Ф"
А ещё буквы любят показывать фокусы.
ПАЛОЧКИ - Г Х М Ж А
Пока мы проводили фокусы, испортилась погода и пошёл ОЗОРНОЙ ДОЖДИК (из тучки падают капельки с буквами, среди которых есть буквы с зеркальным отображением).
Задание: убрать капельки с неправильными буквами.
Из букв мы составим слово, из слов – предложение.
Мы узнали буквы.
Сколько слов в предложении?
Сопровождающее чтение.
Составить звуковую модель слова узнали. (Т.е. обозначить буквы звуками).
Старуха Глухота заколдовала слова:
КАБАУЗ (АЗБУКА)
ФАВИТАЛ (АЛФАВИТ)
Что знаете об этих словах?
Букварь страница 30 стихотворение Б.Заходера “Песенка-азбука” - дети читают или рассказывают наизусть.
Перед вами алфавит – 33 буквы, у каждого своё название и место.
Игра “Знатоки алфавита”
Один ученик находит и называет букву, которую просят найти его товарищи.
Итак, сегодня мы подвели итог нашему первому исследованию:
Мы узнали многое о речи, о буквах. Следующая наша цель – научиться читать.