Формирование экологической культуры дошкольников: экологический проект "Мой организм"

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения является в настоящее время глобальной во всем мире. В решении данной проблемы большую роль играет экологическое образование подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста. Чтобы быть здоровым, нужно научиться свое здоровье не только укреплять, но и сохранять. И об этом нужно научить задумываться детей уже в дошкольном возрасте, когда связь детского сада и семьи наиболее тесна и значима. Ребенок, научившись заботиться о своем здоровье, сможет позаботиться о здоровье окружающих его людей и своевременно оказать им необходимую помощь.

При обследовании детей и анкетировании родителей нами было выявлено, что дети еще не достаточно хорошо знают свой организм, не до конца осознают необходимость соблюдения культурно-гигиенических навыков и осуществления самостоятельного ухода за своим телом и внешним видом. Они совсем четко понимают важность заботы, как о своем здоровье, так и о здоровье окружающих. Выявленная проблема побудила нас к созданию экологического проекта “Мой организм”.

Цель проекта: Сохранение резервов здоровья детей через осмысление ребенком ценности своего здоровья и здоровья окружающих.

Реализация проекта включила в себя:

1) Обеспечение предметно-развивающей среды, способствующей получению и закреплению у ребенка эталонов мышления (макеты человека, плакаты, энциклопедии, анатомический атлас, наглядные пособия к занятиям, материалы для экспериментирования, и моделирования). Приложение 1

2) Обеспечение методической базы по познавательному развитию детей:

- Разработка и составление конспектов занятий по познавательному развитию (“Это кто?”, “С утра до вечера”, “Части тела человека”, “Как возникают болезни?”, “Красота тела и души”, “Уход за зубами”, “Страна волшебная - здоровье”, “Знакомство со своим телом”, “Слушай во все уши”, “Чтобы зубы были крепкими”, “Режим питания”, “Органы чувств”, “Как возникла на земле жизнь?”, “Целебная сила цвета”, “Скелет человека”, “Дыхательная система”, “Кровеносная система”, “Пищеварительная система”, “Кожа”, “Осанка. Плоскостопие”, “Путешествие в страну Здоровья”).

- Подбор и составление конспектов мероприятий по познавательному развитию детей вне занятий (развлечения, праздники, викторины, проведение опытов, наблюдений, экспериментов и т.д.)

Обеспечение условий для совместной работы с родителями по экологическому образованию:

  • разработка плана взаимодействия с семьей по проблеме;
  • разработка и подбор методических материалов;
  • проведение собраний, консультаций, индивидуальных бесед, анкетирования родителей;
  • оформление информационного уголка валеолога и папки-передвижки для родителей “Здоровьезберегающие условия пребывания детей в д/саду”;
  • проведение совместно с родителями праздников, развлечений и спортивных досугов.

Игровое занятие “Наши умные помощники-органы чувств”

Цель: формировать представление у детей о различных видах и способах познания окружающего мира; определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.

Программные задачи: развивать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильно-двигательное восприятие. Учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым для дальнейшей деятельности. Закрепить знания детей о необходимости тщательного ухода за органами чувств, соблюдения правил личной гигиены. Развивать умение детей анализировать мимику человека, понимать и называть эмоциональное состояние человека. Пополнить словарный запас за счет качественных прилагательных (сладкий, горький, кислый, соленый, громкий, тихий, шершавый и т.д.)

Оборудование: макет городских ворот с замком и набор ключей; портреты грустных и веселых человечков; макеты домиков “Ушастика”, “Глазки”, “Вкусика”, “Нюх-Нюха”, “Чувствительного”; кегли, шарф, макет неправильного светофора, 5 коробочек с кусочками продуктов и картинки с их изображением, музыкальные инструменты, стаканчики с жидкостью (кислый, соленый, горький, сладкий), пипетки, перышко, “Чудо лягушка” с разными предметами, ароматные цветочки. (Приложение 2)

Предварительная работа: обращение внимания на звуки, запахи, осязательные ощущения в природном окружении на прогулках; подбор дидактических игр на развитие мелкой моторики; проведение беседы “Наши помощники – органы чувств”; чтение художественной литературы.

Ход занятия

- Ребята! Сегодня, придя в детский сад, я обнаружила у дверей нашей группы письмо от веселых человечков, где они рассказывают о своей беде. Веселые человечки разучились пользоваться своими органами чувств и от этого в городе все перепуталось. Человечки просят вас помочь им снова научиться пользоваться органами чувств. Поможем им? (Ответы детей)

- Тогда отправляемся в гости (подходят к городским воротам).

- Посмотрите, на городских воротах висит большой замок. И чтобы его открыть, нужно подобрать ключ. Давайте подберем ключ и откроем замок.

Игра “Подбери ключ к замку”. (Из набора 4 ключей дети выбирают, ключ нужной формы, который подходит к замку)

Дети открывают дверь, а там грустные человечки.

- Ребята, этот город совсем не похож на город веселых человечков. Посмотрите на них, какое у них настроение? (Ответы детей)

- Действительно, они очень грустные. Давайте поспешим к человечкам и поможем им все исправить. На нашем пути препятствие, давайте аккуратно через бревнышки перешагнем.

Домик “Глазки”

Вот мы и пришли к домику “Глазки”.

Посмотрите внимательно на хозяина этого домика и скажите, почему его так назвали, и какая у него профессия? (Ответы детей)

- Подумайте, пожалуйста, и скажите, зачем нам нужны глаза? (Ответы детей). Правильно, глаза нам нужны для того чтобы смотреть и видеть.

- Ребята, “Глазка” сделал светофор (светофор неправильный, у него все окошки желтые). Как вы думаете, это правильный светофор? (Ответы детей) а давайте поможем ему исправить ошибки.

Игра-упражнение “Исправь ошибку”

(Дети к светофору подставляют красный и зеленый круги)

- А как вы думаете, ребята, глаза, очень важный орган чувств? (Ответы детей)

- А мы сейчас это проверим и проведем эксперимент, попробуем с закрытыми глазами пройти небольшое расстояние через препятствия. (Ребенок с завязанными глазами проходит, сбивая кегли)

- Ну что, ребята, глаза очень важный орган чувств? (Ответы детей)

- А чтобы наши глазки хорошо видели, мы должны за ними ухаживать? Как? (Ответы детей)

Да, ребята, глаза – наиважнейший орган чувств, поэтому их необходимо содержать в отличной форме. По утрам и вечерам умываться, делать гимнастику для глаз, не размахивать острыми и колющими предметами, не смотреть долго телевизор.

- Теперь мы отправляемся дальше. На пути у нас болото и мы его будем преодолевать, перепрыгивая с кочки на кочку (дети преодолевают препятствие). Вот мы и на месте.

Домик “Нюх-Нюх”

-Обратите внимание, ребята, на внешность хозяина. Как вы думаете, почему его назвали “Нюх-Нюхом”? (Ответы детей)

- А как вы думаете, зачем нам нужен нос? (Ответы детей)

Верно, нос нам нужен для того, чтобы вдыхать и выдыхать воздух, определять запахи.

- “Нюх-Нюх” перепутал все запахи своих продуктов и не знает теперь, что как пахнет. Давайте ему поможем и определим по запаху, какой продукт, где находится, и отметим его картинкой.

Игра “Определи по запаху”

(На столе 5 коробочек с дырочками разного запаха. По запаху дети должны определить, что там находится и к каждой коробочке подобрать картинку с запахом того продукта.)

- А чтобы наши носики хорошо нам служили, что мы должны с ними делать? (Ответы детей)

Правильно и за ними тоже нужно ухаживать. Делать дыхательную гимнастику, очищать от слизи, промывать.

- За вашу помощь “Нюх-Нюх” приготовил вам подарки. Это ароматные цветочки, которые будут напоминать вам о “Нюх-Нюхе”.

- Давайте, ребята, поторопимся и отправимся дальше. Для этого нам нужно пойти мимо елок.

Упражнение “Змейка”

(Дети аккуратно проходят змейкой мимо елочек)

Домик “Ушастик”

- Вот мы и на месте, посмотрите внимательно на лицо хозяина домика и скажите, почему его так назвали “Ушастик”? А какая у него профессия? (Ответы детей)

- “Ушастик” разучился слышать и совершенно запутался в музыкальных инструментах. Давайте ему поможем и определим, какой инструмент как звучит.

Игра “ Какой инструмент звучит”

(За ширмой воспитатель производит шумы музыкальными инструментами, а ребенок определяет, какой это инструмент.)

- А сейчас, я предлагаю вам проверить, насколько хорошо слышат ваши ушки, и для этого послушаем тишину, и попробуем уловить какие-нибудь звуки (дети слушают тишину и отвечают, что услышали).

- Молодцы, хорошо слышат ваши ушки. А чтобы они всегда хорошо слышали, как за ними нужно ухаживать? (Ответы детей)

Верно, ребята, регулярно мыть водой с мылом для удаления загрязнения, не засовывать посторонние предметы, не мучить свои ушки слишком громким звуком.

- Давайте отправимся к следующему домику. Но для этого нам нужно пройти по мостику через бурлящую реку (дети проходят по “мостику”).

- Вот мы и добрались до домика “Вкусика”.

Домик “Вкусик”

Как вы думаете, ребята, кто он по профессии, и почему его так назвали? (Ответы детей)

- Пирожное, мороженое по вкусу - сладкое. А как вы думаете, все ли из того, что попадает к нам в рот, имеет сладкий вкус? (Ответы детей). Какие вкусы вы еще знаете? (Ответы детей)

- А как вы думаете, что нам помогает различать вкус? (Ответы детей)

- Оказывается на нашем язычке, есть специальные вкусовые сосочки. И как только к нам в рот попадает пища, мы сможем сказать, какого она вкуса, и угадать ее название. Сладкое - чувствует кончик языка, кислое- края языка, горькое- основание языка. “Вкусик” перепутал все вкусы. Компот у него стал соленым, а шоколад кислым, сахар горьким, а лимон сладкий. И сейчас мы с вами с помощью язычка не только определим вкус, но и назовем продукт.

Игра “Угадай на вкус”

(На столе 4 стаканчика с водой сладкой, кислой, соленой, горькой. Воспитатель пипеткой капает на язычок жидкость и ребенок определяет вкус)

- Для чего же нужен человеку язык? (Ответы детей)

Верно, ребята, язык дает нам возможность распознать вкус пищи, с помощью языка, губ мы говорим, поем, смеемся.

- Давайте посоветуем “Вкусику”, как нужно ухаживать за полостью рта. (Ответы детей)

Правильно, ребята, и за полостью рта также нужен уход. Утром и вечером нужно чистить зубы, после приема пищи полоскать рот, делать гимнастику для язычка.

- Ну что, идем дальше? (Дети подходят к следующему домику). Вот мы и добрались до последнего домика.

Домик “Чувствительный”

Как вы думаете, почему хозяина домика так назвали? (Если дети затрудняются, воспитатель помогает)

- Кожа у него очень чувствительная и много о чем может рассказать: холодный, теплый, горячий предмет; мягкий, твердый, гладкий, шершавый, колючий; из какой ткани, меха, дерева или железа, стекла или пластмасса сделан предмет. Кожей пальцев он может определить признак предмета. И обо всем этом “Чувствительный” может нам рассказать с закрытыми глазами. А вы можете определить признак предмета с закрытыми глазами? Хозяин дома предлагает вам поиграть в “Бирюльки”.

Игра “Бирюльки”

(Дети, не вытаскивая из “Волшебной лягушки” предметы определяют на ощупь, что это за предмет, сообщая его признаки, а потом показывают всем сам предмет)

- Скажите, что же вам помогло определить, что лежит в “волшебной лягушке”? (Ответы детей)

- А как вы думаете, другими участками кожи можно определить признак предмета? (Ответы детей). А мы сейчас это проверим (воспитатель проводит перышком по разным участкам кожи, дети определяют ощущения).

- Должны ли мы ухаживать за кожей своего организма? (Ответы детей). Правильно, ребята мы обязательно должны соблюдать правила личной гигиены и содержать нашу кожу в чистоте.

- А теперь мы возвращаемся, но прежде чем уйти из городка, обратите внимание на выражение лиц у человечков. Какие они стали? (Ответы детей)

- Да , они стали веселые, а это значит, что мы помогли человечкам разобраться с их органами чувств. А в благодарность за вашу помощь, человечки подарили вам загадки о себе, давайте их разгадаем (воспитатель загадывает детям загадки об органах чувств).

Видеть папу, видеть маму
Видеть небо и леса
Помогают нам… (Глаза)

Запах хлеба, запах меда
Запах лука, запах роз
Различить поможет… (Нос)

Есть у зайца на макушке
У тебя, твоей подружки
Бывают слушки и неслушки
Что же это?.. (Ушки)

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое
Разобраться в этом сложно
Нам поможет наша… (Кожа)

Чтоб попробовать компот
Есть у человека… (Рот)

- Молодцы, ребята. А теперь скажите, к кому в гости мы ходили, как одним словом их можно назвать, и для чего они нам нужны? (Ответы детей)

Теперь ребята, вы убедились, насколько важны для нас органы чувств. И для того чтобы полноценно воспринимать окружающий мир, за всеми органами чувств нужно обязательно ухаживать, соблюдая правила личной гигиены.