Цель: продолжить работу по формированию умения выполнять письменное деление трёх- четырехзначных чисел на однозначные, включив случаи, когда число единиц высшего разряда делимого меньше делителя.
Задачи:
- совершенствовать умение решать задачи и примеры;
- развивать логическое мышление;
- пропагандировать ведение здорового образа жизни на примерах сказочных героев.
Ресурсное обеспечение: мультимедийный проектор, карточки, учебник, тетрадь.
Тип урока: урок-сказка (усвоение новых знаний).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Всесторонняя проверка знаний.
Учитель: Наш урок математики посвящён письменному делению на однозначное число. Будем учиться делить на однозначное число. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к удивительному человеку, сказочному герою, имя которого вы узнаете, разгадав этот кроссворд.
(Слайд № 1)
- Вычисли выражение: 70 – 50 : 5 * 5. Сколько получится?
- Петя до летних каникул носил 38-й размер обуви. За лето у него нога на 2 размера выросла. Обувь какого размера он носит сейчас?
- В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка?
- Делитель умножу на частное, получу...
- Делимое разделю на частное, получу...
- Как называется это выражение: 15*3?
- При делении этого примера, что вы запишите в скобках? 16 : 3 = 5 – (...)?
(Слайд № 2)
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
(Слайд № 3)
– Для того чтобы отправиться вместе с доктором за лекарствами, мы должны решить цепочку примеров:
– Доктор Айболит, его сестра Варвара и мы едем за медикаментами. На дорогу от поселка до города на грузовой машине уходит 48 л бензина. Хватит ли для поездки в город и обратно 100 л бензина (№ 81, с. 15).
– Ну-ка, проверьте, ребята!
III. Физкультминутка для глаз
(Проводится по тренажеру В.Ф. Базаркова).
VI. Подготовка учащихся к усвоению знаний
– Доктор Айболит покупал лекарство в больших бутылях, а когда привозил домой, разливал в маленькие пузырьки. Работы было много, и он часто просил, чтобы Варвара помогла ему. Но она была скандальной, злой женщиной. Всегда кричала и возмущалась, что доктор лечит зверей, лечит бедняков и платы у них не берет. И тогда на помощь доктору приходили соседские дети Ваня и Таня. “Ребята, в этой бутыли 285 миллилитров микстуры, надо поровну разделить в три пузырька”, – сказал Айболит. Для этого надо 285 разделить “в столбик” на 3, посчитать, сколько миллилитров надо налить в каждый пузырек.
– Но мы не умеем делить “в столбик”.
– Что ж, тогда послушайте внимательно я объясню.
(Слайд № 4)
– Надо 285 разделить на 3.
Делю сотни: сотен 2, но 2 сотни нельзя разделить на 3 так, чтобы в частном получились сотни. Делю десятки: 2 сотни да 8 десятков – это 28 десятков. Разделю: 28 : 3. В частном будет 9.
Проверяю умножением, сколько десятков разделили: 9 ? 3 = 27. Разделили 27 десятков. Вычту: 28 – 27 = 1. Осталось разделить 1 десяток.
Сравню остаток с делителем: 1 меньше 3. Значит, цифру десятков нашли правильно. Один десяток да 5 единиц – это 15 единиц.
Делю единицы: 15 : 3 = 5, пишу в частном 5. Проверим умножением, сколько единиц разделили: 5 • 3 = 15. Все ли единицы разделили? Вычту: 15 – 15 = 0. Остаток 0 пишу под чертой. Частное равно 95.
V. Усвоение новых знаний
- А в этой бутыли – 128 мл, разделите лекарство на 4 пузырька. Посчитайте, сколько в каждом? (№ 78, с. 15). Объяснить, как разделили 128 на 4.
- Самостоятельная работа с последующей проверкой в парах:
585 : 9
486 : 6
744 : 8
369 : 9.
VI. Физкультминутка
(Проводят учащиеся.)
VII. Закрепление новых знаний
– Чтобы лечить животных, Айболиту надо было составить 3 микстуры по определенной формуле: для маленьких животных, для средних и крупных. Но у него в записях стерлись скобки. И вот он сидит и думает, куда их поставить. Может, вы поможете, ребята? (№ 83, с. 15)
53 – 3 • 9 + 4 • 6 = 2
53 – 3 • 9 + 4 • 6 = 180
53 – 3 • 9 + 4 • 6 = 474 (на доске, объясняя)
– Вечером, когда больные расходились, доктор подсчитывал, сколько каких лекарств осталось. А вы, ребята, смогли бы сделать расчеты, которые ежедневно делает Айболит?
109 • 6
134 • 7959 : 7
856 : 4 (по вариантам, проверка устно)
VIII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
№ 80, с. 15, головоломка.
IX. Итог урока
– Вот наш урок и подходит к концу.
– Все ли было понятно?
– При выполнении, какого задания испытывали
трудности?
X. Рефлексия
– Самооценка;
– Оценка преподавателя.