Тема урока "Письменное деление на однозначное число"

Разделы: Начальная школа


Цель: продолжить работу по формированию умения выполнять письменное деление трёх- четырехзначных чисел на однозначные, включив случаи, когда число единиц высшего разряда делимого меньше делителя.

Задачи:

  • совершенствовать умение решать задачи и примеры;
  • развивать логическое мышление;
  • пропагандировать ведение здорового образа жизни на примерах сказочных героев.

Ресурсное обеспечение: мультимедийный проектор, карточки, учебник, тетрадь.

Тип урока: урок-сказка (усвоение новых знаний).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Всесторонняя проверка знаний.

Учитель: Наш урок математики посвящён письменному делению на однозначное число. Будем учиться делить на однозначное число. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к удивительному человеку, сказочному герою, имя которого вы узнаете, разгадав этот кроссворд.

(Слайд № 1)

  1. Вычисли выражение: 70 – 50 : 5 * 5. Сколько получится?
  2. Петя до летних каникул носил 38-й размер обуви. За лето у него нога на 2 размера выросла. Обувь какого размера он носит сейчас?
  1. В сенокос – горька,
    А в мороз – сладка,
    Что за ягодка?
  1. Делитель умножу на частное, получу...
  2. Делимое разделю на частное, получу...
  3. Как называется это выражение: 15*3?
  4. При делении этого примера, что вы запишите в скобках? 16 : 3 = 5 – (...)?

(Слайд № 2)

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

(Слайд № 3)

– Для того чтобы отправиться вместе с доктором за лекарствами, мы должны решить цепочку примеров:

– Доктор Айболит, его сестра Варвара и мы едем за медикаментами. На дорогу от поселка до города на грузовой машине уходит 48 л бензина. Хватит ли для поездки в город и обратно 100 л бензина (№ 81, с. 15).

– Ну-ка, проверьте, ребята!

III. Физкультминутка для глаз

(Проводится по тренажеру В.Ф. Базаркова).

VI. Подготовка учащихся к усвоению знаний

– Доктор Айболит покупал лекарство в больших бутылях, а когда привозил домой, разливал в маленькие пузырьки. Работы было много, и он часто просил, чтобы Варвара помогла ему. Но она была скандальной, злой женщиной. Всегда кричала и возмущалась, что доктор лечит зверей, лечит бедняков и платы у них не берет. И тогда на помощь доктору приходили соседские дети Ваня и Таня. “Ребята, в этой бутыли 285 миллилитров микстуры, надо поровну разделить в три пузырька”, – сказал Айболит. Для этого надо 285 разделить “в столбик” на 3, посчитать, сколько миллилитров надо налить в каждый пузырек.

– Но мы не умеем делить “в столбик”.

– Что ж, тогда послушайте внимательно я объясню.

(Слайд № 4)

– Надо 285 разделить на 3.

Делю сотни: сотен 2, но 2 сотни нельзя разделить на 3 так, чтобы в частном получились сотни. Делю десятки: 2 сотни да 8 десятков – это 28 десятков. Разделю: 28 : 3. В частном будет 9.

Проверяю умножением, сколько десятков разделили: 9 ? 3 = 27. Разделили 27 десятков. Вычту: 28 – 27 = 1. Осталось разделить 1 десяток.

Сравню остаток с делителем: 1 меньше 3. Значит, цифру десятков нашли правильно. Один десяток да 5 единиц – это 15 единиц.

Делю единицы: 15 : 3 = 5, пишу в частном 5. Проверим умножением, сколько единиц разделили: 5 • 3 = 15. Все ли единицы разделили? Вычту: 15 – 15 = 0. Остаток 0 пишу под чертой. Частное равно 95.

V. Усвоение новых знаний

  1. А в этой бутыли – 128 мл, разделите лекарство на 4 пузырька. Посчитайте, сколько в каждом? (№ 78, с. 15). Объяснить, как разделили 128 на 4.
  2. Самостоятельная работа с последующей проверкой в парах:

585 : 9
486 : 6
744 : 8
369 : 9.

VI. Физкультминутка

(Проводят учащиеся.)

VII. Закрепление новых знаний

– Чтобы лечить животных, Айболиту надо было составить 3 микстуры по определенной формуле: для маленьких животных, для средних и крупных. Но у него в записях стерлись скобки. И вот он сидит и думает, куда их поставить. Может, вы поможете, ребята? (№ 83, с. 15)

53 – 3 • 9 + 4 • 6 = 2
53 – 3 • 9 + 4 • 6 = 180
53 – 3 • 9 + 4 • 6 = 474 (на доске, объясняя)

– Вечером, когда больные расходились, доктор подсчитывал, сколько каких лекарств осталось. А вы, ребята, смогли бы сделать расчеты, которые ежедневно делает Айболит?

109 • 6
134 • 7
959 : 7
856 : 4 (по вариантам, проверка устно)

VIII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

№ 80, с. 15, головоломка.

IX. Итог урока

– Вот наш урок и подходит к концу.
– Все ли было понятно?
– При выполнении, какого задания испытывали трудности?

X. Рефлексия

– Самооценка;
– Оценка преподавателя.