Цели:
- Дидактическая: создание условий для обобщения знаний, а также для применения знаний и умений в новой учебной ситуации; проверка уровня усвоения учебного материала.
- Образовательная: обобщить, систематизировать, проконтролировать знания по теме “Городская экология”.
- Развивающая: продолжить обучение умению применять полученные знания в новой учебной ситуации, раскрывать причинно-следственные связи.
- Воспитательная: формировать опыт сотрудничества учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.
Форма организации деятельности обучающихся: группы по 4–5 человек.
Оборудование:
Схема очистных сооружений.
- Колба с образцом воды с физическими и химическими примесями, пробирки, фильтр, бумага, раствор НСl, штатив для пробирок, воронка. (Образец имитирует воду, поступающую на очистные сооружения. Его можно приготовить, добавив в воду раствор NaОН, несколько капель фенолфталеина, песок.)
- Заметки из периодических изданий об экологических проблемах, возникающих в городской среде обитания.
- Таблица “Классификация пищевых добавок”
- Карточки с заданиями для организации работы групп (1–6).
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Ход урока
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствует учащихся, предлагает им занять свои места, проверить готовность к уроку. Объясняет принцип работы в группе | Приветствуют учителя. Занимают места, проверяют наличие карточек для выполнения работы |
2. Целеполагание и мотивация | Поясняет, что в результате урока учащиеся смогут обобщить и систематизировать знания. Будут отвечать на проблемные вопросы, решать познавательные задачи | Записывают тему урока, приходят к выводу, что самостоятельная работа в группах даст возможность обобщить большой по объему учебный материал за короткое время. отработают приемы коммуникативности |
3. Обобщение учебного материала | Предлагает учащимся познакомиться с заданиями и приступить к их выполнению. В случае необходимости делает дополнительные разъяснения | Приступают к выполнению заданий. Обсуждают вопросы в группах, в случае необходимости консультируются у учителя. Записывают выводы по заданиям в тетрадь |
4. Закрепление и применение знаний | Предлагает каждой группе познакомить одноклассников с результатами выполнения работы; просит учащихся дополнить ответы друг друга | Знакомят учащихся с результатами выполненных заданий, обсуждают их и приходят к выводу: необходимостью настоящего времени является создание нового типа городов, в которых природная среда находится в состоянии экологического равновесия с урбанизированной средой |
5. Подведение итогов групповой работы | Организует беседу по результатам групповой работы учащихся | Определяют результаты своей работы |
6. Контроль | Проводит тестовый контроль по усвоению материала раздела | Выполняют тест, сдают работы на проверку (если позволяет время, можно организовать взаимопроверку теста, сверяя ответ с записью на доске) |