Цели и задачи:
Образовательные:
- Обобщить знания об изученных частях речи.
- Познакомить уч-ся с названиями для слов-помощников и дать понятия “служебные” и “самостоятельные” части речи.
- Показать какую работу выполняют служебные части речи.
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции (анализировать, классифицировать предметы делать выводы), память, способность к переключению внимания.
- Развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
- Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).
Здоровьесберегающие:
- Учить заботиться о своем здоровье.
Оборудование:
- Тетрадь-задачник. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. “К тайнам нашего языка”.
- Мультимедийный проектор и экран.
- Компьютер.
- Презентация темы на диске.
- Схемы-опоры.
- Карточки с заданием.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Начинаем работу. Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.
II. Повторение пройденного материала
– Ребята, мы с вами продолжаем изучать Части речи. Чтобы определить тему и задачи сегодняшнего урока, нам надо выяснить, что мы уже знаем о словах? (Слайд № 1)
– Какие слова относятся к первой группе?
(Названия предметов, признаков, количества, действий.)
– Теперь, вы уже знаете научные термины. Какие?
1. (Слова названия предметов – это... им. сущ., названия признаков – это... названия количества – это... названия действий – это...)
– Назовите научно слова-указатели. (Местоимения.)
– Можете научными словами назвать слова-помощники? (Нет.)
III. Тема, задачи
– Тогда попробуйте сами определить тему
урока.
– Слова-помощники. (Слайд № 2)
– Сегодня мы с вами должны ответить на три
главных вопроса. (Слайд № 3)
- Как слова-помощники назвали ученые?
- Для чего они служат?
- Как пишутся слова-помощники?
IV. Работа по теме
1. Предлоги. – Задание 1.
Птицы ... клетке;
Книги ... столе;
Собака ... столом,
Школа ... углом.
– Прочитайте про себя шуточное стихотворение.
– Можно ли его оставить в таком виде? Почему? (Не понятно, слова не связаны по смыслу.)
– Можем исправить?
Один человек – к доске (на магнитах предлоги В, НА, ПОД, ЗА).
– Вставь слова-помощники. (Выполняет.) Прочитай!
– Как эти слова-помощники называются научно? (Предлоги.)
– Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении.)
– Правило правописания предлогов? (Предлоги со словами пишутся раздельно – опора.)
Обобщение: Итак, предлоги – это слова, только маленькие, а все слова в русском языке пишутся раздельно.
Первичное закрепление.
– Вместе с нами Антон изучает части речи. Проверьте, все ли у него получается? Откройте учебник упр. № 133.
– Прочитай, какие подписи к рисункам он сделал? Что скажете?
– Дайте совет Антону.
(Надо использовать предлоги и изменять окончания для связи слов.)
– Приведите пример по 1 картинке.
– Устно исправьте подписи под картинками, а затем правильно запишите их в тетрадь. Обратите внимание, как пишутся предлоги в рамочке! Работу выполняем самостоятельно. Проверим!!!
Физкультминутка
Я лежу на песке, на берегу реки, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло... Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в горячий песочек, им тепло... Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал. Открываю глазки. Как хорошо. Что я на уроке, я сейчас буду писать!
2. Частица
– Ребята, пока вы помогали Антону, к нам на компьютер кто-то прислал вот такие советы. Прочитайте. (Слайд № 4)
– Дайте оценку советам.
- Какое слово-помощник встало не на свое место и превратило полезные советы во вредные? (Не.).
- Ученые назвали его “Частица”.
- Сделайте советы полезными. Один человек читает, исправляя.
- Прочитайте, перед какими словами поставили частицу “НЕ”? (..., ...)
- Какими частями речи они являются? (Глаголами).
- Как написана частица “НЕ” с глаголами? НЕ с глаголами пишется отдельно – опора.
- Какую работу выполняет частица “НЕ”? Какое она вносит значение? (Вносит отрицательное значение.) Ее так и назвали – отрицательная частица.
- Самостоятельно запишите полезные советы в тетрадь, решив орфографические задачи.
Физкультминутка
Обобщение: Итак, вы познакомились с предлогами, частицей, но это не все. Чтобы познакомиться со следующей частью речи, вам надо разбиться на группы по рядам.
Работаем стоя!
3. Союзы. Задание-карточка.
Соберите пословицу из данных частей.
- Ум хорошо, а два лучше.
- Семь раз отмерь, но один раз отрежь.
- Работа сердце веселит и радует. (Домик дружбы.) Проверяем!
1.
– Какую пословицу составили ребята первой
группы?
– Когда так говорят?
– Какое слово-помощник вы использовали, чтобы
соединить части предложения? – А
2.
– Что получилось у ребят из второй группы?
– Чему она учит?
– Какое слово-помощник вы использовали? – НО
3.
– Прочитайте вашу пословицу. Когда так
говорят?
– Какое слово-помощник соединило части вашего
предложения? – И
– Такие слова-помощники ученые назвали союзами.
– Как вы думаете, для чего они служат? (Они
связывают части предложений.)
ВНИМАНИЕ!!! Теперь я скажу правило, которое вы, ребята, должны запомнить на всю жизнь! – опора.
Перед союзами А, НО в предложении всегда ставится запятая. Рисую!
Обобщение: С какой частью речи работали? Что узнали о союзах?
V. Подведение итогов
– Итак, мы познакомились со словами-помощниками. (Слайд № 5)
- Какие названия дали ученые словам-помощникам? (Пр., ч., с.)
- Все части речи ученые разделили на две группы: самостоятельные и служебные.
- Как вы думаете? Предлоги, частицы и союзы к какой группе частей речи относятся? Почему? Для чего служат предлоги, частица НЕ, союзы?
- Соответственно остальные отнесем к самостоятельным частям речи.
МОЛОДЦЫ!!! Вы отлично справились с работой.
VI. Домашнее задание
Потренироваться в определении частей речи вам поможет упражнение № 132 в учебнике. Это – домашнее задание. Откройте учебник. Отметьте галочкой первое стихотворение.
VII. Рефлексия
Дадим оценку проделанной работе.
– Кому было интересно на уроке?
– Кто пополнил свои знания о частях речи?
– Ну, а теперь, я проверю, кто был самым внимательным учеником на уроке? Какое правило я просила вас запомнить на всю жизнь?
Сегодня ВАША работа мое сердце весь урок радовала. Почему?