Задачи:
- Вызвать интерес к народно-прикладному искусству.
- Закрепить знания детей об особенностях хохломской росписи.
- Совершенствовать умения детей:
- самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения и опыт, полученные на предшествующих занятиях цикла;
- согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей ( голова, хвост);
- заполнять узором большую часть поверхности ковша.
-
Упражнять в умении:
- выполнять узор в определенной последовательности (ветка, крупные элементы, травка);
- использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать концом кисти, всей поверхностью);
- использовать нетрадиционные изобразительные материалы (ватные палочки) для прорисовки элементов узора.
-
Развивать:
- эстетический вкус;
- творчество и фантазию;
- воображение;
- чувство композиции;
- умение находить удачное сочетание цветов;
- умение анализировать, давать адекватную оценку своей работе;
- умение презентовать свою работу.
-
Воспитывать:
- уважение к труду народных мастеров;
- гордость за мастерство русского народа;
- аккуратность.
Предварительная работа: рассматривание хохломских изделий, рисование на занятиях, роспись силуэтов хохломской посуды.
Материалы: выставка предметов народно-прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды (см. Приложение 2). На каждого ребенка: коробка гуаши (6 цветов), силуэты ковшей-птиц черного, желтого и красного цветов; кисти, ватные палочки, подкладные листы, салфетки и баночки с водой.
Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии (см. Приложение 1).
Дети проходят в класс и рассаживаются по местам.
– Здравствуйте, подружки!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
Любите отгадывать загадки? Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома.
Что же это?... (Хохлома)
Сегодня я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких
– Посмотрите, как красиво сегодня в классе! Отчего здесь так нарядно? (рисунки, хохломская посуда) Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
– Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась в селе, которое называется Хохлома.)
– Почему Хохлому называют золотой? (На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах.)
– Какие цвета использует художник в хохломской росписи? (Красный, золотой, желтый, черный и может присутствовать зеленый.)
– Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, желтый и черный.)
– Назовите элементы узора в хохломской росписи. (Травка, завиток, кустик, листик, ягодка, веточка.)
– Хохломская посуда бывает разной. Назовите и покажите ту, что вам знакома.
Дети называют и показывают хохломскую посуду, представленную на выставке. Если вдруг ученики не называют ковш, то преподаватель сам обращает на него внимание детей.
– Это не просто чаша. У нее с одной стороны голова, а с другой – хвост.
– Узором украшена не только чаша, но и голова, шея, хвост. По краю всех частей ковша кайма.
– Молодцы! Вы очень много знаете о Хохломе! А вы знаете, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрешек и, конечно, гости нашей страны часто покупают нарядные хохломские изделия!
– В наш художественный салон сегодня тоже пришли гости. Здравствуйте, гости дорогие! Понравилось ли вам в нашем художественном салоне? Какие хохломские изделия вам понравились больше остальных?
(Больше всего нам понравился ковш-птица и мы хотели бы получить на память такой же.)
– К сожалению у нас только один ковш. Что же нам делать? Как помочь нашим гостям?
– Давайте распишем хохломским узором эти (показ силуэта) ковши-птицы для гостей. Возьмите себе ковш-птицу и отнесите на свой стол.
– Прежде чем начать рисовать, давайте немного отдохнем. (Физминутка.)
– А теперь проходите за столы, рассмотрите свой ковш и придумайте узоры для украшения чаши, хвоста и головы. Для этого вам надо вспомнить все, что вы знаете о Хохломе.
Дети рисуют под музыкальное сопровождение. В процессе работы преподаватель интересуется замыслами детей (из каких элементов ребенок решил составить узор на ковше, как расположит узор на разных частях ковша).
– А теперь, пока наши ковши сохнут, предлагаю немного отдохнуть (Физминутка).
После дети берут свои работы и раскладывают их на столах.
– Сейчас наш художественный салон откроется и к нам придут гости, чтобы купить хохломские ковши. Хотите, чтобы ваш ковш купили? Тогда слушайте, что нужно для этого сделать. Когда к вам подойдет покупатель, с ним нужно поздороваться, назвать свое имя, затем рассказать о своем ковше так, чтобы покупателю захотелось его купить. Нужно сказать:
- как называется ковш-птица;
- какими элементами узора украшен ковш;
- какие цвета выбраны и почему.
– Внимание! Внимание! Наш художественный салон открывается!
Ребенок:
– Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары
Хохломские есть товары!
Подходите, поглядите,
А понравится – купите!
Гости подходят к детям, дети рассказывают о своих работах, гости покупают ковши.
– Я вижу, наши гости раскупили все ковши! Гости, дорогие, довольны ли вы покупками?
– А дети наши довольны?
– Отлично! Наш художественный салон закрывается. Всем спасибо! До свидания!