Урок рисунка в классе раннего эстетического развития "Золотая хохлома"

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Задачи:

  1. Вызвать интерес к народно-прикладному искусству.
  2. Закрепить знания детей об особенностях хохломской росписи.
  3. Совершенствовать умения детей:
    • самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения и опыт, полученные на предшествующих занятиях цикла;
    • согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей ( голова, хвост);
    • заполнять узором большую часть поверхности ковша.
  4. Упражнять в умении:
    • выполнять узор в определенной последовательности (ветка, крупные элементы, травка);
    • использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать концом кисти, всей поверхностью);
    • использовать нетрадиционные изобразительные материалы (ватные палочки) для прорисовки элементов узора.
  5. Развивать:
    • эстетический вкус;
    • творчество и фантазию;
    • воображение;
    • чувство композиции;
    • умение находить удачное сочетание цветов;
    • умение анализировать, давать адекватную оценку своей работе;
    • умение презентовать свою работу.
  6. Воспитывать:
    • уважение к труду народных мастеров;
    • гордость за мастерство русского народа;
    • аккуратность.

Предварительная работа: рассматривание хохломских изделий, рисование на занятиях, роспись силуэтов хохломской посуды.

Материалы: выставка предметов народно-прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды (см. Приложение 2). На каждого ребенка: коробка гуаши (6 цветов), силуэты ковшей-птиц черного, желтого и красного цветов; кисти, ватные палочки, подкладные листы, салфетки и баночки с водой.

Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии (см. Приложение 1).

Дети проходят в класс и рассаживаются по местам.

– Здравствуйте, подружки!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!

Любите отгадывать загадки? Тогда слушайте:

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома.
Что же это?... (Хохлома)

Сегодня я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких

– Посмотрите, как красиво сегодня в классе! Отчего здесь так нарядно? (рисунки, хохломская посуда) Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!

– Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась в селе, которое называется Хохлома.)

– Почему Хохлому называют золотой? (На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах.)

– Какие цвета использует художник в хохломской росписи? (Красный, золотой, желтый, черный и может присутствовать зеленый.)

– Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, желтый и черный.)

– Назовите элементы узора в хохломской росписи. (Травка, завиток, кустик, листик, ягодка, веточка.)

– Хохломская посуда бывает разной. Назовите и покажите ту, что вам знакома.

Дети называют и показывают хохломскую посуду, представленную на выставке. Если вдруг ученики не называют ковш, то преподаватель сам обращает на него внимание детей.

– Это не просто чаша. У нее с одной стороны голова, а с другой – хвост.

– Узором украшена не только чаша, но и голова, шея, хвост. По краю всех частей ковша кайма.

– Молодцы! Вы очень много знаете о Хохломе! А вы знаете, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый  хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрешек и, конечно, гости нашей страны часто покупают нарядные хохломские изделия!

– В наш художественный салон сегодня тоже пришли гости. Здравствуйте, гости дорогие! Понравилось ли вам в нашем художественном салоне? Какие хохломские изделия вам понравились больше остальных?

(Больше всего нам понравился ковш-птица и мы хотели бы получить на память такой же.)

– К сожалению у нас только один ковш. Что же нам делать? Как помочь нашим гостям?

– Давайте распишем хохломским узором эти (показ силуэта) ковши-птицы для гостей. Возьмите себе ковш-птицу и отнесите на свой стол.

– Прежде чем начать рисовать, давайте немного отдохнем. (Физминутка.)

– А теперь проходите за столы, рассмотрите свой ковш и придумайте узоры для украшения чаши, хвоста и головы. Для этого вам надо вспомнить все, что вы знаете о Хохломе.

Дети рисуют под музыкальное сопровождение. В процессе работы преподаватель интересуется замыслами детей (из каких элементов ребенок решил составить узор на ковше, как расположит узор на разных частях ковша).

– А теперь, пока наши ковши сохнут, предлагаю немного отдохнуть (Физминутка).

После дети берут свои работы и раскладывают их на столах.

– Сейчас наш художественный салон откроется и к нам придут гости, чтобы купить хохломские ковши. Хотите, чтобы ваш ковш купили? Тогда слушайте, что нужно для этого сделать. Когда к вам подойдет покупатель, с ним нужно поздороваться, назвать свое имя, затем рассказать о своем ковше так, чтобы покупателю захотелось его купить. Нужно сказать:

  • как называется ковш-птица;
  • какими элементами узора украшен ковш;
  • какие цвета выбраны и почему.

– Внимание! Внимание! Наш художественный салон открывается!

Ребенок:

– Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары
Хохломские есть товары!
Подходите, поглядите,
А понравится – купите!

Гости подходят к детям, дети рассказывают о своих работах, гости покупают ковши.

– Я вижу, наши гости раскупили все ковши! Гости, дорогие, довольны ли вы покупками?

– А дети наши довольны?

– Отлично! Наш художественный салон закрывается. Всем спасибо! До свидания!