Основной задачей изучения иностранного языка является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Языковая компетенция включает в себя овладение фонематическими, орфографическими, лексическими, грамматическими средствами. [1]
Овладевая иностранным языком, ребенок во всем многообразии звуков доносящейся до него речи должен суметь услышать основные звуки данного языка. Этот процесс осуществляется с помощью высших корковых отделов акустического восприятия, составляющих своеобразие человеческой психики.
Усвоение фонематической стороны речи раньше всего предполагает усвоение фонем. Вслед за выделением фонемы возникает ее произношение, которое формируется постепенно в едином взаимокоррегирующем процессе с уточнением акустического образа и является необходимым его компонентом. [10]
Несформированность фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова приводят к таким ошибкам, как пропуски гласных и согласных букв, перестановка букв в словах, перестановка и выпадение слогов, появление лишних букв или слогов в слове, недописывание букв и слогов.
Умение слушать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность предупреждает многие трудности обучения чтению и письму. Звуковая сторона языка – основа подготовки детей. [8]
Звуковой анализ это: определение порядка звуков в слове; выделение отдельных звуков; различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, звонкий – глухой, долгий – краткий).
Начинать обучать звукобуквенному анализу необходимо на раннем, первом этапе, так как затем дети теряют особую восприимчивость и чувствительность и, в большей степени, предрасположены к чтению.
Решить данную проблему помогает пособие «Звуковая мозаика». Для работы нужно игровое поле, расчерченное квадратами 3х3, разноцветные жетоны по размеру квадратов. Перед началом работы каждому ребенку раздаются жетоны и игровое поле. Затем дети слушают инструкцию и заполняют игровое поле согласно инструкции.
Например, инструкция для определения первого звука в слове. «Я буду называть разные слова. Если слово начинается со звука [b], клади жетон красного цвета, если со звука [p] – синего цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если вы будете внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у вас получится красивый узор».
Слова: bed, pen, ball, plane, big, pin, blue, pine, box
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для определения конечного звука в словах звучит следующая инструкция: «Я буду называть разные слова. Если слово заканчивается звуком [t], клади жетон желтого цвета, если звуком [d] – зеленого цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если вы будете внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у вас получится красивый узор».
Слова: liked, thanked, stopped, opened, washed, closed, played, looked, tried
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для определения звука в слове звучит инструкция «Я буду называть разные слова. Если в слове есть звук [I:], клади жетон желтого цвета, если звук [I] – красного цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если вы будете внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у вас получится красивый узор».
Слова: sit, sleep, sea, tin, thing, thick, slim, feed, bee
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжительность работы со «Звуковой мозаикой» на уроке составляет 5-10 минут. Если кабинет оборудован интерактивной доской, то можно вывести игровое поле на экран и заполнять его, вызывая учащихся к доске (см. Приложение 1).
Наряду с овладением звуковой стороной языка, при работе с пособием «Звуковая мозаика» у учащихся развивается внимание, восприятие, пространственная ориентировка, умение следовать инструкции. Благодаря этому «Звуковую мозаику» можно эффективно использовать и в работе с учащимися с задержкой психического развития, так как очень часто такие ученики как раз страдают недостаточным объемом внимания, несформированностью восприятия и произвольной сферы.
Если ученики испытывают трудности в выполнении задания, то целесообразно учителю привлечь к решению проблемы педагога-психолога и учителя-логопеда. Совместная коррекционно-развивающая деятельность позволит учащимся быстро преодолеть возникающие трудности и сохранить стойкое позитивное отношение к изучению иностранного языка.
Литература
- Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 308 с. – (Образование в документах и комментариях).
- Айзенк Ганс Юрген. Проверь свои способности: пер. с англ. А. Лука, И. Хорола – СПб.: «ЮТ», 1994.
- Алтухова Н. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребенка к школе. Обучение чтению, предупреждающее появление дисграфических ошибок. – СПб: «Лань», 1998. – 128с.
- Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991.
- Безруких М.М., Ефимова СП. и др. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М.: «Новая школа», 1993.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.
- Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: «Детство-Пресс», 1999. – 95 с.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003. – 217 с.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 1997. – 256 с.
- Иностранные языки в школе. 2002–2007 гг.