Здоровьеформирующие физические упражнения как средство развития детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей


По данным врачей, физиологов более 85% детей 6–7 лет имеют стандартные отклонения опорно-двигательного аппарата  вследствие сниженной двигательной активности: плоскостопие, нарушение осанки, неравновесный мышечный тонус. В связи с этим снижаются физиологические резервы дыхания, кровообращения, адаптивные реакции, что может негативно отразиться на процессе обучения (возникает мышечное перенапряжение, формируются разнообразные вегетативные нарушения и др.)

Разделяя точку зрения многих Российских и западных физиологов, педагогический коллектив Центра развития ребенка «Сказка» принял решение разработки и реализации программы по физическому развитию детей дошкольного возраста, посещающих Центр. Наша образовательная программа «Крепыш» направлена на развитие важнейших двигательных координаций (зрительно- моторной, слухомоторной, ритмической), что решает не только задачи развития и укрепления опорно-двигательного аппарата, но и задачи развития  головного и спинного мозга, где интегрируются сложнейшие процессы: устная речь, письмо, ритм речи и письма. Занятие по физическому развитию было представлено на Городском методическом объединении педагогов УДО г. Омска, работающих с дошкольниками и получило высокую оценку коллег.

Развёрнутый конспект открытого сюжетного занятия по предмету «Физкультура» для детей 6 лет «Маленькие спасатели»

Авторы-составители:

  • М. Е. Потрашкова – зав. Центром развития ребенка «Сказка»
  • Н. В. Дудаков – методист 1 к.к. ЦРР «Сказка»
  • М. Ф. Шестакова – педагог дополнительного образования

Возраст детей 6 лет

Время занятия 30 мин.

Цель занятия: Приобщение к культуре здоровья посредством физических упражнений

Задачи:

  • Обучающие:  актуализировать правила охраны здоровья в холодное время года, обучить  выполнению разминочного комплекса, закрепить технику выполнения упражнений «ползание».
  • Развивающие: развивать сенсомоторную координацию, укреплять мышечный корсет, развивать умения ориентироваться в пространстве.
  • Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, бережное отношение к здоровью, воспитывать самоконтроль в деятельности.

Методы: Практический, словесный.

Оборудование:  

  • Гимнастические палки.
  • Гимнастические коврики.
  • Фитболы (по количеству детей).
  • Лента атласная длиной 3м., шириной 8 см., скотч.
  • Корзины – 2 шт.
  • Пластмассовые мячи диаметром 10 см. для метания.
  • «Лужи» голубого и чёрного цветов из цветного картона (всего10 шт.)
  • «Следы Анфиски», вырезанные из цветной бумаги.
  • Обручи малые – 2 шт. (синий и красный).
  • Мягкая  музыкальная игрушка обезьянка Анфиска.
  • Фонограммы: разминки с палкой, «Дождь», мелодии для упражнений, спокойная мелодия  для релаксации.

Ход занятия

I. Организационный этап

Цель: Постановка  проблемной задачи мотивация детей.

Время – 3 мин.

Дети входят в игровую комнату, рассаживаются на стульчики. В центре комнаты разбросаны следы Анфиски (из бумаги)

Педагог приветствует детей, дети вместе с педагогом произносят общее мотивационное приветствие:

Приветствуем всех, кто время нашёл,
И к нам на занятие здоровья пришёл,
Мы будем здоровы, с зарядкой дружны.
Нам спорт с физкультурой, как воздух нужны.

Ведущий: Ребята! В Сибирь приехала обезьянка Анфиска. Где живут обезьянки?

Дети: В жарких странах!

Педагог: Ей очень захотелось увидеть снег, Сибирь, природу.

А больше всего она удивилась  тому, что на снегу остаются от лапок…

Дети: Следы!

Педагог: Правильно. Много следов. Она удивилась, захотела прогуляться и … ушла Анфиск . Никому ничего не сказала. А можно одним уходить из дома? Что может ожидать её в пути?

Дети: Нельзя одним ходить. Замёрзнуть можно, заболеть,  голодная будет, ведь нет бананов и другой еды.

Педагог: Заблудилась наша Анфиска. Что же будем делать?

Дети: Идём спасать Анфиску!

Педагог: Но ведь зима, холодно, а путь предстоит неблизкий. Для начала мы должны размяться, и особенно хорошо надо подготовить ножки. Спасатели, вперёд!

 

II. Подготовительный этап

Цель: Подготовка к последующей нагрузке, закрепление выполнения разминочного комплекса.

Время – 8 мин.

  1. Разминка в кругу с гимнастической палкой.
  2. Ходьба с ритмичными движениями,
  3. Ходьба на пяточках, на носочках попеременно, по 4 раза,
  4. Разминка верхних конечностей, и.п.: ноги на ширине плеч, палка на уровне груди, поднимать и опускать палку под музыку, выпады правой ногой вперёд (1-2), вернуться, (3-4), то же левой ногой,
  5. Разминка нижних конечностей, и.п.: ноги на ширине плеч, приседание.
  6. Упражнения на дыхание.

 

III. Основной этап

Цель:  развивать сенсомоторную  координацию,  укреплять мышечный корсет, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Время – 15 мин.

1. Ходьба по  прямой  (развитие чувства равновесия, правильной осанки).

Звучит бодрая музыка.

Педагог: Следы привели к реке, а через реку – узкий мост (Все по одному проходят  по «мосту» (атласной ленте на ковре),

Дети выполняют упражнение. и.п.: руки развести в стороны, спина прямая, смотреть вперёд)

Педагог: Молодцы, справились с заданием.

2. Ползание по-пластунски с продвижением вперёд (развитие двигательной координации, закрепление техники выполнения упражнения «ползание»).

Звучит бодрая музыка.

Педагог: Дальше – поваленное дерево, мы должны под ним проползти (проползти по-пластунски под установленной гимнастической палкой.)

Мы на прошлом занятии отрабатывали выполнение перекрестных движений, кто из вас может объяснить, показать правильное выполнение этой техники?

Дети (ответы, показ: прижаться к полу, чередовать руки).

Педагог: Старайтесь следовать технике при прохождении этого препятствия.

Дети выполняют упражнение: добегают до препятствия, проползают под установленной на высоте 30 см от пола палкой.

3. Метание в горизонтальную мишень с расстояния 1,5 м (развитие визуально-моторной координации, тренировка глазомера).

Звучит бодрая музыка.

Педагог:  Был камнепад, и теперь – дорогу завалило камнями. Нужно разобрать завал, мы будем бросать камни (мячи) по одному в яму (корзину), пока не разберём завал. Бросок выполняем одной рукой из-за головы, стараемся попасть точно в цель. (показ: без замаха, чтобы не ударить друга, если камень упадёт назад.)

Дети выполняют упражнение: поочерёдно берут мячик из корзины, добегают до линии метания (1,5 м. до цели), бросают мяч точно в корзину.

Педагог: Молодцы! Хорошо потрудились – посмотрите, сколько камней попало в цель! (Подсчёт мячей детьми). Теперь дорога свободна, и впереди – тоннель.

4. Ползание на четвереньках с продвижением вперёд (развитие двигательной координации, отработка перекрестных движений, ориентировка в пространстве).

Звучит бодрая музыка.

Педагог: Тоннель в горах узкий,  как мы будем преодолевать  это препятствие?

Дети: Мы должны через него проползти.

Педагог: Верно, проползать будем так: красный обруч – вход в тоннель, синий – выход. С  какого обруча начинаем?

Дети: С красного, потому что это вход.

Дети выполняют упражнение: ползание на четвереньках с продвижением вперёд.

До тоннеля (обручей) и обратно – лёгкий бег.

5. Дыхательная гимнастика на ковриках (Укрепление дыхательной системы. Обучение снятию мышечного напряжения).

Звучит спокойная музыка.

Педагог: Привал, устали, наверное. Даже настоящим спасателям нужен отдых и  восстановление сил. Что мы делаем, когда устали?

Дети: Отдыхаем.

Дети берут коврики, присаживаются.

Педагог: Сели,  руки вверх (вдох), руки вниз (выдох). Повторить 4 раза.

Ляжем на спинку, снимем напряжение, чтобы спина не устала, глазки закрыли, отдыхаем и слушаем! (фонограмма «Дождь»)

Педагог: Что вы слышите, что это за звук?

Дети: Это дождь.

Педагог: Что делать, чтобы не намокнуть?

Дети: Мы в тоннеле можем укрыться от дождя.

Педагог: Что будет, если промокнешь под дождём?

Дети: Можно простудиться, потому что станет холодно.

Педагог: Правильно, во время дождя, если нет зонта, лучше укрыться.

Ребята! Дождь закончился. Слышите?

6. Прыжки с продвижением вперёд (развитие двигательной координации, укрепление мышечного корсета, умений ориентироваться в пространстве).

Педагог: Что же случилось с нашей дорогой после дождя?

Дети: Кругом  лужи, грязь.

Педагог: Что же делать, ведь останавливаться нельзя, нас ждёт Анфиска!

Дети: Будем перепрыгивать через лужи.

Педагог: Правильно! Лужи будем перепрыгивать на двух ногах, хорошо отталкиваясь от пола (показ), а вот грязь мы будем перешагивать (показ).

Дети выполняют упражнение. И.п.: руки на поясе, ноги вместе, прыжки с продвижением вперёд, с энергичным отталкиванием. Перешагивание.

7. Прыжки на гимнастических мячах (фитболах) – укрепление мышц ног, мышечного карсета, развитие координации, упражнение направлено на нормализацию тонуса диафрагмы, что улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем.                    

Педагог: Молодцы! Всё подсохло. Вокруг кочки, ямки. Будем прыгать на  больших мячах. Но мячи нужно подкачать.

Для этого выполним дыхательное упражнение «Насос».

Дети выполняют упражнение. И.п.: Резкий вдох носом, наклон туловища вниз на 90 градусов, в руках воображаемый «насос», с энергичным выдохом на звуке  (с-с-с).

Упражнение повторить 2 раза.

Звучит бодрая музыка.

Ведущий раздаёт детям мячи, дети выполняют прыжки по кругу.

Педагог: Кто выше? Через кочки, через ямки, отталкивайтесь ножками посильней от пола (показ).

Дети выполняют упражнение: прыжки на гимнастических мячах (фитболах) с продвижением вперёд.

 

IV. Контрольный этап

Цель: актуализация полученного опыта,  развитие элементов рефлексии.

Время – 2 мин.

Педагог: А вот и следы Анфиски, значит, она где - то рядом (звучит мелодия- песенка Анфиски)

Педагог: Ребята, откуда этот звук?

Дети находят спрятанную игрушку по звуку.

Педагог: Нашли! Как хорошо, что ты спряталась от холода, Анфиска, вот и лапки тёплые, потрогайте, ребята. (Дети встают в круг, трогают Анфиску за лапку, приветствуют её.)

Педагог: Что мы скажем Анфиске?

Дети отвечают (вместе с педагогом): Не уходи больше одна, и одевайся потеплее, у нас зима холодная в Сибири.

Педагог: Хорошие из нас спасатели получились? Много мы преодолели препятствий? Какие упражнения нам помогли преодолевать трудности? Дети отвечают, актуализируя полученный опыт.

Ведущий: Какое упражнение было самым трудным для вас?

Каждый ребенок дает ответ.

 

V. Итоговый этап

Цель: подведение итогов занятия

Время – 2 мин.

Педагог: Будем заниматься физкультурой, укреплять организм, чтобы быть крепкими, ловкими, выносливыми?

Дети: Да!   

Педагог: Тогда до новых встреч  на наших физкультурных занятиях! До свидания, ребята!

Дети: До свидания! (Уходят под музыку).