Прощание с первым классом

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Оформление:

Шары, выставка тетрадей учащихся, рисунков; карточки со словами для игры; цветы с примерами, изображение паровоза; карточки с названиями станций: «Грамматическая», «Буквоград», «Музыкальная», «Математическая», «2 класс»; муз. запись песни «Голубой вагон».

Сцена празднично украшена. Красуются плакаты: «До свиданья, школа!», «Здравствуй, лето!» Звучит музыка. Дети заходят в зал «змейкой» и становятся полукругом.

Учащиеся:

1. Ещё совсем недавно
Пришли мы в первый класс
Ещё совсем недавно
Всё было в первый раз

2. Первый раз звенел звонок,
Первый раз шли  на урок,
Даже парты, первый раз,
Были странными для нас.

3. Даже просто не крутиться
Приходилось нам учиться.
Это надо же уметь
Столько долго не шуметь

4. Не дразниться и не злиться,
Не мешать другим учиться,
Не играть, не петь, не кушать,
А учительницу слушать.

5. Мы учились целый год,
Азбуку  листали…
И сейчас на целый год
Мы умнее стали.

Учитель: Дорогие, ребята, родители, бабушки и дедушки! Вот и закончился наш первый учебный год. Кажется, что только вчера вы, ребята, переступили порог нашего класса. А сегодня, посмотрите, уважаемые родители на своих детей. Ведь они за это время очень выросли, многому научились и многое узнали. 

Учащиеся:

1. Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать
Всё, чему учились, всё к чему стремились,
Потому что надо много рассказать.

2. Буквы мы узнали, слоги написали,
И сложили слоги в целые слова…
После – в предложение, вдруг на удивление
Получилось чудо: «Родина, Москва!»

3. А потом и «МА-МА» (та, что моет раму),
«Дети в мяч играют. Речка, небо, лес!»
А ещё в программе прочитали сами:
Будет на экране «Поле из чудес».

4. Напишу в тетради (не оценки ради)
Буквы алфавита и пример решу.
Я сейчас у мамы (той, что моет раму)
Чтоб не отвлекалась, помощь не прошу!

5. Смех и слёзы, радость и печаль
За год довелось нам испытать,
Но стараний наших нам не жаль –
Книги нам легко теперь читать!

Исполняется песня «Чему учат в школе».

Учитель: А сейчас, я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие по той самой дороге знаний, по которой мы с вами медленно, но уверенно шагали целый год. А в конце нашего путешествия, вы сами мне скажете, куда же нас привела эта дорога.

А поможет нам путешествовать веселый поезд, который быстро домчит нас от одной станции к другой.

Ну, что, занимайте свои места. Поехали!

Чух – чух – чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
«Тороплюсь – гудит, –
Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь…»

1 станция. Итак. Первая станция, на которую прибыл наш поезд, называется … «Буквоград» (дети хором читают название).

Ученик:

Есть на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный.
С незапамятных времен Буквоград зовется он.
В этом городе живет удивительный народ.

Учитель: Что это за народ?

Дети: Буквы!

Учитель: За ребят я очень рада! Вижу: учатся всему: счету, грамоте, письму.

Хоть малы еще на вид – знают русский алфавит!

Сколько букв в нем?

Дети (хором): 33! (читаю алфавит)

1. А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, – знайте место вы своё,
Ж, З, И, Й, К, Л, М – вспоминайте, кто за кем,
Н, О, П, Р, С, Т, У – стойте дружно на посту,
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – собирайтесь не спеша,
Ъ, Ы, Ь – стойте рядышком, вот так!
Торопитесь: Э, Ю, Я – вот и в сборе букв семья!

Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо знаете алфавит.

2. Ты в Азбуку впервые вник,
Читал по слогам.
Теперь прочтешь ты много книг
К сознательным годам.
И ты поймешь: без Азбуки
Вся жизнь прошла бы зря!

3. С этой книжкой, самой первой,
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На свой первый перевал.

Учитель: Поднимите, ребята, руки, кто из вас любит читать? Молодцы! А вот как вы внимательно читали книги, мы сейчас узнаем.

Сказочная разминка:

В этой книжке – именины,
Много было там гостей,
И на этих именинах   
Появился, вдруг, злодей.  
Он хотел убить хозяйку, 
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(К. Чуковский «Муха-Цокотуха»)

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше коготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку.
(Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)

Кто-то за кого-то зацепился крепко: 
–  Ох, никак не вытянуть!     
– Ох, засела крепко!            
Но еще помощники скоро прибегут…    
Победит упрямицу дружный общий труд! 
(р.н.с. «Репка»)   

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Узнайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(р.н.с. «Три медведя»)

Скорей бы приблизился вечер                              
И час долгожданный настал,                             
Чтоб мне в золоченой карете                             
Поехать на сказочный бал.                                 
Никто во дворце не узнает,                                 
Откуда, и как я зовусь,
Но лишь только полночь настанет,                                              
К себе на чердак я вернусь.
(Ш. Перро «Золушка»)

А теперь про чей-то дом
Разговор мы поведем.
В нем богатая хозяйка припеваючи жила
Но беда пришла нежданно –
Этот дом сгорел дотла.
(С.Маршак «Кошкин дом»)

Молодцы, ребята! Много сказок вы знаете. А теперь пора отправляться дальше.

Звучит мелодия песни «Голубой вагон» в такт музыке выполняются движения.

Станция «Грамматическая». Вот и добрались мы до следующей станции, а называется она …(читают хором) «Грамматическая».

Учащиеся:

1. Надо дружить с грамматикой,
Учить правила, и если не лениться,
Можно всему, всему научиться.

2. Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя моя, грамматика,
Осилю понемногу я.

3. Ученик ты будешь славный,
Коль начнёшь писать с заглавной
И возьмёшь в соображенье
Точкой кончить предложенье.

4. Не забудь и знаки прочие:
Запятую, многоточие…
Знаки препинания
Нужны нам как дыхание.

5. В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И  всегда пиши.
В сочетаниях ЧА-ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишут только букву У.

Учитель: Давайте, ребята, проверим ваши знания, и покажем, чему научились за год по русскому языку.

1. Я буду показывать карточки со словами в единственном числе, а вы мне называйте во множественном. Например: плот – плоты…

Крот – кроты, рука – руки, мука – мука, грек – греки, узбек – узбеки,  человек – люди,  житель – жители, любитель – любители, учитель – учителя.

2. Грамматическая арифметика.

Я буду показывать на карточках слова и называть математическое действие которое вы должны будите выполнить с этим словом. А вы называть новые слова, которые у вас получатся, при выполнении этого действия.

4 – 1 =                  Беда (еда)                            бусы (усы)
                             роса (оса)                             залы (зал)
                             уход (ход)                            угол (гол)
5 – 1 =                  рыбак (рыба)                         точки (очки)
                             удача (дача)                         банка (банк)
                             ябеда (беда)                         сурок (урок)
7 – 2 =                  букварь (буква)
                             дудочка (дочка)
                             ярмарка (марка)

Молодцы! Со всеми заданиями справились. Поехали дальше!

Загудел паровоз,
И вагончик нас повез:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Быстро, я ребят домчу!»

Станция «Музыкальная». Следующая станция, на которой мы сделаем остановку… «Музыкальная» (читают хором).

Учитель музыки вошёл в просторный класс,
И с музыкою в класс мы дружно входим.
И льются звуки чистые у нас,
И мы поём все лучше с каждым годом!

Дети исполняют частушки.

* Мы, ребята-семилетки,
Вам частушки пропоём.
Мы в своей любимой школе
Замечательно живём.

* Эх, топни, нога,
Топни правенькая,
В школу я пришла учиться,
Хоть и маленькая.

* Мы ребята-семилетки,
Любим бегать и играть,
А учиться обещаем
На «4» и на «5».

* Каждый день у нас уроки –
Лепим, красим, мастерим,
Изучаем цифры, буквы,
По-английски говорим.

* Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.

* Любим мы решать задачи,
Кто быстрее и кто вперёд,
А задачки-то какие –
Сам профессор не поймёт.

* Все науки одолеем,
Всё у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.

* Первый класс уже кончаем
Часики протикали,
А теперь у нас, ребята,
Летние каникулы.

* Мы за лето отдохнём,
Сил поднаберёмся,
А в начале сентября
Снова соберёмся.

* Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.

Учитель: Отправляемся дальше. И поезд быстро нас мчит к станции «Математическая».

1. Чтоб врачом, моряком или летчиком стать
Надо, прежде всего, математику знать.
И на свете нет профессии... Вы заметьте-ка друзья,
Где бы нам не пригодилась – Ма - те - ма - ти - ка!

2. И прекрасна, и сильна математики страна.
Здесь везде кипит работа: все подсчитывают что-то:
Всюду можно услыхать:
1, 2, 3, 4, 5!
1, 2, 3, 4, 5,
6, 7, 8, 9, 10!
Можно всё пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.

3. Сколько в комнате углов?
Сколько ног у воробьёв?
Сколько пальцев на руках,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пяточке копеек?
У стола 4 ножки,
5 котят у нашей кошки.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всё могу пересчитать!

4. Математика повсюду,
Глазом только поведёшь,
И примеров разных уйму
Ты вокруг себя найдёшь!

Учитель: Все считает математика, все находит. В переводе с древнегреческого «математика» – это «учиться приобретать знания».

Насколько вы сильны в математике, мы узнаем из игры «Собери цветы».

Игра «Собери цветы».

Правила игры: по команде необходимо собрать цветы одного цвета и одной формы. Затем соотнести пример с ответом.

Учитель: Молодцы! И на этой станции вы меня не подвели, быстро справились с заданием! Можно ехать дальше.

Вот поезд наш мчится,
Колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Бежит по рельсам паровоз,
К конечной станции он нас привез.

А станция эта называется «2 класс»! (хором).

Так куда же привела нас дорога «знаний» к концу 1-го класса?

Учащиеся: Во второй класс!

1. Первый класс! Первый класс! Первый раз ты принял нас,
Перешли мы во второй
И прощаемся с тобой.

2. Полюбили мы друг друга,
За друзей стоим горой,
И со мной моя подруга
Переходит во второй.

3. А учительница, что же?
Бросит разве нас с тобой?
Нет, учительница тоже
Переходит во второй!

4. Так дорогою весёлой
Мы шагаем, вставши в строй.
Вместе с классом и со школой
И со всей родной страной.

5. Мел, доска, картины, карты,
Вместе с нами перейдут,
Чуть повыше станут парты,
Вместе с нами подрастут.

6. Пусть вторым  зовётся класс,
Всё равно, всё в первый раз.
Что там будет – неизвестно,
Но ужасно интересно…

7. А сейчас пришла пора
Отдохнуть немножко…
На каникулы! Ура!
Лето за окошком!

8. Нас проводит до ворот
Школьная дорожка…
Школа тоже отдохнёт
От забот немножко.

Исполнение песни «Наша школа» на мотив песни «Буратино».

1. Нa свете есть чудесный дом,
Он с детства каждому знаком.
К нему спешат со всех сторон,
О нем сейчас мы вам споем,
Там дети уважают труд.
Скажите, как его зовут?
НА - ША - ШКО - ЛА!

2. Там светит солнышко в окно,
Все дети в классе заодно,
И хоть бывает иногда
На переменке суета,
Все с радостью сюда спешат,
И дети гордо говорят:
НА - ША - ШКО - ЛА!

3. Мы в этом доме целый год,
Сегодня этот год пройдет,
Мы научились здесь писать,
Задачи трудные решать,
Мы в этом доме, как в своем
И мы теперь его зовем:
НА - ША - ШКО - ЛА !

Учащиеся:

1. Вот и закончился год наш учебный.
Не зовите вы нас «первоклашки».
Стали туфли малы нам и кеды,
И короткими стали рубашки.

2. Мы читали, писали, считали,
Шили, клеили и рисовали,
Пели песни: про всё на свете –
Ведь мы очень весёлые дети!

3. Мы прощаемся с первым классом.
Лето, лето, – мы рады тебе!
Отдохни от нас, милая школа,
Мы вернёмся к тебе в сентябре.

4. И сегодня, на прощанье
Скажем мы в последний раз:
«Всем спасибо! До свиданья!
До свиданья, первый класс!»

Учитель: Я поздравляю Вас всех с окончанием учебного года!

Разрешите мне торжественно вручить грамоты об  успешном  окончании этого учебного года.

Вручение грамот.

Учитель: Дорогие второклассники, ещё раз поздравляю вас с успешным окончанием первого класса.

Впереди нас ждет много интересного материала по всем предметам.

Отдыхайте, набирайтесь сил, укрепляйте свое здоровье.

Я вас жду в сентябре!

 

Литература:

  1. Кувашова Н.Г. Праздники в начальной школе – 2 – Волгоград, 2002 г.
  2. Начальная школа – № 36, с. 7, 2004 г.