Исходя из возрастных и психологических особенностей детей 12-13 лет большое внимание в начале учебного года уделяется межличностным отношениям, культуре поведения, навыкам разрешения конфликтов, формированию чувства сопричастности, развитию эмпатии.
Чаще всего ученики учатся вместе уже не первый год и достаточно хорошо знают друг друга. Но после трех месяцев летних каникул дети приходят в школу повзрослевшими, с разным опытом и, возможно, с изменившимся взглядом на многие вещи. Поэтому более глубокое знакомство позволяет выявить эти изменения и способствует созданию атмосферы безопасности и доверия, что необходимо для успешного процесса обучения.
Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи:
- создание доверительной атмосферы для общения и благоприятного социально-психологического климата в классе;
- развитие эмпатии участников тренинга по отношению друг к другу;
- формирование навыков взаимодействия в классе;
- развитие внутреннего единства класса.
Детальное расписание классного часа
что | продолжительность |
Упр. "Разные - одинаковые" | 0:10 |
Упр. "Два человека" | 0:05 |
Упр. "Найди сходства/отличия" | 0:15 |
Сказка "Мальчик с двумя глазами" | 0:05 |
Упр. "Домино" | 0:10 |
Упражнение "Разные - одинаковые"
Цель: формирование представления о единстве общего и индивидуального каждой человеческой личности.
Время: 7-10 минут
Формат группы: малые группы по 3-4 человека.
Необходимые материалы: одинаковые предметы по количеству групп - желуди, кусочки дерева, камешки (одинакового цвета и внешнего вида).
Процесс:
- Обсудите с классом, как можно было бы описать какой-либо обычный предмет по телефону. Какие слова мы используем, чтобы описать, как выглядит кирпич? (Ожидаемые ответы: угловатый, глиняный, тяжелый, может быть белым или оранжевым). Как мы опишем, например, (назовите предмет, имеющийся у вас в запасе) желудь? (Овальный, коричневый, со шляпкой или без нее, и т.д.)
- Разделите всех на малые группы по 3-4 человека (не больше восьми групп).
- Раздайте группам по одному желудю (или другому предмету). Попросите очень внимательно его рассмотреть, узнать поближе, познакомиться с ним. Особо отметьте, что желуди нельзя помечать, царапать и тем более разрушать - для некоторых ребят "узнать поближе" означает "выяснить, что внутри".
- Соберите желуди у групп и сложите их в коробку.
- Попросите представителей групп подойти к коробке и выбрать свой желудь.
- Попросите группы объяснить, как они узнавали СВОИ желуди. (Треснула шляпка, на боку трещина и т.д.)
- Когда каждая из групп нашла свой желудь, обсудите следующие вопросы:
- Кто нашел свой желудь быстро? Кому было трудно? Почему?
- Волновались ли вы, что ваш желудь достанется кому-нибудь другому? Почему?
- Думаете ли вы по-прежнему, что все желуди одинаковы?
- Как описать человека? Можно ли найти некоторое количество людей с одинаковой внешностью? Что разного может быть в людях помимо внешности?
- Что в ваших глазах делает того или иного человека непохожим на других?
Упражнение "Два человека"
Цель: продемонстрировать учащимся, что их мнение о человеке зависит от собственного желания.
Время: 5 минут
Необходимые материалы: два листа плакатной бумаги, скотч, цветные фломастеры.
Процесс:
- Вызовите двух добровольцев. Неважно, кто это будет. Поставьте их перед всем классом.
- Попросите учеников за 2 мин назвать 10 различий между добровольцами. Это могут быть либо внешние признаки, либо известные факты о них. Фиксируйте различия на листе плакатной бумаги.
- Затем также за 2 мин попросите назвать 10 признаков (свойств, качеств, как внешних, так и общеизвестных), которые являются общими для этих участников. Также зафиксируйте на плакатной бумаге. Поблагодарите добровольцев
- Спросите у участников, что им было труднее искать: сходства или различия? Почему?
- Обратите внимание учеников, что они успешно нашли как различия, так и сходства добровольцев за достаточно короткое время. И что поиск сходств или различий происходил после задания учителя. Т.е. была установка "Найти различия" - и они были найдены. Последовала установка "Найти сходства" - и не менее успешно они были найдены также. Вывод: все зависит от самого человека. Если он захочет, то даже в самой неприятном человеке найдет то, что их объединит, пусть даже на какой-то короткий момент. А если не захочет, что и в самом лучшем друге будет видеть только непохожесть.
Упр. "Найди сходства/отличия"
Цель: помочь ученикам осознать, что в классе существует разница между отдельными людьми, так же как и много общего между ними.
Время: 15 минут
Необходимые материалы: бланк (приложение 1) и ручка для каждого ученика.
Процесс:
- Упражнение проводится в режиме "муравейника" (каждый подходит к каждому в свободном передвижении).
- Каждый ученик получает бланк, который он должен заполнить, найдя сходства и различия с каждым учеником класса.
- Время для выполнения задания ограничено. Это активизирует участников и мотивирует их на быстрое создание контактов.
- Вопросы для обсуждения:
- Понравилось ли вам это задание? Почему?
- Кто из одноклассников вас удивил своей схожестью с вами? Непохожестью?
- С кем вам захотелось продолжить общение?
Сказка "Мальчик с двумя глазами".
Далеко-далеко в космосе есть планета, такая же, как Земля. Люди, живущие на планете, совершенно такие же, как мы, за исключением одного - у них всего один глаз. Но это совершенно особенный глаз. Своим единственным глазом они могут видеть в темноте. Они могут видеть очень-очень далеко и даже сквозь стены.
У женщин на этой планете рождаются дети, как и у земных. Однажды родился странный ребенок. У него было два глаза! Его мать и отец были огорчены, но мальчик рос счастливым ребенком. Его родители нежно любили его и очень о нем заботились. Но их беспокоило то, что он такой необычный. Они часто водили ребенка к докторам. Доктора качали головой и говорили: "Медицина бессильна".
Чем старше становился мальчик, тем больше проблем у него возникало. Он не видел в темноте и вынужден был ходить с фонариком. Когда он пошел в школу, выяснилось, что он не может читать так же хорошо, как остальные дети и учителям приходилось заниматься с ним дополнительно. Он не мог видеть на далёком расстоянии, поэтому пользовался специальным телескопом. И только тогда он видел другие планеты, как его одноклассники. Иногда, по дороге домой, он чувствовал себя очень одиноким. "Я не могу видеть то, что видят другие, - думал он - я должен был бы видеть то, что другие видеть не могут".
И в один удивительный день он обнаружил, что может видеть что-то, что недоступно другим. Эта была вовсе не черно - белая гамма, как у всех остальных. Он рассказал своим родителям, КАК он видит. Он вытащил их из дома и поведал о своём потрясающем открытии. Они были изумлены! Изумились и его друзья. Он рассказывал им удивительные истории. Он использовал слова, которые они никогда не слышали прежде: красный, синий : и оранжевый. Он говорил о зеленых деревьях и жемчужных цветах. Каждый хотел послушать, как он видит мир. Мальчик рассказывал восхитительные истории о глубоких синих морях и волнах с белыми пенистыми гребешками. Дети любили слушать его истории о сказочных драконах. Они дрожали, когда он описывал их шкуру, глаза и огнедышащие пасти.
В один прекрасный день он встретил девушку. Они полюбили друг друга. И ей было наплевать, что у него два глаза. А он обнаружил, что его это тоже больше не беспокоит. Мальчик стал очень знаменитым. Люди съезжались со всей планеты, чтобы услышать его истории. Потом у них родился сын. Малыш ничем не отличался от других детей планеты. У него был всего один глаз.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли быть мальчиком с двумя глазами на планете одноглазых?
- Что вы почувствовали после прослушивания этой сказки?
- Какие эмоции вызвал у вас герой сказки?
- Какие трудности пришлось преодолевать мальчику?
- Что (или кто) помогло мальчику преодолеть свои проблемы?
- Есть ли вокруг нас люди, отличающиеся от всех? Приведите примеры. Чем они отличаются?
- Как вы к ним относитесь?
Упражнение "Домино"
Цель: создание доверительной атмосферы для общения и благоприятного социально-психологического климата в классе.
Время: 10 минут.
Процесс:
- Попросите одного члена группы начать игру, придумав и назвав два характерных для себя момента - характеризующих его с внешней или с внутренней стороны. "С одной стороны - у меня есть собака, с другой стороны - я люблю шоколад".
- Тот член группы, у кого совпадают характеристики, должен взять предшественника за ту руку, которую тот поднимал, называя свойство характера или какую-либо подробность о себе. "С одной стороны - я тоже люблю шоколад, с другой стороны - у меня есть младший брат".
- Если на одну из рук не находится совпадающего свойства, попросите владельца руки подобрать другой признак или свойство более общего характера.
- В конечном итоге вся группа образует круг (или замкнутую цепь).
ИТОГ: Мы все очень разные - и это замечательно! Но если мы сделаем шаг навстречу друг другу - мир станет лучше, добрее, счастливее! И мы можем это сделать!