КВН по русскому языку

Разделы: Русский язык


Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся.                                                             

Задачи:

  • вызвать интерес к изучению русского языка;
  • закрепить знания о частях речи;
  • развивать мышление, воображение школьников;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощь, чувство ответственности.

Действующие лица: 3 команды (учащиеся 2, 3, 4 классов), болельщики, жюри.

Реквизит: эмблемы с названием команд, таблицы, карточки, листы бумаги, рисунки с изображением животных, плакаты болельщиков «Молодцы!»; «Так держать!»; «Не унывай!», жетоны, гирлянды конфет, гирлянды шоколадок.

Технические средства: караоке.

Ведущий: Сегодня КВН по русскому языку посвящается обобщению знаний о частях речи. В конкурсе участвуют 3 команды. Задания записаны на карточках, на доске. Каждый конкурс оценивает жюри и за каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

Представление жюри и команд.

Приветствие команд

1-я команда                                    

Мы весёлые ребята.
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет,
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

2-я команда

И пусть острей будет игра,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.                                                                                                                                                                                                                                                  

3-я команда

И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней.  

Ведущий:                                       

Вам и слава, и почёт!
Все мы любим точный счёт.

Болельщики:                                   

За команду мы «болеем»
И друзьям помочь сумеем!

Разминка: «Угадай название нашей команды»

(Выступают капитаны команд)

1-й капитан. 

Название нашей команды обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?». В предложении бывает сказуемым.

2-й капитан.

Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы «кто? что?». В предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.

3- капитан.

Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой? какая?». В предложении бывает второстепенным членом. 

Ведущий:                

Итак, мы узнали, что 1 команда называется «Глаголы», 2 команда «Имена существительные», 3 команда «Имена прилагательные». Капитаны команд вручают жюри свои эмблемы.

Ведущий:

Глагол,  имя прилагательное, имя существительное это что такое?

А сейчас проверим домашнее задание. (Капитан каждой команды читает сочинение, написанное на выбранное грамматическое правило и передаёт его жюри.)

Конкурс капитанов

Ведущий: Каждому капитану нужно определить часть речи в одном из предложений.

  1. Посадила мать в печь пироги с капустой печь.
  2. Снежное покрывало покрывало всё поле.
  3. Ведро дало течь, и вода стала течь.

Конкурс команд «Пропущенные буквы»

Ведущий: Нужно вставить пропущенные буквы, прочитав слова сказать какой частью речи они являются.

(Каждая команда выполняет задание коллективно на предоставленной им карточке)

у

   

и

   

е

   

ь

т

 

т

 

а

 

ь

в

 

с

 

л

 

е

м

 

л

 

д

 

ц

ч

 

м

 

и

 

н

з

 

г

 

д

 

а

м

 

л

 

т

 

к

 Ключ к выполнению задания: учитель, тетрадь, молодец, чемпион, загадка, молоток.

Конкурс болельщиков

Ведущий:  Нужно раскрыть смысл выражений, которые называют «крылатыми» и назвать части речи, которые звучат в названиях команд.

  1. Рукой подать. 
  2. В час по чайной ложке. 
  3. Морочить голову. 
  4. Во весь дух.  
  5. Засучив рукава.  
  6. Спустя рукава.   
  7. Прикусить язык.  
  8. Ни пуха, ни пера. 
  9. Склонять по падежам. 

Ключ к выполнению задания: близко, медленно, обманывать, быстро, хорошо работать, плохо работать, замолчать, пожелать удачи, ругать.

Ведущий: Предоставляется слово жюри.

Конкурс команд «Назови одним словом»

Ведущий:   Капитан читает словосочетание, а любой участник команды называет его одним словом и указывает какой частью речи является это слово и первое слово в словосочетании, можно советоваться с командой.

  1. Храбрый человек
  2. Болтливый человек
  3. Ленивый человек
  4. Мудрый человек
  5. Богатый человек
  6. Сильный человек

Ключ к выполнению задания: храбрец, болтун, лентяй, мудрец, богач, силач.

Конкурс команд «Можем ли мы диктант писать на "4" и на "5"»

Ведущий:  (Диктуется текст, а каждый участник команды пишет только по два слова и передаёт листок другому. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща проверяет его и отдаёт жюри.)

Диктант

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка.

Ведущий:  Пока жюри подводит итоги, участники КВН исполняют песню «Серьёзный разговор» (муз. Н. Прокудина, сл. О. Высотской).

Грамматика, грамматика —
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отравить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы —
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

Ведущий: Предоставляется слово жюри.

Конкурс команд «Найди противоположное сочетание»

Ведущий:  Найдите к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедините линией. Найдите глаголы и подчеркните.

1. Лясы точить.                                                          1. Не покладая рук.

2. Держать ухо востро.                                               2. Держать язык за зубами.

3. Сидеть сложа руки.                                                3. Воды в рот набрать.

4. От рук отбился.                                                      4. Ворон считать.

5. Во всю Ивановскую (кричать)                                5. Своим горбом жить.

6. На чужой шее сидеть.                                            6. Держать в ежовых рукавицах.

Ключ к выполнению задания: 1-3; 2-4; 3-1; 4-6; 5-2; 6-5.

Конкурс болельщиков «Учимся писать стихи»

Ведущий: Вам предлагаются слова-рифмы, которые помогут сочинить четверостишие: щенка — пока, помогите — найдите.

Например:

У меня есть 3 щенка,
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите,
Клички для щенков найдите.

Конкурс капитанов «Подбери антонимы»

Ведущий: Называете по очереди и говорите какой частью речи является подобранное слово.

умный-                                тонкий-                              грязный-

ночь-                                     кричать-                            утро-

стоять-                                  жара-                                 пришёл-

Ключ к выполнению задания: глупый, день, сидеть, толстый, молчать, холод, чистый, вечер, ушёл.

Конкурс команд «Кто в лесу живёт?»

Ведущий: По признакам узнать зверя. (по очереди) и сказать какой частью речи является это слово.

Косой, колючий, косолапый, сохатый, хитрая.

Ключ к выполнению задания: заяц, ёж, медведь, лось, лиса.

Ведущий: Подведём итоги и дадим слово жюри.

Награждение: команда победителей награждается гирляндой из шоколадок, а другая команда гирляндой из конфет.

Ведущий: А теперь все участники команд возьмутся за руки и споют песню о КВН на мелодию песни «Улыбка». В. Шаинского.

Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори.

Припев:
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить,
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить

 

Литература

  1. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе. Составитель Н. А. Касаткина.
  2. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. 1-4. Составители Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин.
  3. Олимпиадные задания. Русский язык в начальной школе. Составитель Г. Т. Дьячкова.