Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся.
Задачи:
- вызвать интерес к изучению русского языка;
- закрепить знания о частях речи;
- развивать мышление, воображение школьников;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощь, чувство ответственности.
Действующие лица: 3 команды (учащиеся 2, 3, 4 классов), болельщики, жюри.
Реквизит: эмблемы с названием команд, таблицы, карточки, листы бумаги, рисунки с изображением животных, плакаты болельщиков «Молодцы!»; «Так держать!»; «Не унывай!», жетоны, гирлянды конфет, гирлянды шоколадок.
Технические средства: караоке.
Ведущий: Сегодня КВН по русскому языку посвящается обобщению знаний о частях речи. В конкурсе участвуют 3 команды. Задания записаны на карточках, на доске. Каждый конкурс оценивает жюри и за каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
Представление жюри и команд.
Приветствие команд
1-я команда
Мы весёлые ребята.
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет,
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2-я команда
И пусть острей будет игра,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
3-я команда
И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней.
Ведущий:
Вам и слава, и почёт!
Все мы любим точный счёт.
Болельщики:
За команду мы «болеем»
И друзьям помочь сумеем!
Разминка: «Угадай название нашей команды»
(Выступают капитаны команд)
1-й капитан.
Название нашей команды обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?». В предложении бывает сказуемым.
2-й капитан.
Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы «кто? что?». В предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.
3- капитан.
Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой? какая?». В предложении бывает второстепенным членом.
Ведущий:
Итак, мы узнали, что 1 команда называется «Глаголы», 2 команда «Имена существительные», 3 команда «Имена прилагательные». Капитаны команд вручают жюри свои эмблемы.
Ведущий:
Глагол, имя прилагательное, имя существительное это что такое?
А сейчас проверим домашнее задание. (Капитан каждой команды читает сочинение, написанное на выбранное грамматическое правило и передаёт его жюри.)
Конкурс капитанов
Ведущий: Каждому капитану нужно определить часть речи в одном из предложений.
- Посадила мать в печь пироги с капустой печь.
- Снежное покрывало покрывало всё поле.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
Конкурс команд «Пропущенные буквы»
Ведущий: Нужно вставить пропущенные буквы, прочитав слова сказать какой частью речи они являются.
(Каждая команда выполняет задание коллективно на предоставленной им карточке)
у |
|
и |
|
е |
|
ь |
т |
|
т |
|
а |
|
ь |
в |
|
с |
|
л |
|
е |
м |
|
л |
|
д |
|
ц |
ч |
|
м |
|
и |
|
н |
з |
|
г |
|
д |
|
а |
м |
|
л |
|
т |
|
к |
Ключ к выполнению задания: учитель, тетрадь, молодец, чемпион, загадка, молоток.
Конкурс болельщиков
Ведущий: Нужно раскрыть смысл выражений, которые называют «крылатыми» и назвать части речи, которые звучат в названиях команд.
- Рукой подать.
- В час по чайной ложке.
- Морочить голову.
- Во весь дух.
- Засучив рукава.
- Спустя рукава.
- Прикусить язык.
- Ни пуха, ни пера.
- Склонять по падежам.
Ключ к выполнению задания: близко, медленно, обманывать, быстро, хорошо работать, плохо работать, замолчать, пожелать удачи, ругать.
Ведущий: Предоставляется слово жюри.
Конкурс команд «Назови одним словом»
Ведущий: Капитан читает словосочетание, а любой участник команды называет его одним словом и указывает какой частью речи является это слово и первое слово в словосочетании, можно советоваться с командой.
- Храбрый человек
- Болтливый человек
- Ленивый человек
- Мудрый человек
- Богатый человек
- Сильный человек
Ключ к выполнению задания: храбрец, болтун, лентяй, мудрец, богач, силач.
Конкурс команд «Можем ли мы диктант писать на "4" и на "5"»
Ведущий: (Диктуется текст, а каждый участник команды пишет только по два слова и передаёт листок другому. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща проверяет его и отдаёт жюри.)
Диктант
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, участники КВН исполняют песню «Серьёзный разговор» (муз. Н. Прокудина, сл. О. Высотской).
Грамматика, грамматика —
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отравить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы —
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Ведущий: Предоставляется слово жюри.
Конкурс команд «Найди противоположное сочетание»
Ведущий: Найдите к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедините линией. Найдите глаголы и подчеркните.
1. Лясы точить. 1. Не покладая рук.
2. Держать ухо востро. 2. Держать язык за зубами.
3. Сидеть сложа руки. 3. Воды в рот набрать.
4. От рук отбился. 4. Ворон считать.
5. Во всю Ивановскую (кричать) 5. Своим горбом жить.
6. На чужой шее сидеть. 6. Держать в ежовых рукавицах.
Ключ к выполнению задания: 1-3; 2-4; 3-1; 4-6; 5-2; 6-5.
Конкурс болельщиков «Учимся писать стихи»
Ведущий: Вам предлагаются слова-рифмы, которые помогут сочинить четверостишие: щенка — пока, помогите — найдите.
Например:
У меня есть 3 щенка,
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите,
Клички для щенков найдите.
Конкурс капитанов «Подбери антонимы»
Ведущий: Называете по очереди и говорите какой частью речи является подобранное слово.
умный- тонкий- грязный-
ночь- кричать- утро-
стоять- жара- пришёл-
Ключ к выполнению задания: глупый, день, сидеть, толстый, молчать, холод, чистый, вечер, ушёл.
Конкурс команд «Кто в лесу живёт?»
Ведущий: По признакам узнать зверя. (по очереди) и сказать какой частью речи является это слово.
Косой, колючий, косолапый, сохатый, хитрая.
Ключ к выполнению задания: заяц, ёж, медведь, лось, лиса.
Ведущий: Подведём итоги и дадим слово жюри.
Награждение: команда победителей награждается гирляндой из шоколадок, а другая команда гирляндой из конфет.
Ведущий: А теперь все участники команд возьмутся за руки и споют песню о КВН на мелодию песни «Улыбка». В. Шаинского.
Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори.
Припев:
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить,
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить
Литература
- Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе. Составитель Н. А. Касаткина.
- Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. 1-4. Составители Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин.
- Олимпиадные задания. Русский язык в начальной школе. Составитель Г. Т. Дьячкова.