Цели урока:
- повторить, закрепить, обобщить знания об особенностях хозяйства России, его отраслевом составе;
- совершенствовать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся, умение слышать и слушать.
Тип урока: повторение материала в форме игры "Своя игра".
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Оборудование:
- учебник географии 9 класса "Россия: природа, население, хозяйство" В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой, атлас, презентация "Своя игра",
- стенная карта России,
- компьютер,
- проектор.
Ход урока
1. Организационный этап урока, целеполагание.
- Мы закончили изучение 1 главы учебника, посвящённой особенностям хозяйства России, его отраслевому составу. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
- Сформулируйте цели урока.
- Обобщать знания по теме "Хозяйство России" мы будем в форме игры "Своя игра". Предположите, какие темы вам будут предложены.
Учитель напоминает правила игры, в которой участвуют не отдельные ученики, а все учащиеся, объединённые в группы. Результаты будут фиксироваться на доске.
2. Обобщение знаний.
Проведение игры "Своя игра" в 5 группах по 5 человек (Приложение 1 - Презентация "Своя игра").
Предлагаемые задания (в игре цена вопросов - 100, 200, 300, 400, 500 баллов):
Тема "Общая характеристика хозяйства":
- Положение страны, которое ограничивает развитие многих отраслей, удорожает ведение хозяйственной деятельности (северное).
- Часть населения страны, которая способна работать (трудовые ресурсы).
- Это люди, занятые в хозяйстве, и те, кто хочет, но не может найти работу, т.е. безработные (экономически активное население).
- Все материально-вещественные ресурсы, многократно используемые в производстве для создания материальных и духовных ценностей (здания, транспортные средства, оборудование, скот :) (производственный капитал).
- На современном этапе развития России основную часть её богатства составляет (природно-ресурсный капитал или природные ресурсы).
Тема "Промышленность":
- Самый крупный промышленный комплекс по объёму производимой продукции - ТЭК - более 20%. Назовите его отраслевой состав (топливная промышленность, электроэнергетика, транспортировка).
- Зерноуборочные комбайны производят в районах выращивания зерна (Ростов-на- Дону, Красноярск), льноуборочные - в местах произрастания льна (Бежецк). Назовите фактор размещения этих предприятий (потребительский).
- Череповец, Старый Оскол, Липецк, Новокузнецк, Магнитогорск, Чусовой - это центры : (чёрной металлургии)
- Это один из крупнейших районов горно-химической промышленности. Здесь сосредоточено 100% общероссийской добычи этого полезного ископаемого, оно очень высокого качества. По размерам его добычи Россия уступает только Канаде. Назовите полезное ископаемое и центры его добычи (калийные соли, Соликамск и Березники Пермского края).
- Одной из общих проблем обрабатывающей промышленности является низкая доля современной продукции. Назовите другие проблемы (устаревшее оборудование, дефицит квалифицированных кадров).
Тема "АПК":
- Основная зерновая культура в России (пшеница).
- Они могут пастись на горных склонах, преодолевать большие расстояния, круглогодично находиться на пастбищах. Их часто разводят на землях, не пригодных для других отраслей сельского хозяйства. Назовите этих животных (овцы).
- На территории Пермского края преобладает молочное скотоводство. Почему? (наличие кормовой базы - зелёные сочные корма и силос).
- Почему машиностроение и химическая промышленность являются одним из звеньев АПК? (для с/х дают машины, оборудование, удобрения, средства защиты растений, :)
- Почему в России доля продуктов питания иностранного производства составляет более 40%, а доля импортной одежды - 75%? (недостаточный уровень развития сельского хозяйства, машиностроения, химической, текстильной промышленности, :).
Тема "Сфера услуг":
- Что является продукцией данной сферы? (услуги в качестве деятельности).
- Вам дали задание: определить грузооборот автомобильного транспорта. Какие данные для этого вы должны найти? (количество перевезённого груза и расстояние перевозк, эти данные перемножить).
- 16 декабря 2009 года был пущен новый скоростной экспресс (250 км/час) по маршруту Санкт-Петербург - Москва. Как он называется? (Сапсан)
- Летом мы решили совершить путешествие на теплоходе из Соликамска до северного порт Мурманск. Возможно ли это? (Да, Кама - Волга - Волго-Балтийский канал - Онежское озеро - Беломорско-Балтийский канал - Белое море - Баренцево море).
- Основой науки являются научные кадры. По числу занятых в науке Россия является одним из мировых лидеров. Какая проблема характерна для российских научных кадров и почему? ("старение", слабый приток молодёжи - снижение престижа профессии, низкая заработная плата)
Завершается игра обсуждением вопросов, предложенных в учебнике в рубрике "Вопросы для обсуждения" (каждая группа высказывает своё мнение):
- Какие меры можно предпринять, чтобы снизить отрицательные следствия северного положения России?
- Стоит ли при огромных запасах природных ресурсов России переходить от сырьевой к инновационной экономике?
- Какие качества россиян в первую очередь необходимо совершенствовать для улучшения человеческого капитала страны?
3. Подведение итогов игры, выставление оценок.
4. Домашнее задание: подготовиться к тестированию по теме "Хозяйство России".