"Движение и статика, прямые линии и организация пространства". Урок ИЗО в 8-м классе

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями6 динамика, статика, ритм, видами композиций, доминанта в композиции.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
  • Воспитательные: воспитание интереса к искусству

Оснащение урока:

1. Компьютерный класс

2. Мультимедиапроектор

3. Выставка полиграфической продукции

План урока:

1. Организационный момент

2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением

3. Выполнение самостоятельной работы с использованием компьютера

4. Подведение итогов урока

Организационный момент

Вступление.

Слайд 1. Приложение 1.

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с таким понятие как "Дизайн" и зачем нужно изучать основы дизайна.

Что является основой любого художественного произведения?

(Ответ: композиция)

Какова основная композиционная задача художника?

(Ответ: достичь гармонии- согласованности и упорядочности всех элементов произведения)

Что вы знаете о симметрии и асимметрии?

(Ответ: Симметрия - это когда изображения находящиеся слева и справ от оси идентичны. Асимметрия создает композиционный эффект и изобразительный конфликт, так как элементы не идентичны друг другу по разным параметрам ( размер, расположение)

Посмотрите на изображения и ответьте на вопрос, чем отличаются данные композиции?

(Ответ: В первой композиции элементы находятся в состоянии покоя, а во второй ощущается движение)

Постановка проблемы: Какие приемы использовали художники для решения своих задач при изображении состояний покоя или движения?

Ход урока

Слайд 2

Сегодня мы попробуем разобраться с такими понятиями как статика и динамика, как передать в композиции движение, какие приемы используют художники для этого. Сегодня мы рассмотрим две темы - они выделены цветом.

1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции

2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие

3. Движение и статика

4. Прямые линии и организация пространства

5. Цвет - элемент композиционного пространства

Слайд 3.

Давайте рассмотрим композицию, представленную на слайде. Это известное произведение А.Рублева "Троица"

Что вы можете сказать об этой композиции? Какую фигуру образует данная композиция?

Ответ: Данная композиция образует круг, фигуры смотрят в центр картины, они неподвижны.

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого художники прибегают к замкнутой композиции, в которой основные направления линий стягиваются к центру.

Необходимое решение дает построение композиции по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии.

Слайд 4.

При изображении большого простора, панорамы не следует с боков ограничивать какими-либо элементами.

Такой тип композиции называется открытым.

Слайд 5.

Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые.

С помощью композиционных средств можно передать события, имеющие протяженность во времени, т.е. происходящие одно за другим, таким приемом пользовались иконописцы. Наряду с общими закономерностями композиции каждый вид искусства имеет свою специфику. В композиции важно все- масса предметов, их зрительный "вес", размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, формат и многое другое.

У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Знание закономерностей композиции поможет нам сделать свои работы более выразительными.

Выделяют следующие композиционные правила:

  • передача движения ( инамика)
  • передача покоя (статика)
  • золотого сечения (одной трети)

К приемам композиции относится:

  • передача ритма,
  • передача симметрии и асимметрии
  • равновесие частей композиции
  • выделение сюжетно-композиционного центра

Средства композиции включают:

  • Формат, пространство, композиционный центр, равновесие, Динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.
  • Средства композиции - это все, что нужно для ее создания

Слайд 6.

Ритм - универсальное природное свойство, которое присутствуют во многих явлениях действительности. Ритм всегда подразумевает движение.

Назовите примеры, связанные с ритмом из мира природы?

(Ответ: Движение планет в космосе, ритм трав, деревьев и т.д.)

Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Слайд 7.

Ритм в жизни и в искусстве - это не одно и тоже. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, живое разнообразие.

В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета, может строиться на контрасте объемов, на чередовании одинаковых элементов композиции.

Слайд 8.

Какими же средствами можно передать динамику сюжета? Рассмотрим некоторые из этих средств.

Правила передачи движения:

  • Использование на картине одной или нескольких диагональных линий
  • -оставить свободное пространство перед движущимся объектом
  • -выбирать определенный момент движения, наиболее ярко отражающий характер движения, который является кульминацией движения

Слайд 9.

Если есть правила передачи движения, значит есть правила, помогающие художнику передать состояния покоя .

Правила передачи покоя:

  • отсутствие диагонального направления
  • отсутствие перед движущимся объектом свободного пространства
  • изображение объектов в спокойных ( статичных) позах, отсутствие кульминации действия
  • композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы ( треугольник, круг, овал , квадрат, прямоугольник), т.е. является статичными

Слайд 10.

Рассмотрите картину и определите ,какое состояние художник изобразил? По каким признакам можно определить состояние, изображенное на данной картине?

(Ответ: на первом изображении используется диагональ, свободное пространство по направлению движения и бегущий мальчик подчеркивает ощущение движения.

На картине Кустодиева , не смотря на диагональное направление, нет ощущения движения, так как сани стоят неподвижно, свободное пространство перед лошадью перегораживает дерево, композиция уравновешенная)

Слайд 11

Рассмотрите картину и определите ,какое состояние художник изобразил? По каким признакам можно определить состояние , изображенное на данной картине?

(Ответ: Во всех произведениях присутствует ощущение движения, переданное художником за счет диагонального направления и свободного места перед движущимся элементом)

Слайд 12.

Физкультминутка

Слайд 13.

Рассмотрим примеры создания динамичной и статичной композиции

Расположение прямоугольника рождает ощущение движения. А добавление дополнительного элемента усиливает это движение или останавливает его.

Слайд 14.

Замкнутая или открытая композиции

Гармония в композиции достигается не только формой композиционных элементов и характером их расположения, но и балансом черно-белых масс, чередованием сгущенности пятен и их разряженности, так как композиция состоит не только из изобразительных элементов, но и из пространства между ними,

Сгущенность и разреженность элементов рождают ритм композиции

Слайд 15.

В работах многих художников нет изображения реальных предметов, но они интересны выразительностью своей композиции.

Слайд 16.

Доминанта - элемент, создающий пластический конфликт

Доминанта - это центр внимания в композиции.

Доминанта не всегда может быть самым крупным элементом.

Слайд 17.

Задание 1.

Создайте из трех, пяти и более разновеликих прямоугольников :

А) фронтальную композицию

Б)глубинную композицию

Многофигурные композиции должны быть ритмически организованы, а их элементы разнообразны по размерам и расположению.

Работы можно выполнить как на белом, так и на черном фоне.

Задание 2.

Создайте многофигурную композицию и путем сгущенности или разряженности кругов и точек при условии их диманического равновесия, добейтесь зрительной гармонии в композиции.

Слайд 18

Примеры выполнения задания

Слайд 19

Прямые линии и организация пространства

Среди элементов плоскостной композиции важное место занимают линии. Сочетание различных прямоугольников и линий придает композиции большее разнообразие и зрелищность

Слайд 20.

Среди элементов плоскостной композиции важное место занимают линии. Сочетание различных прямоугольников и линий придает композиции большее разнообразие и зрелищность.

Прямая линия- простой выразительный элемент, делит плоскость на части и одновременно усиливает взаимосвязь всех элементов композиции, влияет на ритмическое построение композиции, определяют движение и экспрессию всего изображения.

Слайд 21

РОЛЬ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

  1. Линия делит композицию на части
  2. Линия помогает объединить элементы или части плоскости в их изобразительное целое.
  3. Линии, своей направленностью, сгущенностью, пересечениями определяют движение и экспрессию всего изображения.
  4. Линии влияют на ритмическое построение композиции

Слайд 22

Линия изображенная от края до края листа делает композицию открытой

Различная толщина и длина линий создает ощущений движения и ритма

Слайд 23

Примеры работ

Слайд 24.

Задание 3.

Создайте композицию с использованием линий и путем расположения и взаимным пересечением 3-4 линий разной толщины добейтесь гармоничного членения пространства (используйте линии навылет)

Задание 4.

Создайте композицию из 2-3 прямоугольников и 3-4 прямых линий, которые своим расположением связывают элементы в единое композиционное целое.

Создайте:

А) фронтальную композицию

Б) глубинную композицию

Задание 5.

Из произвольного количества элементов сделайте интересную композицию, ритмически расположив элементы на плоскости, добейтесь эмоционально-образного впечатления :

А) полета

Б)сужения

В) замедления и т.д.

Подведение итогов урока.

  • С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
  • Каким приемам мы научились для передачи движения и покоя?
  • Как вы оцениваете свои работы и работы свои друзей?

Просмотр работ и анализ.

Список литературы.

1. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. "Титул", 1993г.

2. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, "Просвещение", 2008г.