Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями6 динамика, статика, ритм, видами композиций, доминанта в композиции.
- Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
- Воспитательные: воспитание интереса к искусству
Оснащение урока:
1. Компьютерный класс
2. Мультимедиапроектор
3. Выставка полиграфической продукции
План урока:
1. Организационный момент
2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением
3. Выполнение самостоятельной работы с использованием компьютера
4. Подведение итогов урока
Организационный момент
Вступление.
Слайд 1. Приложение 1.
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с таким понятие как "Дизайн" и зачем нужно изучать основы дизайна.
Что является основой любого художественного произведения?
(Ответ: композиция)
Какова основная композиционная задача художника?
(Ответ: достичь гармонии- согласованности и упорядочности всех элементов произведения)
Что вы знаете о симметрии и асимметрии?
(Ответ: Симметрия - это когда изображения находящиеся слева и справ от оси идентичны. Асимметрия создает композиционный эффект и изобразительный конфликт, так как элементы не идентичны друг другу по разным параметрам ( размер, расположение)
Посмотрите на изображения и ответьте на вопрос, чем отличаются данные композиции?
(Ответ: В первой композиции элементы находятся в состоянии покоя, а во второй ощущается движение)
Постановка проблемы: Какие приемы использовали художники для решения своих задач при изображении состояний покоя или движения?
Ход урока
Слайд 2
Сегодня мы попробуем разобраться с такими понятиями как статика и динамика, как передать в композиции движение, какие приемы используют художники для этого. Сегодня мы рассмотрим две темы - они выделены цветом.
1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие
3. Движение и статика
4. Прямые линии и организация пространства
5. Цвет - элемент композиционного пространства
Слайд 3.
Давайте рассмотрим композицию, представленную на слайде. Это известное произведение А.Рублева "Троица"
Что вы можете сказать об этой композиции? Какую фигуру образует данная композиция?
Ответ: Данная композиция образует круг, фигуры смотрят в центр картины, они неподвижны.
Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого художники прибегают к замкнутой композиции, в которой основные направления линий стягиваются к центру.
Необходимое решение дает построение композиции по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии.
Слайд 4.
При изображении большого простора, панорамы не следует с боков ограничивать какими-либо элементами.
Такой тип композиции называется открытым.
Слайд 5.
Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые.
С помощью композиционных средств можно передать события, имеющие протяженность во времени, т.е. происходящие одно за другим, таким приемом пользовались иконописцы. Наряду с общими закономерностями композиции каждый вид искусства имеет свою специфику. В композиции важно все- масса предметов, их зрительный "вес", размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, формат и многое другое.
У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Знание закономерностей композиции поможет нам сделать свои работы более выразительными.
Выделяют следующие композиционные правила:
- передача движения ( инамика)
- передача покоя (статика)
- золотого сечения (одной трети)
К приемам композиции относится:
- передача ритма,
- передача симметрии и асимметрии
- равновесие частей композиции
- выделение сюжетно-композиционного центра
Средства композиции включают:
- Формат, пространство, композиционный центр, равновесие, Динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.
- Средства композиции - это все, что нужно для ее создания
Слайд 6.
Ритм - универсальное природное свойство, которое присутствуют во многих явлениях действительности. Ритм всегда подразумевает движение.
Назовите примеры, связанные с ритмом из мира природы?
(Ответ: Движение планет в космосе, ритм трав, деревьев и т.д.)
Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Слайд 7.
Ритм в жизни и в искусстве - это не одно и тоже. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, живое разнообразие.
В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета, может строиться на контрасте объемов, на чередовании одинаковых элементов композиции.
Слайд 8.
Какими же средствами можно передать динамику сюжета? Рассмотрим некоторые из этих средств.
Правила передачи движения:
- Использование на картине одной или нескольких диагональных линий
- -оставить свободное пространство перед движущимся объектом
- -выбирать определенный момент движения, наиболее ярко отражающий характер движения, который является кульминацией движения
Слайд 9.
Если есть правила передачи движения, значит есть правила, помогающие художнику передать состояния покоя .
Правила передачи покоя:
- отсутствие диагонального направления
- отсутствие перед движущимся объектом свободного пространства
- изображение объектов в спокойных ( статичных) позах, отсутствие кульминации действия
- композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы ( треугольник, круг, овал , квадрат, прямоугольник), т.е. является статичными
Слайд 10.
Рассмотрите картину и определите ,какое состояние художник изобразил? По каким признакам можно определить состояние, изображенное на данной картине?
(Ответ: на первом изображении используется диагональ, свободное пространство по направлению движения и бегущий мальчик подчеркивает ощущение движения.
На картине Кустодиева , не смотря на диагональное направление, нет ощущения движения, так как сани стоят неподвижно, свободное пространство перед лошадью перегораживает дерево, композиция уравновешенная)
Слайд 11
Рассмотрите картину и определите ,какое состояние художник изобразил? По каким признакам можно определить состояние , изображенное на данной картине?
(Ответ: Во всех произведениях присутствует ощущение движения, переданное художником за счет диагонального направления и свободного места перед движущимся элементом)
Слайд 12.
Физкультминутка
Слайд 13.
Рассмотрим примеры создания динамичной и статичной композиции
Расположение прямоугольника рождает ощущение движения. А добавление дополнительного элемента усиливает это движение или останавливает его.
Слайд 14.
Замкнутая или открытая композиции
Гармония в композиции достигается не только формой композиционных элементов и характером их расположения, но и балансом черно-белых масс, чередованием сгущенности пятен и их разряженности, так как композиция состоит не только из изобразительных элементов, но и из пространства между ними,
Сгущенность и разреженность элементов рождают ритм композиции
Слайд 15.
В работах многих художников нет изображения реальных предметов, но они интересны выразительностью своей композиции.
Слайд 16.
Доминанта - элемент, создающий пластический конфликт
Доминанта - это центр внимания в композиции.
Доминанта не всегда может быть самым крупным элементом.
Слайд 17.
Задание 1.
Создайте из трех, пяти и более разновеликих прямоугольников :
А) фронтальную композицию
Б)глубинную композицию
Многофигурные композиции должны быть ритмически организованы, а их элементы разнообразны по размерам и расположению.
Работы можно выполнить как на белом, так и на черном фоне.
Задание 2.
Создайте многофигурную композицию и путем сгущенности или разряженности кругов и точек при условии их диманического равновесия, добейтесь зрительной гармонии в композиции.
Слайд 18
Примеры выполнения задания
Слайд 19
Прямые линии и организация пространства
Среди элементов плоскостной композиции важное место занимают линии. Сочетание различных прямоугольников и линий придает композиции большее разнообразие и зрелищность
Слайд 20.
Среди элементов плоскостной композиции важное место занимают линии. Сочетание различных прямоугольников и линий придает композиции большее разнообразие и зрелищность.
Прямая линия- простой выразительный элемент, делит плоскость на части и одновременно усиливает взаимосвязь всех элементов композиции, влияет на ритмическое построение композиции, определяют движение и экспрессию всего изображения.
Слайд 21
РОЛЬ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ
- Линия делит композицию на части
- Линия помогает объединить элементы или части плоскости в их изобразительное целое.
- Линии, своей направленностью, сгущенностью, пересечениями определяют движение и экспрессию всего изображения.
- Линии влияют на ритмическое построение композиции
Слайд 22
Линия изображенная от края до края листа делает композицию открытой
Различная толщина и длина линий создает ощущений движения и ритма
Слайд 23
Примеры работ
Слайд 24.
Задание 3.
Создайте композицию с использованием линий и путем расположения и взаимным пересечением 3-4 линий разной толщины добейтесь гармоничного членения пространства (используйте линии навылет)
Задание 4.
Создайте композицию из 2-3 прямоугольников и 3-4 прямых линий, которые своим расположением связывают элементы в единое композиционное целое.
Создайте:
А) фронтальную композицию
Б) глубинную композицию
Задание 5.
Из произвольного количества элементов сделайте интересную композицию, ритмически расположив элементы на плоскости, добейтесь эмоционально-образного впечатления :
А) полета
Б)сужения
В) замедления и т.д.
Подведение итогов урока.
- С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
- Каким приемам мы научились для передачи движения и покоя?
- Как вы оцениваете свои работы и работы свои друзей?
Просмотр работ и анализ.
Список литературы.
1. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. "Титул", 1993г.
2. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, "Просвещение", 2008г.