Игра-занятие по развитию связной речи у детей с ЗПР: пересказ сказки В.Бианки "Как муравьишка домой спешил" с использованием видеоматериала

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: обучение рассказыванию сказки с использованием видеоматериала и предметных картинок.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • учить составлять  простые распространенные и сложные предложения;
    • закрепить знания детей по теме «Насекомые»;
    • совершенствовать умение отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи;
    • продолжать учить коллективному пересказу произведений.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитывать любовь и умение видеть красоту природы;
    • воспитывать интерес к произведениям русских писателей;
    • закреплять у ребят представление о взаимопомощи, доброте;
    • воспитывать уважительное отношение друг к другу;
    • продолжить формирование умения работать группой.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать словесно-логическое мышление;
    • развивать слуховое восприятие;
    • развивать зрительную память;
    • развивать общую моторику.

Предварительная работа:

Изучение лексической темы «Насекомые» с учителем-логопедом и воспитателями.
Чтение сказки  В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»  с воспитателями на группе.
Рисование насекомых с  воспитателями.
Наблюдения на прогулках за насекомыми в природе.

Оборудование:

  • Мультфильм «Путешествие муравья» реж. Э. Назаров
  • Предметные картинки с изображением: паука-сенокосца, муравья, землемера, жужелицы, жучка-блошачка, майского жука, гусеницы-листовертки, кузнечика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать учиться пересказывать, но сначала давайте отгадаем загадки.

Ползет сороконожка
По узенькой дорожке
Листочками питается
В бабочку превращается. (Гусеница)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Не зверь не птица,
А нос – как спица. (Комар)

Возле елок из иголок
Летним днем построен дом.
За травой не виден он,
А жильцов в нем – миллион. (Муравейник)

Наплетет, наплетет
Сядет и добычу ждет. (Паук)

Готовит лакомство,
Хотя не повариха,
Иголку носит при себе,
А не портниха. (Пчела)

У кого вся спинка в точках?
Кто пасется на листочках?
Кого мы просим
Подняться в небо
И принести на оттуда хлеба? (Божья коровка)

Логопед: Ну, молодцы, отгадали все загадки, а про кого были наши загадки? (Про насекомых)
– Хорошо,  а теперь давайте теперь сядем на стульчики и посмотрим на нашем компьютере сказку. Сказка называется «Как муравьишка домой спешил».

II. Просмотр сказки на компьютере

III. Беседа по сказке

Логопед: Ребята, мы с вами посмотрели знакомую сказку.
– Как называется сказка? ( Как муравьишка домой спешил)
– Кто написал эту сказку? ( В. Бианки)
– Кто главный герой сказки? (муравей)
– Что случилось с муравьем? (варианты детей)
– Как же он вернулся домой? (ему помогали насекомые)
– Давайте вспомним и назовем тех,  кто ему помог вернуться домой? (Пперечисление всех помощников)
– Что можно сказать про насекомых-помощников? (Варианты детей)
– Как закончилась сказка про муравьишку? (он вернулся домой)
– Давайте подумаем и опишем нашего муравья. Какой он?  (варианты детей)

IV. Игры с картинками

Логопед: А теперь давайте поиграем. Вставайте со стульев и подходите к нашему сказочному мольберту.

Игра «Четвертый лишний».  На мольберте находятся  4 предметные картинки, на которых изображены насекомые летающие и нелетающие.

Логопед: Ребята, мы видим с вами насекомых, но одно из них здесь лишнее. Найдите какое, и объясните свой выбор.

Игра «Кого не стало?»

Логопед: Замечательно, а теперь внимательно посмотрите на картинки и запомните их. Закрывайте глаза (в это время логопед убирает одну картинку).
А теперь открывайте и скажите мне,  какое насекомое убежало? (ответы детей)

Игра «Назови ласково»

Логопед: Ребята, вставайте в круг. Сейчас я буду бросать вам мяч, и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.

Жук – жучок
Муравей – муравьишка
Гусеница – гусеничка
Паук – паучок
Пчела – пчелка
Муха – мушка
Комар – комарик
Стрекоза – стрекозка
Паутина – паутинка
Крылья – крылышки
Голова – головка
Усы – усики

и Молодцы, замечательно справились с заданием. А теперь, давайте подойдем к столу и посмотрим на героев нашей сказки.

Игра  «Кто не подходит?»

На столе лежат картинки с изображениями насекомых. Детям предлагается найти насекомое, которого не было в сказке. Например, бабочка, и объяснить свой выбор.

Логопед: Превосходно. А теперь давайте выстроим их по тому порядку, по которому они были в сказке (на доске  выставляются картинки с насекомыми в хронологии появления их в сказке). Молодцы. Давайте снова посмотрим нашу сказку.

V. Повторный просмотр сказки с установкой на запоминание и пересказ

Логопед: Ребята, вот пока мы с вами смотрели сказку, к нам пришел в гости ежик Иголкин, и ему очень хочется узнать, о чем была сказка (предъявляется игрушка-ежик). А давайте мы расскажем ему эту сказку?

Рассказывание сказки детьми по цепочке с опорой на предметные картинки.

VI. Итог

Логопед: Молодцы, вы так замечательно и подробно рассказали ежику Иголкину сказку,  что он решил вас отблагодарить за это. (Детям раздаются сюрпризы)