Цели:
- направить внимание учащихся на обобщение и систематизацию знаний о причастии;
- продолжить формирование орфографических и пунктуационных навыков;
- углубить умения и навыки по использованию в устной и письменной речи причастий и причастных оборотов, по предупреждению грамматических ошибок;
- развивать умения обобщать и сравнивать; воспитывать уважительное отношение к партнеру, аккуратность, честность.
Оборудование: интерактивная доска, словари, фотографии и рисунки о природе, раздаточный материал, ватман, фломастеры, карандаши.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Учебно-воспитательная задача: обеспечить переход к практической деятельности.
Учитель. Задача нашего урока — обобщить знания о причастиях, подготовиться к контрольной работе. Наш урок необычен. Мы будем работать в группах над изданием детской газеты. (Дети предварительно поделены на смешанные группы. Учитель знакомит детей с ходом урока.)
План работы:
- каждой группе необходимо подготовить стенную газету;
- жюри определит победителей;
- само- и взаимооценка;
- подведение итогов урока.
Памятка 1 (по организации работы в группе).
Уважаемые ребята, не забывайте, что главное в деле — дружба. Умейте помочь товарищу, поддержать при необходимости, высказать свое мнение, прислушаться к мнению одноклассников. Успехов вам, дорогие ребята!
- Выберите редактора вашей газеты. Редактор осуществляет руководство группой.
- Редактор назначает (выбирает) корректора, журналистов, художника.
- Редактор распределяет обязанности в группе.
- Группа определяет цель.
- Приступайте к работе.
Памятка 2.
- Газета должна иметь название.
- Материалы статей должны быть интересны читателям.
- Писать в газете необходимо грамотно и разборчиво.
- Не забудьте оставить свой адрес.
2. Систематизация и обобщение знаний
Учебно-воспитательная задача: в ходе создания проекта учащиеся систематизируют знания по теме, отрабатывают навыки работы с текстом. Учитель координирует деятельность групп, создает условия для самореализации ученика. Все выполняемые задания необходимо помещать в газету.
Задание 1.
Повторите трудные случаи написания причастий. Слушайте ответ одноклассника внимательно, дополните, если отвечающий не рассказал главное. Задайте вопросы, если вы что-то не поняли. Создайте кластер.
Задание 2.
Друзья! Вам необходимо пройти лабиринт.
Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит
таблицу.
Где н? | Где нн? | Не- слитно? | Не- раздельно? |
1. Собран(нн)ый урожай. 2. Кошен(нн)ый по росе. 3. Мочён(нн)ое яблоко. 4. Поляна освещен(нн)ая. |
1. Ломан(нн)ые прутья. 2. Книга прочитан(нн)а. 3. Просеян(нн)ая мука. 4. Вязан(нн)ая кофта. |
1. (Не)улетающие синицы. 2. (Не)улетающие осенью птицы. 3. Деревья (не)посажены. 4. Никем (не)замеченные следы. |
1. (Не)доумевающий взгляд. 2. (Не)кошеная садовником трава. 3. (Не)кипячёная вода. 4. (Не)навидящий ложь. |
Задание 3.
Озаглавьте статью, вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки, расставьте недостающие знаки
препинания, допишите несколько предложений,
ответив на вопросы: Какие вы знаете весенние
цветы? (Нарциссы, ландыши, анютины глазки)
Какие цветы издают аромат? Какие цветы вы любите
больше всего? Почему? К какому стилю относится
данный текст? Назовите тип речи.
Какие изобразительные средства представлены в
данном отрывке?
Поместите фотографию или рисунок.
Знаете ли вы цветы появляюшиеся в лесу ран(нн)ей весной? Вот на открытой п…лянке цветёт гусин(нн)ый лук. Хорошо видны среди кустарников нежно-лиловые цветы-хохлатки.
Возле ручья р…стёт никем (не)замеч…нная целая семья ж…лтых цветов мать-и-мачехи.
Под сводами д…ревьев струит(ть)ся чудес…ный аромат- это цветёт белый душ…стый колокольчик-ландыш.
Задание 4
1. Поместите в газету интервью журналиста на тему: "Нужно ли соблюдать произносительную норму в речи?" (Не забудьте, речь должна идти о причастиях.)
2. Восстановите стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога».
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд … на речке студеной,
Словно как … сахар лежитОколо леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат как ковер...
Задание 5
Ребята, вам пришло письмо.
Дорогие друзья! Здравствуйте! Пишет вам Вася
Шустрик.
Помогите, я забыл некоторые правила образования
причастий.
Искренне благодарю за помощь.
Вася
Замените выделенные слова причастиями.
1. Увидел я кудрявый лес, который дышал весенней
прохладой.
2. Ландыши, которые уже распустились, издавали
тонкий, нежный аромат весны.
3. Впереди нас были темно-синие вершины гор, которые
покрылись снегом.
4. Около купальни, которая строилась под
зелёными ветвями ивняка, барахтался в воде
плотник Герасим.
Задание 6.
В предложении допущены грамматические ошибки. Запишите правильно в рубрику "Говорите правильно".
Восьмилетний Вася написал письмо своему учителю и подписался: «Любимый и уважаемый Ваш ученик В.Петров». Все стали смеяться над ним и шутить. Почему подпись вызвала смех окружающих? В какой форме надо было употребить причастие? Как должен подписаться ученик? Запишите. Аргументируйте.
Задание7.
Ребята, дома вы должны были написать сочинение
на одну из предложенных тем: "Веселый случай на
уроке", "Мой друг", "Любимый уголок".
Для придания образности речи необходимо было
использовать причастия. Лучшее сочинение
поместите в газету.
Задание 8.
Вам необходимо представить газету жюри, защитить ваш проект. Оцените объем и качество выполненной вами работы, отметки занесите в протокол. Проведите обсуждение отметки каждого участника в группе, выставьте в протокол.
III. Итог урока
Цели: определить степень участия каждого
ученика, дифференцировать домашнее задание.
Учить самооценке ученика на уроке.
Оценка знаний, полученных на уроке с помощью
рефлексивных карточек.
1. Хорошо знаю тему и могу помочь другим. | Оценка за урок |
|
2. Нуждаюсь в помощи, так как многого не понимаю. | ||
3. Мне нужно самому разобраться в данной теме, я недостаточно работал над ней |
Дорогие ребята, редакция благодарит вас за работу.
Домашнее задание
1-й уровень. Повторить правила,
подготовиться к контрольной работе.
2-й уровень. Повторить правила, составить
словарный диктант по теме "Трудные случаи
написания причастий".
3-й уровень.Сделать проектную работу в
электронном варианте по теме: «Причастие»
(Жюри подводит итоги. Лучшие газе ты помещаются в классном уголке.)
Учитель. Какое задание было самым интересным? Определите самое трудное задание, отметьте его номер. С каким настроением вы уходите урок?