Развитие у детей дошкольного возраста восприятия основных свойств предметов через игровую деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


Работая 14 лет в детском саду, я заметила,  что  порой некоторые родители, стремятся дать своему ребёнку знания, к освоению которых он ещё не готов. Но большая часть детей имеет пробелы в умении различать и называть свойства предметов такие как, цвет, форма и величина.

Ориентируясь на решение данной проблемы, поставила перед собой следующую цель – развитие у детей дошкольного возраста восприятия основных свойств предметов таких как: величина, форма и цвет, через рациональный подбор различных видов игровой деятельности.

Проанализировав содержание и требования программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, результаты диагностического обследования особенностей восприятия детей моей группы, я пришла к следующему выводу, чтобы развитие восприятия у детей проходило полноценно, необходима ежедневная целенаправленная работа по сенсорному воспитанию детей.

Свою работу начала с обогащения развивающего пространства в группе, для самостоятельной сенсорной деятельности детей, подобрала и изготовила своими руками различные дидактические игры, пособия и раздаточный материал для занятий. Прежде всего, было необходимо обучить детей действиям с предметами, не любыми, а  такими, которые помогали обнаружить основные свойства предмета, его назначение, особенности. Действуя с предметами, дети использовали метод проб и ошибок или поисковый метод, который основан на том, что ребёнок фиксирует правильные действия и отбрасывает ошибочные варианты и больше к ним не возвращается.

Для правильного определения величины использовала следующие приёмы: подбор одинаковых величин по образцу; различие между предметами по величине путём  прикладывания и наложения, расположение по возрастающей и   убывающей величине; закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «широкий», «узкий», и др.; сопоставление частей и деталей предмета по величине. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс восприятия различных параметров величины в игровой форме обучала детей следующим практическим действиям: наложение, прикладывание, ощупывание, измерение, группировка деталей по одинаковому признаку. Ставила перед детьми определённую задачу. Например, к ребятам за помощью пришли медведь и мышонок, они просили детей помочь в строительстве новых домиков, так как старые сломал сильный ветер. В процессе сравнения строительного материала дети отбирали детали разной величины, после чего строили большой дом для медведя и маленький для мышки. При восприятии каждого параметра (длины, ширины, высоты и толщины) дети осуществляли аналогичные действия, которые сначала выполняли с реальными предметами, затем с геометрическими фигурами.

Игры и упражнения на восприятие величины проводила параллельно с играми на восприятие формы для того, чтобы дети овладевали способом проб на разном материале. Для этого учила детей следующим практическим действиям, которые помогли им воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия как: наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование.

На одном из занятий мы разделились на две команды «Кубики» и «Шарики» и устроили соревнование «Кто быстрее построит башню?», одна команда должна была построить башню из кубов, а другая из шаров. Сама была участницей в команде «Шарики», вместе с детьми пыталась справиться с проблемной ситуацией, но наша башня естественно раскатывалась в разные стороны, потом предложила командам поменяться. В ходе выполнения игрового задания с целью активизации самостоятельных наблюдений детям задала ряд вопросов: «Почему башню из кубов построить легче?» и т.д. После чего у детей возникла потребность в обследовании и сравнении свойств предметов, а далее был сделан совместный вывод о свойствах куба и шара. Такие игры всегда проходили эмоционально, насыщенно, они всегда интересны и привлекательны для детей. Дети научились проявлять самостоятельность в рассматривании предметов, выделении их свойств, стремились поделиться своими впечатлениями с товарищами и взрослыми. Полученные детьми знания закрепляла при помощи различных игр, игровых упражнений таких как: «Кто, в каком домике живёт?», «Кто выше?», «Собери пирамидки – высокую и низкую»,  «Строим башни», «Три матрёшки», «Построим куклам лесенку», «Собираем урожай».

После освоения практических действий дети научились отбирать фигуры по образцу, выполнять действия сопоставления с помощью таких операций, как группировка форм, прикладывание, наложение. Эти операции закрепляла при выкладывании геометрической мозаики, конструировании по образцу, аппликации и подвижных играх таких как: «Где, чей дом?», «Машины в гараж», «Найди пару», где детям было необходимо сравнить свою фигуру с эталоном – геометрическими фигурами на домиках, гаражах и найти товарища с такой же фигуркой. Развивала и закрепляла представления детей о геометрических формах с помощью следующих дидактических игр: «Подбери фигуру», «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото».

Когда ребята овладели операциями по обследованию предметов в целом, мы перешли к этапу обследования отличительных деталей формы (углы, длину сторон). Это позволило воспринимать форму по её отличительным признакам, что привело к лучшему запоминанию названий форм. Дети различали предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Для этого мы прикладывали предметы друг к другу, выбирали и группировали их по групповому признаку.

Когда два цвета вплотную прилегали друг к другу, дети видели одинаковые они или разные. При этом ещё не все дети владели восприятием цвета, не видели, что оба предмета красные или один из них красный, а другой жёлтый, но могли сказать, что цвета одинаковые или разные.

Дальше перешли к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета, а затем и к усвоению названий цветов. Когда дети освоили отбор цвета по образцу, у них сформировались эталоны основных цветов, с которыми они начали сравнивать воспринимаемые предметы. Полученные знания закрепляла и развивала при помощи следующих игр таких как: «Лото-цвет», «Найди свою пару», «Разноцветные прищепки», «Красивые бусы».

Всю работу строила, сочетая обучающие и игровые цели. В повседневной и специально организованной игровой деятельности продолжала работу по развитию представлений у детей о форме, величине и цвете предметов. Во время игры или выполнения задания задавала детям вопросы проблемного характера, побуждая каждого ребёнка пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как он делал: «Чей домик выше, ниже, почему?», «Почему через одни ворота машина проходит, а через другие нет?».

В сюжетно-ролевых играх продолжала активизировать познавательный интерес, учить детей применять свои знания в жизненных ситуациях. Так в игре «Магазин одежды» девочки учились подбирать своим покупательницам-куклам одежду и обувь  подходящего размера. В игре «Строители» мальчики строили различные по величине крепости, дворцы, одноэтажные и многоэтажные дома, длинные и короткие дороги.

Для закрепления полученных знаний играла с детьми в различные игры, такие как: «Геометрическое лото», «Найди предмет такой же формы», «Ну, погоди!», где герои хорошо знакомого детям мультфильма волк и заяц  добираются до финиша по геометрической дорожке. Параллельно в играх «Раскрась картинки», «Весёлое путешествие», «Лото-цвет» закрепляла и развивала знания детей о цвете.
Мы отправлялись в путешествия, преодолевая различные трудности: широкие реки, узкие ручейки, высокие горы, чтобы продолжить путь, выполняли различные задания, выкладывали сериационные ряды: «От короткого – к длинному», «От тонкого – к толстому», строили мост, чтобы перебраться через реку. Ходили в гости к уже знакомым фигурам  – кругу, квадрату и треугольнику, где они знакомили детей со своими братишками – прямоугольником и овалом.

Дети научились: называть отличительные признаки предметов – цвет, форму, величину, раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания, различать геометрические фигуры и называть их характерные отличия, находить в окружающей обстановке предметы по заданному признаку.

На следующем этапе я продолжила развивать умения детей устанавливать размерные соотношения уже между 5-10 предметами разной величины, путём приложения и наложения, отражать в речи отношения между предметами: «Красная полоска – самая длинная, синяя – уже, зелёная – ещё уже, но зелёная шире жёлтой, а жёлтая уже всех полосок». Упражняла детей в определении величины предметов визуально (на глаз).  Познакомила детей с новым понятием – «четырёхугольник», подвела к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника. При помощи игр загадок – «Найди предмет и расскажи», «Что бывает такой формы?»  развивала умение детей находить в окружающей обстановке предметы с определёнными свойствами, это позволяло развивать умение детей анализировать свойства окружающих нас предметов.

Дети с удовольствием выполняли задания на анализ предметов, расчленяя его на составные элементы – «Опиши предмет», «Угадайте, о каком предмете я рассказала?». При помощи опорной схемы дети научились давать последовательное словесное описание предметов и узнавать их по словесному описанию. Сначала ребёнок рассказывает, каким цветом предмет, затем какой формы, величины, далее из чего сделан (железо, пластмасса, дерево и др.), из каких основных частей состоит и как можно действовать с этим предметом. Ребята научились активно использовать в речи названия свойств и признаков предметов. При помощи таких заданий у детей развивалось не только восприятие, но и мышление, память, внимание, речь, обогатился словарный запас, они стали более самостоятельными, инициативными.

За процессом обследования предмета создавали его образ в рисунке, лепке, аппликации и конструировании. После чего у нас получались целые выставки работ на определённую тематику. Например: «Геометрические картины», где каждая картина состояла только из определённых геометрических фигур, из треугольников, овалов или др.; «Ах, этот разноцветный мир!», где каждый ребёнок представлял себя частичкой радуги и рисовал свой мир одним выбранным цветом; «Большие и маленькие» – из пластилина дети создавали фигуры людей – взрослого и ребёнка, животных, предметов разной величины.

Чтобы сформировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте зимой провела несколько занятий, на которых мы красили воду. Дети выбирали гуашь любого цвета и получали несколько баночек с водой, в результате получали светлые и тёмные оттенки воды. Потом мы переливали разноцветную воду в формочки, замораживали на улице и использовали цветные льдинки для украшения снежных построек на своём участке.

В ходе повседневной игровой деятельности, в зависимости от ситуации,  ребёнку давала какое-либо конкретное задание, задавала вопросы. Например, «Расставь карандаши по цвету в стаканчики», «Дай мне синий мяч», «Разложи фигуры по цвету», «У какой куклы шарфик шире, длиннее?», «Найди дружочка по флажку», после чего старалась направить ребёнка на самостоятельный вывод, анализ правильности выполнения задания.

После всей проведённой работы в  подготовительной группе провела итоговую диагностику. Проанализировав полученные результаты, я сравнила их с данными на начало учебного года в младшей группе и увидела значительный рост уровня восприятия у детей. Диагностические данные помогали мне корректировать всю дальнейшую работу в каждой возрастной группе.

Могу отметить, что рациональный подбор различных видов игровой деятельности их доступность и эмоциональная привлекательность, способствуют развитию восприятия. Дети научились объединять отдельные свойства предметов в целостный образ предмета, выявлять и учитывать их в своих действиях. Стали более открытыми к общению, уверенными в себе и своих интеллектуальных способностях, появились инициативность, терпение, старание, повысилась мотивация детей к обучению на занятиях.

Невозможно было бы достичь поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей. Для этого я установила с родителями партнёрские отношения, так как отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Придерживаюсь мнения, что родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, и их роль в формировании личности растущего человека огромна, поэтому  необходимо постоянное вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, их усвоение непосредственно в теоретической и практической деятельности. Для этого каждый день осуществляю взаимодействие с родителями, и не только в виде педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в воспитательно-образовательной работе с детьми. Чтобы  заинтересовать родителей, использую традиционные формы взаимодействия: консультации, родительские собрания, анкетирование и др. Так же постоянно обновляю информацию в родительском уголке, оформляю тематические стенды и выставки, папки-передвижки.

Нетрадиционные: встречи воспитателей, специалистов и родителей; совместные мероприятия педагогов, родителей, детей. Так же проводим вечера вопросов и ответов, которые носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Благодаря таким формам работы, родители стали проявлять большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются.

Активная деятельность в плане работы с родителями показала, что использование индивидуального подхода к каждой семье, различные формы и методы достаточно эффективны. В результате повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье, постоянно совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; происходит обмен опытом семейного воспитания между родителями; создается благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами. Могу отметить возрастающую активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий, улучшение их посещаемости.

Проведённая работа, положительно повлияла на развитие у детей других психических процессов, что привело к положительным результатам усвоения воспитанниками всех разделов программы.