Цель урока: Выяснить влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на эмбриональное развитие человека
Задачи урока:
- Повторить этапы онтогенеза позвоночных животных;
- Определить факторы, влияющие на течение онтогенеза человека;
- Выяснить влияние вредных привычек на течение эмбриогенеза;
- Воспитать понятие бережного отношения к здоровью;
- Способствовать формированию здорового образа жизни;
- Воспитывать чувство патриотизма на примере Российского и краевого законодательства в вопросах политики здоровье сбережения нации.
Ход урока
- Повторение:
- Повторение темы "Онтогенез" - фронтальная беседа:
- Этапы онтогенеза;
- Характеристика стадий дробления, гаструляции, органогенеза.
- Переход к новой теме урока
Фронтальная беседа и постановка проблемы урока
Мы вспомнили основные этапы течения онтогенеза позвоночных животных, а теперь давайте поговорим о нас с вами - о человеке.
- На какие этапы делится онтогенез человека?
- Где проходит человек своё эмбриональное развитие?
- От каких факторов зависит здоровье будущей мамы и её ребёнка?
Итак, мы поговорим сегодня о влиянии вредных веществ на эмбрион человека.
Озвучивание эпиграфа к уроку:
Независимо от способа размножения, начало новому организму дает одна или несколько клеток, содержащих только наследственные задатки - гены, и не обладающих характерными признаками целого организма. Развитие организма заключается в постепенной реализации наследственной информации полученной от родителей.
Сообщение новой темы - Приложение слайд 1
1.Учитель: Давайте совершим исторический экскурс прошлое человечества и выясним, как складывались отношения человека с алкоголем.
Ученик 1 рассказывает - Приложение слайд 2
Гиппократ в своих научных трудах замечал , что имеет место быть " потомство пьяного зачатия".Древние греки старались не нарушать законов природы, а многие государства запрещали употребление вина молодым, ещё не создавшим семьи.
В средние века был открыт этиловый спирт и крепкие спиртные напитки, но они являлись атрибутами праздничного стола.
Пьянство, особенно в ХIХ веке распространилось во многих странах, но вплоть до первой мировой войны алкоголиков было единицы.
Во второй половине ХХ века винопитие стало массовым явлением. Алкоголь прочно вошёл в жизнь человека. И расплата не заставила себя ждать.
В настоящее время 60% всех детей страдают комплексом неполноценности - следствием нетрезвого образа жизни одного из родителей.
Особую озабоченность мирового сообщества вызывает факт женского алкоголизма. Количество пьющих женщин за последние 25 лет возросло в три раза.
Ещё большую тревогу вызывает приобщение к спиртному молодого поколения.
По данным Госкомстата на 1990 год в России 75 % восьмиклассников и не менее 90% выпускников школ не один раз уже пригубили спиртное.
Среди опрошенных трёх тысяч московских студентов 90 % не знают или имеют поверхностное представление о пагубном влиянии спиртного на детородную функцию.
Это тревожная информация для всех, а особенно для взрослых.
2. Учитель: Итак, мы видим, что алкоголь стал одним из главных пороков общества, интересно, а как обстоят дела на сегодняшний день?
Ученик 2 рассказывает - Приложение Слайд 3
3. Учитель: Итак, мы познакомились с состоянием алкоголизма и осведомленности о его вреде. А сейчас нам предстоит разобраться с вопросом, как алкоголь влияет на организм
Ученик 3 рассказывает:
Алкоголь - яд с многофакторным действием, так как в вине находится масса ядовитых примесей, характерных для низкокачественной продукции: сивушные масла, уксусный альдегид, фенол и т.д.
Алкоголь бесрипятственно проникает в клетки организма и там задерживается надолго, а особенно в головном мозге (30%) и половых железах (15%) . Он заметно снижает иммунитет организма, нарушает целостность генетической структуры: приводит в дефектам в ДНК, хромосомным аномалиям.
Алкоголь способен вызвать привыкание и лежит в основе развития хронического алкоголизма.
Учитель: С крепкими спиртными напитками: водкой, самогоном, ромом и коньяком все понятно, а вот любимый напиток нашей молодёжи - пиво, опасен ли он для здоровья?
Ученик 4 рассказывает
Употребление пива - кратчайший путь в развитию хронического алкоголизма.
В пиве содержатся усилители спирта, которого в пиве немного. Вот почему при смешивании пива с водкой быстро наступает опьянение.
Также в пиве обнаружены вещества, обладающие канцерогенными свойствами.
Было доказано физиологами, что от лёгких вин и пива хронический алкоголизм развивается в три-четыре раза быстрее, чем от употребления водки.
Но, как известно, один порок порождает другой: выпивающий человек, обычно курит. Табачные и алкогольные яды действуют совместно гораздо быстрее, чем по отдельности, так как спирт растворяет продукты курения и кровь доставляет их в клетки организма.
Самое пагубное действие алкоголя - появление больных детей, уродств у детей.
Количество спецшкол для детей с дефектами развития не уменьшается, также возросло количество "трудных" детей в обычных школах. Почему?
4. Учитель: Ребята, сегодня уже звучала фраза о том, что особенно опасен женский алкоголизм, кто-нибудь нам объяснит почему?
Ученик 5 отвечает - Приложение слайд 4
Природа запрограммировала человека на абсолютно трезвое существование. У человека в организме нет в организме сильнодействующего, нейтрализующего алкоголь фермента.
Женский алкоголизм опасен потому, что период жизни яйцеклетки 12-55 лет, закладывается ещё в период внутриутробного развития девочки. А эти клетки могут дать начало новому организму в любое время этого периода. Таким образом, яйцеклетка может быть банком вредных изменений и может привести различные патологические изменения.
Мужские клетки созревают за два месяца. Вот почему молодому мужу говорят, что ребёнок имеет много шансов родиться и вырасти здоровым, если молодой отец три месяца будет соблюдать "сухой закон". А вот сроков воздержания женщины назвать трудно. Лучше вообще исключить спиртное.
На основе алкоголизма может развиться бесплодие.
Учитель (Комментарий к слайду 4): Ребята, хочу вам объяснить, как появились такие уродства: во-первых, это однояйцовые близнецы, а это значит, что яйцеклетка накопила в себе вредные вещества, которые привели к мутации в хромосомах, во-вторых, её неправильное развитие дало сбой на очень раннем сроке беременности ещё на стадии бластулы. Оплодотворённая яйцеклетка начала неправильно делится, а по этой причине на более поздних стадиях эмбриогенеза возникло срастание плодов в области Таза.
К сожалению, такие случаи не единичны, у медиков даже появились свои аксиомы по этому вопросу. Давайте послушаем:
Ученик 6 отвечает - Приложение слайд 5 - слайд 6
- Аксиома №1: Ребёнок, если он родится, будет неполноценным, если один из родителей незадолго до зачатия или во время зачатия находился в нетрезвом состоянии (100% из 100 случаев).
Дефекты чаще всего выражаются в недостатках психологического развития (врождённая детская нервозность)
- Аксиома №2: У 20% пьющих мужчин сперматозоиды малоподвижны или нежизнеспособны.
- Аксиома №3: У пьющих матерей на 34% чаще рождаются мёртвые недоношенные дети.
- Аксиома №4: Если мать изредка употребляет пиво, то в организме плода формируются комплекс изменений - "алкогольный синдром плода" - развитие физически и психически неполноценного плода, вызванного анатомическими уродствами: заячья губа, волчья пасть, сращивание пальцев, водянка головного мозга и т.д.
6. Учитель: Нам уже сегодня говорили о вреде совмещения алкоголя и курения, а кто расскажет нам, как влияет чистый никотин на здоровье матери и ребёнка
Ученик 7 рассказывает - Приложение слайд 7
Во время беременности никотин через плаценту попадает в кровь плода, в результате чего, нарушается его нормальное развитие.У курящих матерей чаще рождаются недоношенные дети. Масса новорожденного у курящей матери всегда на 200грамм в среднем меньше нормы.
Если кормящая мать курит, то у неё уменьшается объем, молока и снижается его качество.
У детей, вскормленных курящими матерями, развивается малокровие. Такие дети чаще всего страдают от бронхита и других респираторных заболеваний.
Вот поэтому во многих цивилизованных странах с курением активно борются. В США появиться на улице с сигаретой считается правонарушением, и за курение в общественных местах вас могут оштрафовать на 800 долларов.
7. Учитель: Ребята, сейчас в мире ведётся активная борьба с табакокурением, например, показаться с сигаретой в общественном месте в Европе считается признаком дурного тона. В Канаде в городе Оттава 1 сентября 2001 года введены большие штрафы за курение в общественных местах. Следят за этим органы правопорядка.
В США, В Лос-Анджелесе на площади Санта-Моника установлено табло, на котором показывают статистику смертельных исходов по вине никотина среди населения города. Люди видят эти цифры каждый день и наблюдают, как увеличивается эта цифра к концу года.
У нас в стране 10 июня 2001 года президент РФ подписал федеральный закон "Об ограничении курения табака".
В 6 статье закона говорится: "Запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, на воздушном транспорте, учреждениях здравоохранения, образовательных учреждениях, учреждениях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти"
В нашем городе стартовала городская программа "Школа - территория свободная от табака". Кроме того, мы знаем, что наш край принял закон "О предупреждении правонарушений и безнадзорности подростков"
Что говорит закон о проблеме алкоголизма и табакокурения среди подростков?
Ученик 9 читает свои авторские стихи - Приложение слайд 8
8. Учитель: Друзья, кроме принятия детского закона на территории нашего края уже на протяжении 4 лет активно ведётся губернаторская программа "Антинарко". В рамках этой программы специалисты ведут активную просветительскую деятельность среди населения, открываются новые спорткомплексы, молодёжь вовлекается в спорт, общественные движения, ведётся волонтёрская деятельность. Мы с вами не можем остаться в стороне, поэтому, давайте поговорим о вреде наркотиков и их влиянии на организм будущих мам и детей.
Учитель: Ребята, вы знаете эти страшные слова опиум, марихуана, гашиш, героин, кокаин. У нас есть сегодня такая возможность узнать, как влияет самый страшный наркотик - кокаин на зародыш человека
Ученик 10 рассказывает - Приложение слайд 9-10
Следы наркотиков можно обнаружить в крови, слюне, моче, волосах, а также около плодовых водах и меконии. В организме плода наркотические вещества задерживаются дольше вследствие замедленного разрушения печенью и накопления в около плодовых водах.
Кокаин на плод действует также как и на мать, вызывая спазм сосудов, тахикардию и повышение АД. Нарушается маточное кровообращение, может развиться плацентарная недостаточность
Употребление кокаина беременной женщиной может спровоцировать самопроизвольный аборт, преждевременные роды, преждевременное излитие околоплодных вод, внутриутробную гипоксию, внутриутробную задержку развития плода, преждевременную отслойку плаценты, гибель плода.
Существует предположение, что у 15% детей, матери которых употребляли кокаин во время беременности, развивается синдром внезапной детской смерти.
Ученик 11 рассказывает - Приложение слайд 11
Злоупотребление во время беременности опиумом приводит к преждевременным родам, а также замедлению родового акта во время второй беременности, мертворожденности и выкидышам.
У плода замедляется рост, повышается нервная возбудимость плода, повышается риск неправильного положения плода при родах (тазовое предлежание).
В младенчестве такой малыш будет очень часто болеть, так как опиаты угнетают иммунитет. Будут наблюдаться задержка массы тела и роста, макроцефалия, повысится риск внезапной смерти.
У младенца может проявляться абстинентный синдром в вид озноба, носовых выделения, сильного возбуждения, бессонницы, учащенного дыхания, плача.
Ученик 12 рассказывает - Приложение слайд 12
Молодёжь считает, что курение марихуаны не приводит к серьёзным последствиям, но это далеко не тек. Беременность может быть осложнена преждевременными родами, а у плода будет замедляться рост, а у мальчиков может снизиться детородная функция, нарушается нервная система и, как следствие, психика. Нарушается зрение и иммунитет.
При грудном вскармливании возможна передача наркотика новорожденному с молоком матери и развития абстинентного синдрома.
9. Учитель: Подведём итоги. Что нужно помнить вам как будущим родителям, чтобы у вас родились здоровые и счастливые дети?
Нам расскажет наш юный поэт.
Ученик читает стихи - Приложение слайд 13
10 Учитель: Итак, ребята, перед нами стоит выбор.
Давайте подумаем, какая ещё жизнь может ожидать маму и ребёнка
Демонстрация слайдов Приложение: 14-22
А теперь я попрошу вас проголосовать и решить нужно ли вам знать о том, что мы сегодня с вами узнали на уроке (цветопись: на доске 4 красных поля с надписями: "Я не знал о последствиях", "Я знал о последствиях", "Я запомню на будущее", "Со мной этого не случится")
Подведение итогов голосования
Итоги урока:
Выставление отметок
Пролог Л.Н.Толстой говорил, что человечество уже давно достигло бы высоких достижений в области изучения природы и познания человека, если бы не отравлял себя ленью, алкоголем, табаком и опиумом.
Домашнее задание: Написать памятку будущим родителям.