За последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Увеличилось количество детей с несоответствием уровня физического развития биологическому росту. Растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.
Здоровье семьи зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому воспитанию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка.
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, поступающих в наше МДОУ разработана программа "Здоровый дошкольник".
Для реализации физкультурно-оздоровительной программы, необходимо взаимодействие с семьей и создание детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Как показывает практика, планомерная работа по программам, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, приводит не только к улучшению состояния здоровья воспитанников, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор. Проводимая работа с родителями способствует тому, что они стараются больше внимания уделять своему здоровью и здоровью своих детей: занимаются с ними физкультурой, выполняют элементарные самомассажи, записывают детей в спортивные секции.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:
Основание для разработки программы:
- Федеральный закон "Об образовании" № 3266-1 от 10 июля 1992г.
- Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка РФ" № 124 -Ф3 от 24.07.1998г.
- "Основы законодательства РФ Об охране здоровья граждан" №5487-1 от 22.06.1993г.
- Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29декабря 2001г. "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года".
- Приоритетный национальный проект "Образование", утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов (протокол №2 от 21.12.2005 г.).
- Закон ЯНАО № 6 - ЗАО от 31.01.2000 "Об образовании в ЯНАО".
- Закон ЯНАО № 8 - ЗАО от 01.03.2006г. "Об окружной
целевой программе "Комплексная программа
развития системы образования ЯНАО на 2006 - 2010
годы".
- Городская целевая программа "Развитие системы образования г. Ноябрьска до 2010 года".
- Городская программа "Здоровье с детства"
Проблемы:
- Возрастающее количество детей с ограниченными возможностями здоровья и вторичными проявлениями различных нарушений;
- увеличение количества детей со 2,3.4 группами здоровья.
Основная цель: Содействие гармоничному физическому развитию и своевременная коррекция имеющихся нарушений в психо-физическом развитии, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Задачи программы:
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни.
- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.
- Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
- Привитие культурно-гигиенических навыков.
- Оздоровление организма посредством приобретения навыка правильного дыхания.
- Осознание и осмысление собственного "Я", преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков.
- Развитие внимания, внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умение управлять своими поступками, чувствами.
- Оказание помощи семье в воспитании детей, обеспечение реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптация к жизни в социуме.
Перечень основных мероприятий:
- разработка комплекса мер по охране и укреплению здоровья детей, реализуемых в МДОУ;
- создание условий для обеспечения современного специального (коррекционного) образования и его доступности;
- систематический анализ здоровья детей с целью последующей медико-психолого-педагогической коррекции;
- соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у вновь поступающих детей, после пропусков по болезни, отпуска родителей;
- укрепления психофизического здоровья детей;
- создание системы мониторинга коррекционного воспитания и обучения;
- поиск новых подходов в организации сотрудничества с родителями.
- повышение приоритета здорового образа жизни, профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья дошкольников.
- разработка и осуществление на основе данных о заболеваемости детей комплекса мер, направленных на улучшение здоровья детей;
- разработка циклов лекций и рекомендаций для педагогов и родителей по оздоровлению детей в ДОУ и в домашних условиях;
- контроль за выполнением оздоровительных мероприятий: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, профилактическое лечение (общие УФО, УФО носа и зева), закаливающие процедуры, коррекционно-оздоровительную гимнастику после сна, прогулка
Принципы создания Программы
Принцип участия - привлечение всех участников педагогического процесса, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, по формированию здоровых привычек, планирование оптимальной учебной нагрузки, своевременной диспансеризации детей.
Принцип гарантий - реализация конституционных прав детей на получение образования и медицинского обслуживания, выполнения государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающегого поколения.
Принцип систематичности и последовательности - постепенный, системный подход к подаче материала, к решению тех или иных возникающих проблем.
Принцип комплектности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного развития работ.
Этапы реализации Программы
Организационный этап
- мониторинг исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков;
- организация здоровьесберегающего образовательного пространства в МДОУ (оздоровительные режимы, комплексы закаливающих мероприятий, физкультурные занятия всех типов, оптимальный двигательный режим);
Этап реализации
- Укрепление материально-технической базы МДОУ (комплекты ростовой мебели, специальное оборудование медицинских и физиокабинетов, технологическое оборудование пищеблока);
- Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей в МДОУ (выполнение норм СанПиН, корректировка учебных планов и программ);
- Создание условий для полноценного сбалансированного питания детей с учетом их здоровья (витаминизация готовых блюд, организация питьевого режима и питания воспитанников);
- Совершенствование системы специального коррекционного обучения (обеспечение преемственности МДОУ и школы №8 в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья,);
- Развитие системы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни дошкольников (организация кружков, систематическое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий)
- Оздоровительная работа с педагогами (проведение спартакиад среди подразделений Управления образования, профилактика "эмоционального выгорания" педагогов).
Завершающий этап
- Проведение анализа и оценки результатов реализуемой Программы (стабилизация показателей уровня заболеваемости детей, психоэмоциональных нарушений детей и педагогов)
- Определение дальнейшей перспективы сохранения и укрепления здоровья детей
Ожидаемые итоговые результаты реализации Программы
Повышение уровня лечебной и профилактической работы
- реализация оптимального режима использования игровой и образовательной деятельности и активного отдыха детей.
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.
- осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
- снижение количества дней, пропущенных по болезни одним ребенком.
- увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
- увеличение количества детей, имеющих гармоничное психофизическое развитие;
- усвоение программы,
- нормализация статических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики;
- увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия;
- применение здоровьесберегающих технологий;
- нормализация речи детей
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
Задача нашего дошкольного учреждения - обеспечить условия для всестороннего развития ребенка и подготовки его к систематическому обучению в школе. Использование физических упражнений в воспитательно-образовательном процессе способствует формированию у детей готовности к обучению и позволяет ребенку полноценно проявлять себя в жизни.
Формы и методы | Содержание |
Обеспечение здорового ритма жизни | Щадящий режим (адаптационный период) |
Создание комфортной обстановки и микроклимата | |
Физические упражнения | Утренняя гимнастика |
Физкультурные занятия | |
Подвижные игры | |
Игры - хороводы | |
Релаксационные упражнения | |
Профилактическая гимнастика (дыхательная, профилактика плоскостопия) | |
Спортивные игры | |
Спортивный час | |
Ритмика | |
Прогулки (организация двигательной активности детей) | |
Коррекционно-развивающая гимнастика после сна | |
Занятия на тренажерах | |
Физминутки | |
Динамические паузы | |
Коррекция физического развития детей | Пальчиковая гимнастика |
Дыхательная гимнастика | |
Индивидуальная работа | |
Кружок "Здоровый дошкольник" (профилактика плоскостопия) | |
Гигиенические и водные процедуры | Мытье рук |
Обливание ног | |
Увлажнение воздуха | |
Свето-воздушные ванны | Проветривание помещений |
Прогулки на свежем воздухе | |
Обеспечение температурного режима | |
Активный отдых | День здоровья |
Физкультурно-спортивные праздники | |
Физкультурный досуг | |
Светотерапия | Обеспечение светового режима |
Музотерапия | Музыкальное сопровождение учебного процесса |
Музотеатральная деятельность | |
Пение | |
Слушание музыки | |
Психогимнастика | Игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы |
Телесные игры | |
Физиотерапия | УФО (общее ) |
Ингаляции носоглотки (2 раза в год) | |
КУФ (2 раза в год) | |
Массаж | Массаж общий, воротниковой зоны, языка |
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
"Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни".
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду.
Формы проведения физкультурных занятий в МДОУ "Колокольчик"
- Обучающие занятия
- Комплексные занятия
- Игровые (на основе подвижных народных игр и игр-эстафет)
- Тематические (сюжетно-игровые)
- Занятия по методу круговой тренировки
- Занятия на основе игр и упражнений с пособиями одного вида
- Самостоятельные занятия (на свободном выборе движений и использованием тренажеров)
- Занятия - зачеты
- Контрольные занятия
- На полосе препятствий
- Походы
- Дни здоровья
- Спортивные тренировки
Формы проведения утренней гимнастики в МДОУ
- Общеразвивающие упражнения без предметов
- Общеразвивающие упражнения с предметами
- На полосе препятствий
- Танцевально-ритмические упражнения
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Роль родителей в сбережении здоровья ребенка при поддержке ДОУ состоит в конструировании природо и культуросообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов МДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка, активном участии в создании культурных традиций детского сада.
В целях создания единого образовательного пространства для детей, родителей и педагогов проводятся совместные мероприятия, в которых участвуют дети вместе со своими родителями.
Формы организации | Ответственный |
Пропедевтическая | |
Анкетирование, тестирование родителей | Педагоги МДОУ |
Беседы (индивидуальные, коллективные) | Педагоги МДОУ, медицинский персонал |
Просветительская | |
Наглядная агитация | Педагоги МДОУ |
Встречи со специалистами (врачом, старшей медсестрой, инструктором по физическому воспитанию, психологом, музыкальным руководителем, учителем - логопедом, учителем-дефектологом) | Заместитель заведующей по ВМР |
Практические рекомендации по обретению родителями валеологических умений и навыков (лекции, беседы, семинары-практикумы, "Школа для родителей") | Старшая медсестра, врач-терапевт, музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию |
Показ открытых познавательных, оздоровительных, физкультурных, музыкальных занятий (работа МДОУ по ЗОЖ) | Педагоги МДОУ |
Устный журнал | Педагоги МДОУ |
Выпуск психологической газеты "Портрет дошкольника" | Педагог-психолог |
Интегративный | |
Совместное обсуждение проблем (адаптационный клуб "Кроха", "Клуб заинтересованных родителей", детско-родительский клуб "Диалог", "Служба доверия", родительские собрания в виде диспутов, деловых игр, КВНов, викторин, круглых столов, дискуссионных клубов) | Педагоги МДОУ |
Знакомство с опытом семейного воспитания (круглый стол, выпуск фотогазеты, видеопросмотры, сочинения о детях) | Воспитатели |
Использование артметодов в работе с семьей (сказкотерапия, игротерапия, куклотерапия, фиторапия) | Педагоги МДОУ |
Поддержка детей посредством семьи "Клуб "Родительская школа"" | Специалисты МДОУ |
Индивидуальная | |
Консультативная индивидуальная помощь (по запросам родителей) | Педагоги МДОУ |
Памятки, рекомендации, советы | Педагоги МДОУ |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми, педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Для этого административный персонал организует следующую работу:
Формы работы | Ответственные |
Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников | Заместитель заведующей по ВМР, Инструктор ФИЗО Медицинский персонал |
Открытые занятия | Заместитель заведующей по ВМР |
Взаимопосещения | Заместитель заведующей по ВМР |
Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий | Воспитатели инструктор ФИЗО |
Подбор методического материала (картотеки игр, динамических пауз, минуток здоровья и т.д.) | Заместитель заведующей по ВМР |
Профилактика "эмоционального выгорания" педагогов | Педагог - психолог |
Создание условий и необходимой материально-технической базы | Заведующая МДОУ Заместитель заведующей по АХЧ |
Повышение квалификации педагогических и медицинских работников | ЯНОИКПРО |
Анализ результатов работы | Заместитель заведующей по ВМР |