О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-этнографическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного учреждения. Следует подчеркнуть, что данная задача может помочь реализовать на практике принцип государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ “Об образовании” – воспитание гражданственности, любви к Отечеству, к окружающей природе, Родине, семье.
Работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и социокультурными особенностями должна быть более определенной: иметь план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных группах, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, свободную деятельность дошкольника в специально организованных условиях. В связи с этим был разработан проект программы “Я – семья – Сургут – Югра – Россия” для дошкольного учреждения.
Цель данного проекта – обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса и решает задачи ознакомления детей с историей и культурой семьи, родного края, округа, России, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает малыша с рождения, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские и многокультурные черты. Проект содержит пять основных разделов. В каждом разделе выделены его приоритетные задачи, ведущие задачи работы в каждой возрастной группе, определен объем и содержание работы в дошкольных группах. Каждый раздел проекта направлен, с одной стороны, на решение конкретных родиноведческих задач, а с другой стороны – дополняет и решает содержание других. Например, такое универсальное средство, как природа, традиционно используют при решении групп задач нравственного, умственного, экологического, эстетического, трудового, этнографического и физического воспитания.
Немаловажную роль в реализации проекта играет предметно-развивающая среда, назначение которой – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Неоценимую помощь в нравственно-этнографическом воспитании может оказать музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка. С точки зрения музейной педагогики “подлинная встреча” с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки.
Для этого в развивающей среде МДОУ д/с № 75 созданы развивающие зоны, позволяющие осуществлять в работе с детьми основные направления проекта:
- “Русская изба” – дает представление детям о жизни русичей – славян, одежде, предметах быта.
- Студия изобразительного искусства – дети имеют возможность получить изобразительные умения и навыки рисовать предметы народных промыслов, знакомиться с декоративно-прикладным искусством.
- Экологический зал – формирование у детей осознанного и бережного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними.
- Этнографический музей – дает представление детям об истории города Сургута, Югры и России, а также об их символике.
- Телекомната – дети имеют возможность просматривать сюжеты документальных фильмов из истории города Сургута, Ханты-Мансийского округа – Югра, просторы России т.д.
Таким образом, данная работа педагогического коллектива по нравственно-этнографическому воспитанию детей в МДОУ позволит воспитать достойного гражданина России.