Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность.
Как обучать русскому языку?
Русский язык и литературу преподаю в школе 35 лет. Всегда училась и продолжаю учиться преподавать уроки.
В своей работе совмещаю традиционные формы с новаторскими приёмами.
Достигала результатов, используя элементы заинтересовавших меня авторских методик и идя своим собственным путём.
Дорогу осилит – идущий!
Особое место в моей работе занимает такая форма организаций учебы, как работа «экипажами». Это группа учащихся из 4,5 человек, один из которых «командир», другой – «бортмеханик», остальные члены «экипажа». Работа «экипажами» обеспечивает активное участие в уроке каждого ученика, повышает авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствует созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма. Работать «экипажами» трудно, но я верю в способности детей, и они знают: будет нелегко, но им помогут.
Руководствуюсь следующими приемами в своей
работе: у ученика уже есть умения и навыки, с
которыми он пришёл ко мне в класс, – изучай их,
развивай и совершенствуй.
Поэтому не только я ищу эффективные пути
обучения, но и ученику помогаю найти самые
приемлемые для него пути овладения знанием.
Когда беру новый класс (желательно
пятиклассников), присматриваюсь к ним всю первую
четверть. Затем делю учащихся на «экипажи».
В составе 4 человека. Комплектую их по месту
жительства (микрорайонам). Так эффективнее. Они
могут помогать друг другу и после уроков.
Во главе «экипажа» – командир. Это обычно
сильный ученик. У него твердая «5», или к «5»
надо дотянуться и закрепиться.
Рядом с командиром сидит пилот. Он помогает
своему командиру. Средний ученик, это тот, кто
учится на «4» или может срабатывать на «4».
Ему поможет командир, да он и сам, получив
должность «зама», не уступит её, а будет
стараться удержаться на своём месте.
Остальные два ученика – члены «экипажа». Это
слабые в знаниях дети, их большинство.
«Экипажи» могут быть постоянного и переменного
состава. Дети могут переходить из одного
«экипажа» в другой, но такое бывает очень редко,
так как учащиеся вживаются в свой микрокласс и не
хотят его покидать.
В течение всего урока стараюсь восполнить все
пробелы, направляю работу. Слежу за климатом в
«экипажах», не допускаю размолвок.
Работа «экипажами» – это интересная организация
учебного процесса,
она позволяет подходить к каждому виду работы
дифференцированно, т.е. учитывая личностные
критерии. Ведь очень важно отметить ученика,
который отстаёт в силу разных причин, но
старается догнать класс. Командир обязательно,
подводя итог работы, скажет о самой
незначительной успешности ребят из своего
«экипажа». Заметит всё.
Оценивая знания, я подбираю задания разных
уровней с учетом подготовленности ребят по
предмету, их развития. Задания даются по
вариантам: двум членам «экипажа», пилоту и
командиру. Задания первого варианта требуют
воспроизведения материала, содержат
определенную дозу помощи: разрешаю посмотреть
«подсказку». Задания второго варианта
направлены на применение знаний, умений в новой
ситуации, установление связей между понятиями.
Задания третьего варианта рассчитаны на
учащихся, проявляющих большую степень
самостоятельности (творческие задания).
Оцениваются задания разных вариантов
неодинаково.
Насколько тщательно выучены и повторены правила правописания, проверять надо постоянно.