Историческая проблема.
Почему необходимая стране реформа была неоднозначно воспринята в разных слоях общества?
Почему крестьянская реформа послужила основой дальнейших перемен в России?
Ресурсы: учебник Левандовский А.А.,карты 13, 16 на цветной вкладке, компьютер.
План урока:
- Введение
- Основная часть урока: Причины отмены крепостного права, подготовка реформы. Содержание реформы 19 февраля 1861 года. Значение отмены крепостного прав.
- Закрепление
Ход урока
1. Знакомство с темой урока, исторической проблемой.
2. Основная часть урока
Предпосылки отмены крепостного прав
18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил, умирая, Николай Александр 2 занимался государственными делами будучи еще наследником. Вступив на престол, он не почувствовал, что попал в “темный лес”. Он знал, что в государстве накопилось много проблем и что важнейшая из них – крепостное право. Уроки Крымской войны говорили о том, что эту проблему надо решать безотлагательно.
Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомним, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?
Предпосылки отмены крепостного права
|
Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону. Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву?
Ученики обсуждают цитаты из документов.
| Документ 1.
По некоторым подсчетам в 1850-г. г. по сравнению с 1840-ми чистые сборы хлеба и картофеля на душу населения у помещичьих крестьян снизились в Северо-Западном районе на 8%, в Центрально-Черноземном – на 16%, в Западном на 22% и в Юго-Западном на 30%. К 1859г. 65% помещичьих крестьян были заложены в кредитных учреждениях, а на помещичьих имениях числилось только казенных долгов более чем на 425 млн. рублей серебром. (Чунтулова В. Т. Экономическая история России. М. , 1987. с. 77). Документ 2. …. Ожидание предстоящей свободы сильно выразилось в 1856 г. , причем крестьяне целыми иногда селениями…отказывались исполнять господские работы, высказывая желание поступить в ряды ополчения и предполагая, что с тем вместе получат они свободу. …Кроме того, в минувшем году было 8 случаев нанесения крепостными людьми побоев помещикам, 1 – убийство управляющего и 1 – нанесения ран (Хрестоматия по истории. 1861-1917г. М. , 1980. С. 6–7) Документ 3. “Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены– и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы…Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой”. “…Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрения к петербургскому правительству”.(“При дворе двух императоров. Воспоминания”.) Документ 4. Речь Александра II: “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками , к несчастью , существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”. (Речь на приеме московских предводителей дворянства).
|
Учитель совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.
Практическая работа
| УЭ-0 В результате работы ты должен узнать: – как происходила подготовка реформы, в чем сущность основных положений реформы; ты должен уметь: сопоставлять различные источники, обобщать материал, делать выводы, находить альтернативные варианты решений | |
| УЭ-1_Цель: выяснить, в чем проявилась историческая необходимость отмены крепостного права. Задания: Сравни различные точки зрения на освобождение крестьян, раскрытые в тексте учебника на стр. 186-187 Данные занеси в таблицу (см. Приложение 1) | Оцени работу сам Поставь оценку |
| УЭ-2 Цель: определить основные этапы подготовки реформы, составь хронологическую таблицу в рабочей тетради. Какие противоречия в высших слоях общества проявились входе подготовки реформы, результаты занеси в таблицу. Выполни контрольное задание А или Б. А. Чем объяснить разные точки зрения на вопрос об отмене крепостного права? Б. согласен ли ты, что, предложив реформу и отстаивая ее, Александр 2 проявил личное мужество? | Оцени свою работу А – 0–5 баллов. Б – 0–7 баллов |
| УЭ-3 Цель: анализ основных положений реформы1861 года Вопросы: Какие цели преследовала данная реформа? Какого размера земельный надел предоставлялся крестьянину для выкупа, на каких условиях? В чем суть “временнообязанных” отношений? Как осуществлялся контроль за выполнением условий выкупной сделки? Сущность крестьянского самоуправления? Выполни задание А или Б А. Объясни термины: отрезок, временнообязанный, мировой посредник. Б. Определи историческое значение отмены крепостного права. | Оцени свою работу А-3бал. Б-5бал |
| УЭ-4 Используя информацию (см. Приложение 2, текст учебника стр.190–191) сделай вывод о значении отмены крепостного права | |
| УЭ-5 Итоговый контроль (получи тест у учителя, выполни его, проверь ответы по таблице) | Оцени |
| УЭ-6 Рефлексия Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке? Что вызвало наибольшую трудность: первичное изучение материала или обобщение и систематизация знаний? С каким настроением ты изучал материал? |
- Отмена крепостного права наносила удар прежней системе крепостного произвола и создавала условия для победы свободных договорных отношений.
- Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России
- В результате реформы было освобождено 25 млн. крестьян.
Итоговый контроль.
- Какое обстоятельство стало решающей причиной, побудившей Александра
провести в1861 году крестьянскую реформу:
А) Поражение в Крымской войне
Б) Требование дворянства освободить крестьян
В) Широкий размах крестьянских волнений - Какие крестьяне считались временнообязанными:
А) Крестьяне не заплатившие выкуп за положенную им землю
Б) Крестьяне записавшиеся в народное ополчение
В) Государственные крестьяне - Временнообязанные крестьяне должны были:
А) Платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца
Б) Бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю
В) Принимать участие в общественных работах в своем уезде - Что такое отрезки:
А) Земля, которой наделялись крестьяне по реформе
Б) Земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян
В) Часть крестьянского надела, оказавшаяся лишней по сравнению с установленной нормой - Кто такой мировой посредник:
А) Представитель помещиков, участвующий в разработке крестьянской реформы
Б) Представитель крестьянской общины, участвующей в разрешении споров между помещиками и крестьянами
В) Представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы