Основная функция преподавателя заключается в том, чтобы дать знания и содействовать разностороннему развитию учащихся. Организация внеклассной работы по предмету «Природопользование и охрана окружающей среды» позволяет решать данную проблему, а также дает возможность преподавателю раскрыть учащимся картину научного видения мира, «прикоснуться» к личности ребят, направить пытливый ум в нужное русло, воздействовать на их мировоззрение. Внеклассная работа по предмету проводится преподавателем в форме факультатива «Экос – наш общий Дом».
Программа факультатива направлено на то, что бы заинтересовать учащихся проблемой состояния окружающей среды своего города, региона, дать им наиболее полную и объективную информацию о сложившейся ситуации в области экологии, создать условия экологического воспитания учащихся, сформировать требуемый уровень экологической культуры. Занятия в рамках данного факультатива позволяет ребятам произвести переоценку окружающего мира и себя в этом мире.
В качестве материала для подготовки и проведения занятий по экологическому воспитанию учащихся использую периодическую печать, материалы РосПотребНадзора, водоканала, химических предприятий города и региона, экологического юннатского центра, ЗАГСа, данные экологических служб, медицинских учреждений города.
При проведении факультатива использую различные формы организаций занятий: беседы, дискуссии, встречи с медицинскими работниками, экскурсии в краеведческий музей, экологический Центр, завод по переработке бытовых отходов; проведение театрализованных представлений, экологические практикумы, исследовательские работы, Занятия включают в себя различные виды деятельности учащихся, при этом учитываются интересы ребят, их пожелания. При подготовке к занятиям факультатива придерживаюсь следующих правил:
- Правило первое: предлагаемая информация должна быть новой, статистические данные – впечатляющими.
- Правило второе: не придерживаться назидательной формы общения.
- Правило третье: подготовка мероприятия должна быть детальной.
- Правило четвертое: каждое занятие должно быть полезным для здоровья, ума и души.
Для того чтобы добиться результатов занятий, нужно создать благоприятную обстановку, эмоциональный комфорт, что обеспечивает более тесное общение с учащимися, позволяет выслушать каждого из них, дает возможность влиять на формирование их мнения.
Приведу примеры организации занятий факультатива.
Например, занятия по теме «Экология воздуха» провожу в форме информационного сообщения с элементами беседы и проведением экологического практикума, в ходе которого учащиеся получают достоверную информацию о состоянии загрязнения воздуха города. На город Стерлитамак приходится пять химических предприятий. Заводы сбрасывают хлор, хлорорганику, аммиак, ароматические углеводороды, пары ртути. Свою лепту в загрязнении атмосферы города вносит автотранспорт. Все эти вещества отрицательно воздействуют на человека. Но вся эта информация звучит абстрактно, и она перестает быть абстракцией, как только начинаем проводить экологические практикумы, такие как:
- Влияние диоксида серы (SO2) на растения
- Моделирование «парникового эффекта»
- Содержание углекислого газа в воздухе в учебных классах и мастерских лицея.
Экологические практикумы проводятся не только с целью наблюдения за явлением, но и для развития навыков исследовательской работы учащихся. Так, экологические практикумы по оценке содержания углекислого газа в воздухе в учебных классах и мастерских лицея с помощью аппарата «Орса», позволили получить сведения о своей рабочей среде. Воздушная среда класса оказывает постоянное воздействие на организм учащихся. В ней содержится большое количество разнообразных химических веществ, которые образуются в процессе жизнедеятельности людей, в результате деструкции синтетических полимерных материалов, а также микроорганизмов. Повышенное содержание углекислого газа приводит к быстрой утомляемости, снижению внимания, к дискомфорту, способствует неблагоприятному протеканию физиологических процессов у ребят. На основе экспериментальных данных учащиеся приходят к выводу о необходимости соблюдения режима сквозного проветривания помещений.
На занятиях, посвященных экологии воды, учащиеся знакомятся с нормами качества, со способами очистки воды в домашних условиях, не имея дорогих фильтров. При этом, стараюсь обратить их внимание на то, что система водоснабжения устарела. В отличие от западных стран, где воду озонируют, у нас ее хлорируют, что вредно для здоровья. Хлор, соединяясь с органикой, образует яд (разновидность диоксинов) и хотя его мало, но накапливаясь постепенно, он способствует отравлению организма. Помимо этого, хлор вызывает коррозию труб: в итоге мы пьем ржавую воду. Кроме того, в воде находится много солей кальция. Для нашего региона эта доза солей превышена. При варке эти соли переходят в пищу и способствуют зашлаковке организма, атеросклерозу, артрозу, остеохондрозу, образованию камней в печени, почках. Что нужно делать, чтобы избежать этих неприятностей или уменьшить их воздействие? Для этого предлагается простой способ дегазации воды от хлора: набрать в стеклянную или эмалированную посуду воду, дать ей постоять не менее трех часов. Затем воду слить, не взбалтывая и не до конца (на два пальца от дна). Из нее же можно сделать талую воду. Талая вода способна активизировать биологические процессы, возможно, благодаря этому среди горцев много долгожителей, т. к. они постоянно пьют талую воду ленников. С помощью простой установки с ребятами получаем «живую» и «мертвую» воду. «Живой» водой учащиеся поливают цветы в лицее, при этом наглядно убеждаясь, в положительном воздействии на них.
Истинное творчество проявляют учащиеся при подготовке мероприятия «Мы в ответе за тех, кого мы приручили». Ребята заранее пишут сочинения – миниатюры, эссе о друге человека, оформляют книжки – малышки, делают стенд с фотографиями своих питомцев. Сколько тепла, любви можно услышать на этом мероприятии о своем домашнем Друге. Все ребята признают, что если к домашнему животному относиться с любовью, то они отплатят тем же: преданностью, лаской, добротой. Мероприятие организуется как театральное представление. Своих питомцев (кошек и собак) учащиеся наряжают в костюмы. Выводят их под, музыку. Сколько здесь звучит смеха, восторга! Никто из присутствующих в зале не остается равнодушным.
Занятия по теме «Экология души» проводится в непринужденной обстановке, при свечах, звучит спокойная музыка. Так легче подвести разговор к тому, чтобы ребята были терпимее друг к другу, стремились делать добро, учились радоваться жизни и добрым словом, вниманием радовать окружающих людей. Ведь словом можно убить, злые языки страшнее пистолета. В подтверждении этой мысли вполне уместно привести стихотворение В. Солоухина:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово
То рождено теплом души…
…Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
А выдержки из священной книги древних иранцев «Авеста», где сказано: «настанут времена, когда люди станут более лживыми и более подверженными низким порокам. Они будут неблагодарны и неуважительны к хлебу, соли, не будут иметь любви к своей стране. Религиозные люди не смогут совершать свои омовения, Ибо в эти последние времена мертвая материя и отбросы станут так обильны, что человек, куда не шагнет, наступит на мертвую материю» заставляет учащихся задуматься над тем, что нельзя потребительски относиться к природе, поскольку, приходится за все платить.
Большое внимание уделяю пропаганде экологии здоровья. Одна из главных проблем современности – проблема табакокурения. Для этого провожу социологический опрос по данной проблеме, предлагаю мини – сочинения: «Моя первая сигарета», «Девушка и сигарета», «Мое отношение к курящим». Эти работы удивляют и радуют своей откровенностью и честными признаниями. Предлагаются советы бросающим курить, соблюдение каких правил увеличит их шанс на успех.
Так же на занятиях факультатива проводятся исследовательские работы такие как:
– Экологическая оценка ситуации в городе –
экологический аудит по секторам: вода, воздух,
отходы, почва;
– Мониторинг состояния реки Стерли;
– Моделирование «парникового эффекта».
Это позволяет повышать уровень образования у учащихся в области экологии, развивает их творческий потенциал. Ребята учатся проводить эксперименты, использовать научные факты, выдвигать гипотезы, вести обработку полученных результатов.
Учащиеся принимали участие в проведении научно–практических конференциях, посвященных экологии региона республики Башкортостан, пищевым продуктам XXI века, самому важному минералу – воде.
Завершающим этапом работы факультатива «Экос – наш общий Дом» является открытое мероприятие «Экологии предупреждают» с выставкой поделок «Отходы в доходы», рисунков «Человек и природа», флористики, конкурс рефератов.
В заключении хочется отметить, что в процессе всех проведенных занятий у учащихся вырабатывается твердое мнение, что здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные ценности.
Таким образом, организуя внеклассные занятия для ребят, мы проникаем в духовную сферу, вкладывая в нее норму экологической культуры человека, которая поможет им как в настоящем, так и в будущем.
Прилагается:
- программа факультатива (Приложение 1),
- научно-исследовательская работа «Мониторинг реки Стерли» (Приложение 2),
- две разработки внеклассных мероприятий (Приложение 3)