Казахстан вступает в мировое образовательное пространство. И, наряду с использованием образовательных программ и технологий, применяемых практике, в нашем государстве разрабатываются оригинальные методики, подходы к решению главной задачи – эффективности обучения. Одной из проблем реформы образования страны является выявление, обучение, развитие и поддержка одаренных детей. Актуальность изучения проявления одаренности личности в науке сегодня настолько очевидна, что вряд ли нуждается в особых доказательствах важность и значимость разработки исследований в данной отрасли. Сегодня как никогдапристальное внимание общественности, государства устремлено в сферу одаренности детей, поскольку именно талантливые люди в сравнении с другими своими соотечествениками способны внести коренные изменения в научно-техническое, информационное и культурное развитие страны. Одним из путей выявления одаренных детей является проведение олимпиад, конкурсов, соревнований.
1. Подготовка одаренных учеников к олимпиадам разного этапа:
- подготовка одаренных учеников к школьным олимпиадам по информатике;
- подготовка одаренных учеников к районным/городским олимпиадам по информатике;
- подготовка одаренных учеников к областным олимпиадам по информатике;
- подготовка одаренных учеников к республиканским олимпиадам по информатике;
- подготовка одаренных учеников к международным олимпиадам по информатике;
- подготовка одаренных учеников к всемирным олимпиадам по информатике;
- подготовка одаренных учеников к соревнованиям “Зерде”;
- подготовка одаренных учеников к соревнованиям “Акбота”;
- подготовка одаренных учеников к международным соревнованиям “Кенгуру” по информатике.
2. Подготовка одаренных учеников к научным проектам и соревнованиям:
- подготовка одаренных учеников к школьным соревнованиям, научным проектам по информатике;
- подготовка одаренных учеников к районным/городским соревнованиям, научным проектам по информатике;
- подготовка одаренных учеников к областным соревнованиям, научным проектам;
- подготовка одаренных учеников к республиканским соревнованиям, научным проектам по информатике;
- подготовка одаренных учеников к международным соревнованиям, научным проектам по информатике;
- подготовка одаренных учеников к всемирным соревнованиям, научным проектам по информатике;
Республиканский научно-практический центр “Дарын” разработал комплексную программу “Дарын” по развитию творческих способностей учащихся разных возрастных групп. Будущий интеллектуальный потенциал нашего государства сегодня сидит за школьной партой. И от того, насколько своевременно будут выявлены и раскрыты внутренние резервы всех учеников, одаренных в особенности, будеть зависеть решение той глобальной задачи, которая стоит сегодня перед системой образования. В нашей стране много одаренных детей, которые могут показать хороших результаты. И мы должны приложить все усилия для достижения этих результатов как на школьном, районном/городском, областном, республиканском, международным и всемирном уровне.
С 1999 года республиканские научные соревнования одаренных детей проводятся “Казахстан-2030” по следущим направлениям:
I. Научно-технический прогресс - как ключевое звено экономического роста.
Секции: физика, техника, науки о земле и космосе;
II. Математическое моделирование экономических и социальных процессов.
Секции: математика, прикладная математика, информатика;
III. Здоровая природная среда – основа реализации стратегии “Казахстан-2030”.
Секции: биология, химия, охрана окружающей среды и здоровья человека;
IV. Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты.
Секции: история, краеведение, этнокультуроведение, литература, языкознание.
Потому что ни одна страна не может позволит себе расточать таланты, а отсутствие потенциала, иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может [1]. В отличие от социалистического принципа “Всем равное образование”, мы открыто признаем необходимость создания элиты в нашем государстве, то есть людей высокообразованных, грамотных, а главное, способных к творчеству. Поэтому особое внимание мы должны уделять одаренным детям в семье, детском саду, в школе, колледже, университете и т.д. Потому что, они станут элитой, взявшей на себя ответственность за интеллектуальный, экономический, политический уровень нашего суверенного государства в будущем. Работа с одаренными детьми проходит в несколько этапов [2]. Первый поиск одаренных детей. Деятельность учителя включает наблюдение, анализ, беседу. Как известно, талантливые дети не показывают замечательных достижении при отсутствии интенсивной и длительной педагогической и родительской поддержки. Лучшая форма работы - это сотрудничество, причем трехстороннее: дети, родители, учителя [3]. Особое внимание руководство страны обращает на поддержку совсем молодых талантов, желая увидеть их в будущем в качестве лидеров казахстанского общества, в том числе, в сфере науки. С 2000 года Республиканский научно-практический центр “Дарын” является филиалом Всемирной выставки науки и техники со штаб-квартирой в Вашингтоне [4]. Созданное нами: А.Х.Беркут, Ж.К.Нурматова, Н.А.Ханторе, Н.А.Ханторе, М.А.Ханторе, Т.А.Ханторе, Е.К.Нурсеитовым научное общество одаренных детей имени “Аль-Фараби” в СОШ №54 развивает интерес талантливой молодежи к науке, формирует навыки проведения научных исследований вместе с научными руководителями, что в итоге содействует формированию интеллектаульного потенциала страны.
Одной из главных задач, определенных стратегией “Казахстан-2030” и стоящих перед системой образования наукой Республики, является воспитание культурной и образованной молодежи, которой в недалеком будущем предстоит продолжить преобразования в стране и вести созидательную работу для процветания Казахстана и всех его граждан. Ниже мы провели методику о создании научного общества одаренных детей имени “Аль-Фараби”, так как он всемирный известный великий ученый. Методика воспитания одаренных детей в семье, в детском саду, в школе, в ВУЗе, районное/городское научное общество одаренных детей имени “Аль-Фараби”, областное научное общество одаренных детей имени “Аль-Фараби”, республиканское научное общество одаренных детей имени “Аль-Фараби”.
Литература
- Научно-практический журнал “Одаренный ребенок”, №1, 2005. -С.3.
- А.Х.Беркут, Ж.К.Нурматова. Методика проведения внеклассных работ в средней школе. Шымкент, 2001. – С.25-27.
- А.Х.Беркут, Ж.К.Нурматова. Методика организации научного общества “Аль-Фараби” в средней школе. Шымкент, 2008. – С.55-58.
- Т.Битуова. У.Жексенбаева. Организация начного ученического общества и подготовка их к республиканским олимпиадам, научным проектам. Астана. 2006.